"Использование пословиц и поговорок как средства развития и воспитания дошкольников с ТНР "
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательногй деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в форме квеста " Страна пословиц".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ksenzova_o.a._kvest_oktyabr_2018.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  в  форме квеста  для  детей  старшего дошкольного возраста

«Страна пословиц».

Автор:  Ксензова Оксана Анатольевна,  воспитатель ГБДОУ д/с №1  Калининского района  г.Санкт-Петербурга.

Цель: вызвать интерес к пословицам, создать радостное настроение от выполнения заданий.

Оборудование:

* карта;

*конверты с буквами  для загаданного слова;

*карточки с цифрами для обозначения станций;

*карточки с  изображением  смайликов-эмоций (радость, спокойствие, злость, удивление, страх, восторг);

*мольберт с листом большого формата и  маркер  для записи цифр;

*воздушные шарики , номер телефона на бумажке в одном из шариков;

*телефон;

*карточки с изображением пословиц для задания  « Подбери пару»;

*изображения пословиц на альбомных листах;

* «таинственный сундучок»   с  молотком, сантиметром, безопасными закрытыми  ножницами, игрушечной рыбкой и удочкой, яблоком, игрушечным зайцем, игрушечным солдатиком;

* подарок детям (лэпбук  «Пословицы»).

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить понятие «пословица».
  2. Обогащать речь детей через  пословицы.

Развивающие:

  1. Развивать умение понимать смысл пословиц.
  2. Развивать внимание, память, мышление.
  3. Развивать умение выражать свои мысли последовательно, развернуто,  полным предложением.
  4. Упражнять в выразительном проговаривании пословиц.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к  русскому языку через пословицы.
  2. Воспитывать культуру поведения во время беседы, культуру телефонного разговора.

Ход  НОД:

Воспитатель приглашает ребят пройти в помещение:

«Ребята! Сегодня я приглашаю вас  в увлекательное путешествие по интересной стране. А что это за страна вы скоро догадаетесь. Послушайте стихотворение :

Они недаром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они- великие помощницы,

И в жизни верные друзья!

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении?»

Воспитатель выслушивает ответы детей.

«Сегодня мы совершим путешествие по стране пословиц! Пословица-это  краткое народное изречение, это короткое высказывание, содержащее поучение.  Нас ожидают интересные задания, выполнив которые мы сможем узнать   загаданное слово. Что необходимо каждому путешественнику ?»

Воспитатель выслушивает  ответы детей.

« Правильно, карта. Давайте ее рассмотрим. Как вы думаете, где нас ждет  первое испытание ?»  

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит всех к первому  заданию.

В-ль: «На картинке изображена пословица ( «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» ) Назовите ее. Чему она учит? (ответы детей) Вот и нам с вами надо потрудиться: каждый выберет себе карточку и внимательно ее рассмотрит».

    Дети берут со стола карточки со смайликами - эмоциями, выложенные рисунками вниз.

В-ль: «Что изображено на твоей карточке, Катя ? (В-ль спрашивает каждого ребенка, выслушивает ответы. ) Итак, первое задание: произнести пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!»  с  той эмоцией, которая изображена на  вашей карточке.

Ребята по очереди выполняют задание.

В-ль: «Вы справились с первым заданием и получаете подсказку в конверте. Давайте заглянем в карту, куда  мы пойдем дальше ?(Все перемещаются к следующей станции  №2) 

В-ль: «Следующее задание: вам необходимо вспомнить пословицы с цифрами. (Ребята называют пословицы и записывают цифры на доску). Молодцы, получайте следующую подсказку».

В-ль: «Для того, чтобы красиво и выразительно говорить, необходимо выполнять  дыхательную гимнастику. Приглашаю вас выполнить следующее задание: нам нужно  надуть шарики! (Все надувают шарики, воспитатель помогает завязать их).  Смотрите, у Кати в шарике что-то есть! Как нам это достать? Правильно, лопнуть шарик. (Воспитатель отдает свой шарик ребенку вместо лопнувшего). На этой бумажке что-то написано. Как вы думаете, что это? Правильно, это телефонный номер. Может быть это подсказка? Давайте позвоним, но прежде вспомним правила телефонного разговора. В начале телефонного разговора надо поздороваться и представиться, затем сообщить цель звонка. Слушать собеседника внимательно, не перебивая. В конце беседы поблагодарить и попрощаться.

В-ль набирает телефонный номер и включает громкую связь. По телефону ребята выполняют следующее задание: закончить поговорку «Без труда не выловишь и …..(рыбки из пруда)».

В-ль: Молодцы, ребята! Получайте следующую подсказку. Двигаемся дальше! Следующая станция под номером 4. Ой, беда-беда! Все пословицы рассыпались! Мы должны им помочь ! Давайте возьмем картинки с  изображением первой части пословицы (Каждый ребенок берет одну карточку). Внимательно рассмотрите их, подумайте, начало какой пословицы изображено? (В-ль выслушивает индивидуальные ответы детей). Вам необходимо найти картинку с продолжением вашей пословицы.

Дети выбирают картинки и по очереди объясняют свой выбор, при необходимости, воспитатель помогает исправить  ошибки.

В-ль: И с этим заданием вы справились ! Получите следующий конверт-подсказку. Идем дальше! Станция №5.  Нас ждет таинственный сундучок. Будем по очереди нащупывать предметы, постараемся догадаться, что это за предмет. И, конечно, надо назвать пословицу, которая подходит к этому предмету по смыслу.

Дети по очереди просовывают руку в отверстие сундучка, нащупывают предмет, называют его, затем  вспоминают пословицы, подходящие по смыслу к этому предмету. После выполнения получают конверт с подсказкой.

В-ль: Мы с вами добрались до последнего изображения на карте ! Финальное задание для вас:  составить слово из полученных букв-подсказок.

Ребята достают из конвертов карточки с буквами, составляют слово  «МУДРОСТЬ».

 В-ль: Ребята, как вы думаете, почему именно это слово было спрятано в «Стране Пословиц»? Что оно означает? Кого  можно назвать  мудрым? Что может быть  мудрым? (Ответы детей). Вы замечательно справились со всеми заданиями этой страны. И в награду  пословицы приготовили для вас подарок! Давайте посмотрим на карту,  где-же спрятан подарок?

Дети ищут подарок, рассматривают, обсуждают.

В-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие. В какой стране мы путешествовали? А новые пословицы вы сегодня узнали или только вспомнили уже знакомые? Какое задание было самым сложным? Самым простым? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Сегодня мы попрощаемся с этой  интересной страной, и пообещаем, что обязательно сюда еще вернемся!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками»

Консультация для воспитателей«Использование пословиц и  поговорок в работе с дошкольниками»...

Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях.

Знание пословиц и поговорок развивает у детей мышление, память, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи. Для лучшего запоминания пословиц хорошо использовать рисунки....

Конспект сказки - инсценировки, с использованием пословиц ,"Курочка Ряба".

Материал для проведения инсценирования в детском саду....

Использование пословиц и поговорок в режимных моментах учителем-логопедом.

Проводя коррекционную работу во  время  режимных моментов, комментируя приём пищи детей дошкольного возраста,  учитель-логопед может использовать пословицы и поговорки. Подборка п...