Формирование звукослоговой структуры у дошкольников.
методическая разработка по развитию речи

Глухова Вера Юрьевна

Формирование звукослоговой структуры у дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по формированию звукослоговой структуры у дошкольников.

Неречевые психические функции.

Работа над общей моторики.

Исследуются ловкость движений, точность движений, темп, координация движений, переключение с одного движения на другое. Данное  исследование проводилось на занятиях физкультурой. Наблюдение шло за естественными движениями детей ( осанка, походка) за выполнением заданий  ( ходьба, бег, прыжки, игра с мячом).

Работа мелкой моторики. Динамическая организация движений.

  1. Процедура: тест: кулак – ребро – ладонь.                  

Инструкция: « посмотри, как я делаю и повтори».

  1. Процедура: Графическая проба «забор»

Инструкция: « Продолжать рисовать забор по образцу, не отрывая  руку».

Работа на восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Оценка ритмов (со слуха).

Процедура и инструкция: « Скажи, сколько раз я стучала?».

II, III, II, IIII, I, II.

Воспроизведение ритмов.

Процедура и инструкция: « Послушай внимательно и стучи так, как я».

Работа над слуховым вниманием.

А. Процедура: Дифференциация звучащей игрушки;

Инструкция: «Покажи, какая игрушка сначала звучала (бубен, погремушка, дудочка, гармошка).

В. Процедура: Определение направления звука(звучание игрушки).

Инструкция: «Скажи, где звучит игрушка».

Речевые функции.

Работа над артикуляционной моторикой: Исследование артикуляционного  аппарата и его моторики имеет важное значение для определения дефектов звуковой стороны речи ребенка и для  планирования коррекционных упражнений.

Исследование движения нижней челюсти.

Первое задание: Открыть рот.

Инструкция: «Открой, пожалуйста, рот».

Второе задание: Закрыть рот.

Инструкция: «Закроя, пожалуйста, рот».

Третье задание: Попеременно открывать и закрывать рот.

Инструкция: «Пожалуйста, открой рот, а теперь закрой».

Четвёртое задание: Подвигать нижней челюстью из стороны в сторону.

Инструкция: « А теперь подвигай нижней челюстью из стороны в сторону».

Исследование движения губ.

Первое задание: Улыбка.

Инструкция: « Улыбнись, пожалуйста».

Второе задание: « Хоботок»

Инструкция: « Вытяни вперёд сомкнутые губы».

Третье задание: Улыбка – хоботок.

Инструкция: « Улыбнись, а потом вытяни губы вперед».

Исследование движения языка.

Первое задание: Высунуть язык, удержать на средней линии.

Инструкция: « Высуни, пожалуйста, язык».

Второе задание: Лопаточка.

Инструкция: «Открой рот, улыбнись. Положи широкий язычок на нижнюю губу и удерживай его. Губы не напрягай».

Третье задание: Иголочка.

Инструкция: « открой рот, губы растяни, высунь острый язычок».

Четвертое задание: Лопаточка – иголочка.

Инструкция : « Открой рот, улыбнись. По очереди высовывай то широкий, то острый язычок».

Пятое задание: Поднять кончик языка за верхние резцы.

Инструкция: «Подними язычок за верхние зубки».

Шестое задание: Опустить кончик языка за нижние резцы.

Инструкция: Опусти язычок за нижние зубки.

Седьмое задание: Узким кончиком языка коснуться сначала правого потом левого угла рта.

Инструкция: « Открой рот, улыбнись. Высунь язычок и поворачивай его так, чтобы  кончик касался углов рта.

Исследования движений мягкого нёба

Первое задание: Покашлять с открытым ртом.

Инструкция: «Открой, пожалуйста, рот и покашляй»

Второе задание: Произнеси звук А с широко открытым ртом.

Инструкция:» Открой рот пропой звук А»

Исследование мышц лицевой мускулатуры.

Первое задание: Надувание щёк.

Инструкция: « Надуй щёки, покажи толстячка».

Второе задание: Поднимание бровей.

Инструкция: « Подними брови, удивись».

Третье задание: Нахмуривание бровей.

Инструкция: « Нахмурь брови, рассердись».

Четвертое задание: Поочерёдное зажмуривание глаз.

Инструкция: « Зажмурь правый глаз, а затем левый».

Пятое задание: Наморщивание носа.

Инструкция: « Наморщи нос как будто ты чем то - недоволен».

Шестое задание: Поднимание верхней губы.

Инструкция: « Подними верхнюю губу, покажи верхние зубы».

Оценка выполнения: выявить наличие или отсутствие движений, способность длительного удержания заданной позы, способность к переключению от одного движения к  другому. Способность к одновременному выполнению движений, темп выполнения движений, объём движений, точность выполнения движений, наличие синкинезий в мимической и антикуляционнной мускулатуре, отклонение языка в сторону, отклонение кончика языка в сторону.

Звукопроизношения.

Звукопроизношения проводится общепринятыми  в логопедической практике методами с использованием логопедического альбома: детям предъявлялась картинка, и предлагалось  назвать изображенный на ней предмет.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи что это?»

Речевой материал включал слова различной звуковой и слоговой структуры. Исследуемые звуки: ([п] [б] [м],[Ф]-[в], [Д] –[г]- [Н],[k]-[г]-[н],[с]-[с][з]-[з]-[у],[у]-[ш]-[ж]-[ш]-[ч],[л]-[л]-[р]-[р][й] находились в начале, конце или середине слова.

Предлагаемые группы слов:

Петух, черепаха, паутина; Ботинки, банка, клубок, банан;

Мыло, земляника, сом; Фонари, флажок;

Дом, радуга, дым; Губы, рога, попугай;

Носки, окно, слон; Собака, усы, нос;

Семь, гусь, апельсин; Зубы, козел, зонт;

Узел, зеленый, зебра; Шапка, машина, душ;

Цепочка, яйцо, огурец; Чайник, мяч, очки;

Щётка, ящик, плащ; Лук, пила, дятел;

Лейка, ель, телефон; Рыба, корова, топор;

Репа, фонарь, брюки;

Чайник, зелёный, майка, трамвай.

Работа над фонематическим анализом.

Выделение звука на фоне слова.

Детям предлагается отобрать картинки, в названиях которых.

Инструкция: « Посмотри и выбери картинки, где есть звук, который я назвала».

Предлагаемые группы слов: Мальчик, продавец, автобус, доска;

Заяц, кастрюля, полотенце, туча.

Над сложной формы фонематического анализа.

  1. Вычисление первого и последнего звука в слове;

Процедура: Назвать в слове первый звук, последний звук.

Инструкция: « Я говорю слова, а ты называешь, какой звук стоит первым, а какой последним».

Предлагаемые слова: Санки, лист, сумист, торс, салат, коса, каска, маска, крыса.

  1. Нахождение заданного звука в слове.
  1. Процедура: Определить, где находится данный звук в слове.

Инструкция: « Я называю слова, а ты располагаешь фишку в соответствии с местоположением звука: в начале, середине или конце слова»

Предлагаемые слова: Санки, лист, сушит, коса, сайка, сушка, крыса,

[С] В начале                    [С] В середине                               [С] В конце

Санки, суп, сушит, сайка.     Лист, миска, крыса, коса.             Нос.

  1. Процедура: Выбрать из предложенных картинок только те, в которых заданный звук находится в начале слова.

Инструкция: « Я называю слова, а ты складываешь картинки, где звук стоит в начале слова в одну сторону, а остальные картинки в другую».

Предлагаемые слова: Санки, сушит, лист, нос, коса, сайка, сумка, крыса.

  1. Процедура: Выбрать из предложенных картинок только те, в  которых заданный звук находится в середине слова.

Инструкция: « Я называю слова, а ты складываешь картинки, где звук стоит в конце слова в одну сторону, а остальные в другую».

Предлагаемые слова:  Санки, лист, сушит, нос, коса, сайка, суп, крыса.

  1. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

Процедура: Детям предлагается выяснить, какой звук слышится в слове перед и после заданного звука.

Инструкция: « Я называю слово, а ты говоришь, какой звук стоит перед звуком [с] и после него.

Предлагаемые слова: Нос, лес, сок, лесной, весна, стол, стон, мост, полоса, посуда, кастрюля, поднос.

  1.  Определение последовательности и количества  звуков в слове.

Процедура: Последовательно называть звуки в слове и посчитать их.

Инструкция: « Назови звуки так, как они стоят в слове. А теперь посчитай, сколько звуков в данном слове»

Предлагаемые слова: Лист, сыр, кошка, гвоздь, кусты, танк, скамейка, фазан, футболист, гармонь, носорог, цыплёнок, ананас, василёк, кактус, фонтан, медведь, сушка, гусь, кот, нос, дым.

Работа над формированием фонетического синтеза и представлений.

1. Составление слова из заданных звуков.

Процедура: Придумать слово с заданным количеством звуков.

Инструкция: « Придумай слово, чтобы в нем было столько звуков, сколько показано».

2. Подбор картинок с заданным звуком.

Инструкция: « Подбери картинки, в названии которых есть тот звук, который я тебе скажу».

Работа на особенностей звукослоговой структуры слова.

1.Воспроизведения односложных слов.

Процедура: Ребёнку предъявлялись по очереди картинки, и предлагалось назвать их. Если ребёнок не знал, какое либо слово, ему разъяснялось его значение. Если ребёнок называл правильно или же допускал ошибку, переходили к следующей картинке ( ошибки не исправлялись они фиксировались в протоколе)

Инструкция: «Посмотри на картинку. Скажи мне что это такое?».

Предлагаемые слова:

  • Слова с простой структурой: кот, дом, мяч, шар, нож, рак.
  • Слова со стечением согласных: хлеб, ключ, танк, слон, торт, мост.

2. Воспроизведения двусложных слов.

Процедура и инструкция те же

Предлагаемые слова:

  • Слова из двух открытых слогов: ноты, муха, вата, рыба, весы, пила.
  • Слова с одним закрытым слогом: петух, веник, мешок, замок, банан, лошадь.
  • Слова со стечением согласных в середине слова: банка, кепка, туфли, лампа, сумка, ведро.
  • Слова с закрытым слогом и стечением согласных: стакан, кровать, клубок, фартук, рюкзак, медведь.
  • Слова с двумя стечениями согласных: кружка, свечка, кнопки, кресло, звезда, свекла.

3. Воспроизведения трёхсложных слов.

Процедура и инструкции те же.

Предлагаемые слова:

  • Слова из открытых слогов: машина, корова, лопата, лимон, собака, малина.
  • Слова с закрытым слогом: телефон, самолёт, самовар, молоток, барабан, помидор.
  • Слова со стечением согласных: бабочка, подушка, ромашка, улитка, ботинки, рубашка.
  • Слова со стечением согласных и закрытым слогом: светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолёт, цыплёнок.
  • Слова с двумя стечениями согласных: скакалка, перчатки, игрушка, кисточка, ласточка, расчёска.

4. Воспроизведения многосложных слов.

Процедура и инструкция те же.

Предлагаемые слова:

  • Слова из открытых слогов: пуговица, паутина, самокаты, черепаха, кукуруза, гусеница.
  • Слова со сложной слоговой структурой: велосипед, полотенце, регулировщик, сковорода, телевизор, мотоцикл.

5. Воспроизведения слоговой структуры в предложениях.

Процедура: Логопед медленно и чётко произносит предложения. Ребёнку предлагается повторить его. Ошибки ребёнка не исправляются.

Инструкция: « Слушай внимательно, я буду называть тебе предложения, а ты повторяй их за мной».

Предлагаемые предложения:

Лара забрала Рому домой.

Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

На перекрёстке стоит регулировщик.

Милиционер ездит на мотоцикле.

У кошки пушистый хвост.

Саша уступил место старушке.

В условиях нарушенного речевого развития очень важным для логопедической теории и практики является вопрос о нарушениях звуковой и слоговой структуры слов у детей. Как указывается в литературе(Р.Е.Левина,А.К.Маркова,Л.Б.Есечко,Г.В.Чиркина,Н.С.Жукова,Е.М.Мастюкова,Т.Б.Филичева,О.В.Преснова,С.Н.Сазонова,Т.А.Титова,,З.Е.Агранович),у детей с аномалиями речевого развития отмечаются разнообразные проявления искажений звукослоговой структуры слова:замены,пропуски,перестановки, повторения звуков и слогов,упрощение групп согласных и.т.п. Искажения звукослоговой структуры слова отрицательно влияют  на формирование лексики,грамматического строя речи,фонематическое развитие и на овладение в будущем письменной речью.Особенностью этих нарушений является их стойкость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

Направления и содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Актуальность темы.Одной из важнейших задач современной логопедии является формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В виду сложного характера...

Формирование звукослоговой структуры слова.

Этапы работы по формированию звукослоговой структуры слова (по Ткаченко Т.А.)...

Методическая разработка по формированию звукослоговой структуры речи у детей с ОНР дошкольного возраста.

В методических рекомендациях расписаны задания по шести направлениям, направленные на формирование слоговой структуры слова и на развитие фонематического слуха....

«Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи при помощи компьютерных технологий» (методическая разработка)

Методическая разработка с электронной поддержкой  в виде презентаций и flash – роликов предназначена для включения в систему коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими ре...

Формирование звукослоговой структуры слова

Игры и упражнения по формированию звукослоговой структуры слова...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....