Формирование звукослоговой структуры у дошкольников.
методическая разработка по развитию речи
Формирование звукослоговой структуры у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_formirovaniyu_zvukoslogovoy_struktury_u_doshkolnikov.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по формированию звукослоговой структуры у дошкольников.
Неречевые психические функции.
Работа над общей моторики.
Исследуются ловкость движений, точность движений, темп, координация движений, переключение с одного движения на другое. Данное исследование проводилось на занятиях физкультурой. Наблюдение шло за естественными движениями детей ( осанка, походка) за выполнением заданий ( ходьба, бег, прыжки, игра с мячом).
Работа мелкой моторики. Динамическая организация движений.
- Процедура: тест: кулак – ребро – ладонь.
Инструкция: « посмотри, как я делаю и повтори».
- Процедура: Графическая проба «забор»
Инструкция: « Продолжать рисовать забор по образцу, не отрывая руку».
Работа на восприятия и воспроизведения ритмических структур.
Оценка ритмов (со слуха).
Процедура и инструкция: « Скажи, сколько раз я стучала?».
II, III, II, IIII, I, II.
Воспроизведение ритмов.
Процедура и инструкция: « Послушай внимательно и стучи так, как я».
Работа над слуховым вниманием.
А. Процедура: Дифференциация звучащей игрушки;
Инструкция: «Покажи, какая игрушка сначала звучала (бубен, погремушка, дудочка, гармошка).
В. Процедура: Определение направления звука(звучание игрушки).
Инструкция: «Скажи, где звучит игрушка».
Речевые функции.
Работа над артикуляционной моторикой: Исследование артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения дефектов звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений.
Исследование движения нижней челюсти.
Первое задание: Открыть рот.
Инструкция: «Открой, пожалуйста, рот».
Второе задание: Закрыть рот.
Инструкция: «Закроя, пожалуйста, рот».
Третье задание: Попеременно открывать и закрывать рот.
Инструкция: «Пожалуйста, открой рот, а теперь закрой».
Четвёртое задание: Подвигать нижней челюстью из стороны в сторону.
Инструкция: « А теперь подвигай нижней челюстью из стороны в сторону».
Исследование движения губ.
Первое задание: Улыбка.
Инструкция: « Улыбнись, пожалуйста».
Второе задание: « Хоботок»
Инструкция: « Вытяни вперёд сомкнутые губы».
Третье задание: Улыбка – хоботок.
Инструкция: « Улыбнись, а потом вытяни губы вперед».
Исследование движения языка.
Первое задание: Высунуть язык, удержать на средней линии.
Инструкция: « Высуни, пожалуйста, язык».
Второе задание: Лопаточка.
Инструкция: «Открой рот, улыбнись. Положи широкий язычок на нижнюю губу и удерживай его. Губы не напрягай».
Третье задание: Иголочка.
Инструкция: « открой рот, губы растяни, высунь острый язычок».
Четвертое задание: Лопаточка – иголочка.
Инструкция : « Открой рот, улыбнись. По очереди высовывай то широкий, то острый язычок».
Пятое задание: Поднять кончик языка за верхние резцы.
Инструкция: «Подними язычок за верхние зубки».
Шестое задание: Опустить кончик языка за нижние резцы.
Инструкция: Опусти язычок за нижние зубки.
Седьмое задание: Узким кончиком языка коснуться сначала правого потом левого угла рта.
Инструкция: « Открой рот, улыбнись. Высунь язычок и поворачивай его так, чтобы кончик касался углов рта.
Исследования движений мягкого нёба
Первое задание: Покашлять с открытым ртом.
Инструкция: «Открой, пожалуйста, рот и покашляй»
Второе задание: Произнеси звук А с широко открытым ртом.
Инструкция:» Открой рот пропой звук А»
Исследование мышц лицевой мускулатуры.
Первое задание: Надувание щёк.
Инструкция: « Надуй щёки, покажи толстячка».
Второе задание: Поднимание бровей.
Инструкция: « Подними брови, удивись».
Третье задание: Нахмуривание бровей.
Инструкция: « Нахмурь брови, рассердись».
Четвертое задание: Поочерёдное зажмуривание глаз.
Инструкция: « Зажмурь правый глаз, а затем левый».
Пятое задание: Наморщивание носа.
Инструкция: « Наморщи нос как будто ты чем то - недоволен».
Шестое задание: Поднимание верхней губы.
Инструкция: « Подними верхнюю губу, покажи верхние зубы».
Оценка выполнения: выявить наличие или отсутствие движений, способность длительного удержания заданной позы, способность к переключению от одного движения к другому. Способность к одновременному выполнению движений, темп выполнения движений, объём движений, точность выполнения движений, наличие синкинезий в мимической и антикуляционнной мускулатуре, отклонение языка в сторону, отклонение кончика языка в сторону.
Звукопроизношения.
Звукопроизношения проводится общепринятыми в логопедической практике методами с использованием логопедического альбома: детям предъявлялась картинка, и предлагалось назвать изображенный на ней предмет.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи что это?»
Речевой материал включал слова различной звуковой и слоговой структуры. Исследуемые звуки: ([п] [б] [м],[Ф]-[в], [Д] –[г]- [Н],[k]-[г]-[н],[с]-[с][з]-[з]-[у],[у]-[ш]-[ж]-[ш]-[ч],[л]-[л]-[р]-[р][й] находились в начале, конце или середине слова.
Предлагаемые группы слов:
Петух, черепаха, паутина; Ботинки, банка, клубок, банан;
Мыло, земляника, сом; Фонари, флажок;
Дом, радуга, дым; Губы, рога, попугай;
Носки, окно, слон; Собака, усы, нос;
Семь, гусь, апельсин; Зубы, козел, зонт;
Узел, зеленый, зебра; Шапка, машина, душ;
Цепочка, яйцо, огурец; Чайник, мяч, очки;
Щётка, ящик, плащ; Лук, пила, дятел;
Лейка, ель, телефон; Рыба, корова, топор;
Репа, фонарь, брюки;
Чайник, зелёный, майка, трамвай.
Работа над фонематическим анализом.
Выделение звука на фоне слова.
Детям предлагается отобрать картинки, в названиях которых.
Инструкция: « Посмотри и выбери картинки, где есть звук, который я назвала».
Предлагаемые группы слов: Мальчик, продавец, автобус, доска;
Заяц, кастрюля, полотенце, туча.
Над сложной формы фонематического анализа.
- Вычисление первого и последнего звука в слове;
Процедура: Назвать в слове первый звук, последний звук.
Инструкция: « Я говорю слова, а ты называешь, какой звук стоит первым, а какой последним».
Предлагаемые слова: Санки, лист, сумист, торс, салат, коса, каска, маска, крыса.
- Нахождение заданного звука в слове.
- Процедура: Определить, где находится данный звук в слове.
Инструкция: « Я называю слова, а ты располагаешь фишку в соответствии с местоположением звука: в начале, середине или конце слова»
Предлагаемые слова: Санки, лист, сушит, коса, сайка, сушка, крыса,
[С] В начале [С] В середине [С] В конце
Санки, суп, сушит, сайка. Лист, миска, крыса, коса. Нос.
- Процедура: Выбрать из предложенных картинок только те, в которых заданный звук находится в начале слова.
Инструкция: « Я называю слова, а ты складываешь картинки, где звук стоит в начале слова в одну сторону, а остальные картинки в другую».
Предлагаемые слова: Санки, сушит, лист, нос, коса, сайка, сумка, крыса.
- Процедура: Выбрать из предложенных картинок только те, в которых заданный звук находится в середине слова.
Инструкция: « Я называю слова, а ты складываешь картинки, где звук стоит в конце слова в одну сторону, а остальные в другую».
Предлагаемые слова: Санки, лист, сушит, нос, коса, сайка, суп, крыса.
- Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.
Процедура: Детям предлагается выяснить, какой звук слышится в слове перед и после заданного звука.
Инструкция: « Я называю слово, а ты говоришь, какой звук стоит перед звуком [с] и после него.
Предлагаемые слова: Нос, лес, сок, лесной, весна, стол, стон, мост, полоса, посуда, кастрюля, поднос.
- Определение последовательности и количества звуков в слове.
Процедура: Последовательно называть звуки в слове и посчитать их.
Инструкция: « Назови звуки так, как они стоят в слове. А теперь посчитай, сколько звуков в данном слове»
Предлагаемые слова: Лист, сыр, кошка, гвоздь, кусты, танк, скамейка, фазан, футболист, гармонь, носорог, цыплёнок, ананас, василёк, кактус, фонтан, медведь, сушка, гусь, кот, нос, дым.
Работа над формированием фонетического синтеза и представлений.
1. Составление слова из заданных звуков.
Процедура: Придумать слово с заданным количеством звуков.
Инструкция: « Придумай слово, чтобы в нем было столько звуков, сколько показано».
2. Подбор картинок с заданным звуком.
Инструкция: « Подбери картинки, в названии которых есть тот звук, который я тебе скажу».
Работа на особенностей звукослоговой структуры слова.
1.Воспроизведения односложных слов.
Процедура: Ребёнку предъявлялись по очереди картинки, и предлагалось назвать их. Если ребёнок не знал, какое либо слово, ему разъяснялось его значение. Если ребёнок называл правильно или же допускал ошибку, переходили к следующей картинке ( ошибки не исправлялись они фиксировались в протоколе)
Инструкция: «Посмотри на картинку. Скажи мне что это такое?».
Предлагаемые слова:
- Слова с простой структурой: кот, дом, мяч, шар, нож, рак.
- Слова со стечением согласных: хлеб, ключ, танк, слон, торт, мост.
2. Воспроизведения двусложных слов.
Процедура и инструкция те же
Предлагаемые слова:
- Слова из двух открытых слогов: ноты, муха, вата, рыба, весы, пила.
- Слова с одним закрытым слогом: петух, веник, мешок, замок, банан, лошадь.
- Слова со стечением согласных в середине слова: банка, кепка, туфли, лампа, сумка, ведро.
- Слова с закрытым слогом и стечением согласных: стакан, кровать, клубок, фартук, рюкзак, медведь.
- Слова с двумя стечениями согласных: кружка, свечка, кнопки, кресло, звезда, свекла.
3. Воспроизведения трёхсложных слов.
Процедура и инструкции те же.
Предлагаемые слова:
- Слова из открытых слогов: машина, корова, лопата, лимон, собака, малина.
- Слова с закрытым слогом: телефон, самолёт, самовар, молоток, барабан, помидор.
- Слова со стечением согласных: бабочка, подушка, ромашка, улитка, ботинки, рубашка.
- Слова со стечением согласных и закрытым слогом: светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолёт, цыплёнок.
- Слова с двумя стечениями согласных: скакалка, перчатки, игрушка, кисточка, ласточка, расчёска.
4. Воспроизведения многосложных слов.
Процедура и инструкция те же.
Предлагаемые слова:
- Слова из открытых слогов: пуговица, паутина, самокаты, черепаха, кукуруза, гусеница.
- Слова со сложной слоговой структурой: велосипед, полотенце, регулировщик, сковорода, телевизор, мотоцикл.
5. Воспроизведения слоговой структуры в предложениях.
Процедура: Логопед медленно и чётко произносит предложения. Ребёнку предлагается повторить его. Ошибки ребёнка не исправляются.
Инструкция: « Слушай внимательно, я буду называть тебе предложения, а ты повторяй их за мной».
Предлагаемые предложения:
Лара забрала Рому домой.
Экскурсию проводил молодой экскурсовод.
На перекрёстке стоит регулировщик.
Милиционер ездит на мотоцикле.
У кошки пушистый хвост.
Саша уступил место старушке.
В условиях нарушенного речевого развития очень важным для логопедической теории и практики является вопрос о нарушениях звуковой и слоговой структуры слов у детей. Как указывается в литературе(Р.Е.Левина,А.К.Маркова,Л.Б.Есечко,Г.В.Чиркина,Н.С.Жукова,Е.М.Мастюкова,Т.Б.Филичева,О.В.Преснова,С.Н.Сазонова,Т.А.Титова,,З.Е.Агранович),у детей с аномалиями речевого развития отмечаются разнообразные проявления искажений звукослоговой структуры слова:замены,пропуски,перестановки, повторения звуков и слогов,упрощение групп согласных и.т.п. Искажения звукослоговой структуры слова отрицательно влияют на формирование лексики,грамматического строя речи,фонематическое развитие и на овладение в будущем письменной речью.Особенностью этих нарушений является их стойкость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.
Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям структуры отдельного слога, особенно со стечением согласн...
Направления и содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
Актуальность темы.Одной из важнейших задач современной логопедии является формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В виду сложного характера...
Формирование звукослоговой структуры слова.
Этапы работы по формированию звукослоговой структуры слова (по Ткаченко Т.А.)...
Методическая разработка по формированию звукослоговой структуры речи у детей с ОНР дошкольного возраста.
В методических рекомендациях расписаны задания по шести направлениям, направленные на формирование слоговой структуры слова и на развитие фонематического слуха....
«Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи при помощи компьютерных технологий» (методическая разработка)
Методическая разработка с электронной поддержкой в виде презентаций и flash – роликов предназначена для включения в систему коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими ре...
Формирование звукослоговой структуры слова
Игры и упражнения по формированию звукослоговой структуры слова...
Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.
Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....