ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Речевая подготовка к школе»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Аннотация
Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Речевая подготовка к школе» составлена на основе методического пособия «Играем, развиваемся» О.В. Михайловой.
Направленность: социально-педагогическая
Цель программы: формирование речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Продолжительность реализации программы: 1 учебный год (60 учебных часов).
Краткое содержание:
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Речевая подготовка к школе» (далее Программа) предназначена для обучения детей 5-6 лет. Она обеспечивает развитие у детей фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obrazovaniya_rech.podgot._k_shkole.docx | 52.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Югорска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Принята на заседании
«Утверждаю»
Методического (педагогического) совета Директор МБОУ «СОШ № 6»
Протокол № __ от «___»___________ г. ___________Е.Б. Комисаренко
Приказ № _____«__»______ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Речевая подготовка к школе»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 учебный год.
Автор-составитель:
учитель-логопед
Журавель Надежда Ивановна
Югорск
2019
Аннотация
Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Речевая подготовка к школе» составлена на основе методического пособия «Играем, развиваемся» О.В. Михайловой.
Направленность: социально-педагогическая
Цель программы: формирование речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Контингент обучающихся: учащиеся дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6».
Программа рассчитана на детей 5 - 6 лет.
Продолжительность реализации программы: 1 учебный год (60 учебных часов).
Формы организации процесса обучения: занятия проводятся в логопедическом кабинете на базе дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6»
Краткое содержание:
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Речевая подготовка к школе» (далее Программа) предназначена для обучения детей 5-6 лет. Она обеспечивает развитие у детей фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.
Развитие фонематических процессов:
- уметь слышать и выделять гласный или согласный звук в слове в разной позиции (начало, середина, конец слова);
- выполнять анализ коротких слов из 3-5 звуков типа «сок», «каша», «кукла»;
- выполнять синтез коротких слов из 3-5 звуков;
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- называть слова на заданный звук;
- уметь различать твердость-мягкость, звонкость-глухость звуков;
- знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- выполнять слоговой анализ слов.
Развитие лексико-грамматических категорий:
- иметь достаточный словарный запас;
- активно использовать существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства;
- прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов;
- широко употреблять глаголы с различными приставками и суффиксами;
- дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы,
- слова, близкие по смыслу, — синонимы;
- работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их,
Развитие связной речи:
- уметь пользоваться развернутой фразовой речью,
- уметь работать с предложением,
- правильно строить простые предложения,
- составлять предложения по опорным словам и картинкам.
- участвовать в беседе, поддерживать разговор.
Ожидаемые результаты освоения Программы:
Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
- умеет определять позицию звука в слове; придумывает слова на заданный звук;
- самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний, применяет их в собственной речи;
- подбирает однокоренные и образовывает новые слова.
- согласовывает слова в числе, роде, падеже.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………............................3
1.2. Цель и задачи Программы………………………………………………………………....4
1.3. Принципы Программы ………………..…….....................................................................5
1.4. Формы организации обучения дошкольников ………………..………………………....5
1.5. Планируемые результаты освоения Программы ………………………………………..6
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Особенности содержания Программы…………………………………………..……......6
2.2. Методы и приемы обучения…………………….…..…………………………………......6
2.3. Перспективно-тематическое планирование работы по Программе………………….....6
2.4. Режим занятий воспитанников………………………………………………………….....7
2.5. Материально-техническое обеспечение Программы ……………………………………7
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников и педагогическим
коллективом. ………………………………………………………………………………...8
3. Список использованной литературы……..……………………….…………….………..8
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность Программы: социально-педагогическая
Актуальность Программы. Наша речь — процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, нарушением грамматичес-кого строя речи, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Группа/ категория учащихся:учащиеся 5 - 6 лет дошкольных групп МБОУ«СОШ 6».
Срок реализации Программы: реализуется в течение 1 года в ходе дополнительной образовательной деятельности.
Новизна и оригинальность Программы. Новизна программы заключается в том, что состоит из двух блоков – речевого и познавательного. Первый блок – подготовка к обучению грамоте и второй блок – познавательный, носит развивающий, профилактический характер, способствует пробуждению у детей интереса к интеллектуальной, познавательной деятельности и повышает возможности детей, а также раскрывает потенциал творческого решения задач. Все эти личностные качества дошкольников соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.
Каждое занятие имеет определенный алгоритм, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Отличительной особенностью программы является то, что составлена она с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. В основу планирования занятий положен комплексно-тематический принцип.
Нормативно-правовой ноябрь базой для разработки Программы является:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15 мая 2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2015 г. № 41 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных небольшими организаций».
- «Требования к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844).
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности в МБОУ «СОШ № 6» от 07.09.2015 г. № 2266.
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», принят общим собранием трудового коллектива протокол № 5 от 29.05.2015 г., утвержден администрацией города Югорска 01.07.2015 г. за № 2422.
1.2. Цель и задачи план Программы
Цель: формирование речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Задачи:
Обучающие:
- формировать и развивать фонематический слух;
- развивать произносительные умения;
- формировать умение правильно строить предложение;
- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения;
- расширять словарный запас детей;
- формировать и развать навыки звуко - буквенного анализа.
Развивающие:
- развивать слуховое восприятие;
- развивать графические навыки;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
- воспитывать самоконтроль за речью.
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать умение работать самостоятельно при выполнении заданий.
1.3. Принципы Программы
Обучение детей осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип научности – подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип целостности, комплексности педагогических процессов – логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, учителем-логопедом;
- принцип системности – логоритмическая работа должна способствовать формированию речевых средств в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц ;
- принцип последовательности – каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. Задача педагога – соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме;
- принцип учета уровня развития ребѐнка – два основных уровня (по Л.С. Выготскому): уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия;
- принцип повторений умений и навыков – в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
- принцип отбора лингвистического материала – правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков;
- принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания – главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности;
- принцип активного обучения – используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;
- принцип результативности – получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
1.4. Условия реализации Программы:
В группы зачисляются все желающие дети 5 - 6 лет, посещающие дошкольное образовыательное учреждение. Количество детей в группе 6 - 8 человек. Программа составлена на период с октября по май. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятия 25 минут.
С целью охвата всех желающиж детей в получении дополнительного образования, используются фронтальная форма организации обучения.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
В результате обучения дети должны знать и уметь:
• ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
• умеет определять позицию звука в слове; придумывает слова на заданный звук;
• самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
• ребёнок усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний, применяет их в собственной речи;
• подбирает однокоренные и образовывает новые слова.
• согласовывает слова в числе, роде, падеже.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Особенности содержания Программы
Занятия помогают педагогам эффективно решать образовательные задачи в соответствии с реализуемой примерной общеобразовательной программой дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6». Программой предусмотрено проведение 60 занятий в год (два раза в неделю).
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, длительность занятия составляет 25 минут для детей 5 - 6 лет.
Каждое занятие имеет свою логическую структуру:
- Организационный этап (от 2 до 5 минут…) …
- Основной этап (от 15 до 20 минут) - практическая часть занятия, …..
- Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) - рефлексия, …..
Все занятия проходят в логопедическом кабинете.
2.2. Методы и приемы обучения.
При реализации Программы используются следующие методы и приемы обучения:
- Словесный метод. Устное изложение. Беседы.
- Наглядный метод обучения: показ иллюстраций. показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу.
- Практические методы обучения: игры, игровые упражнения, ситуации.
2.3. Перспективно-тематическое планирование работы по Программе
№ п/п | Дата | Тема занятия | |
1 неделя октября | Занятие № 1,2 | Знакомство с детьми, экскурсия по кабинету. Лексическая тема: «Осень». П/г «Дождик» | |
2 неделя октября | Занятие № 3,4 | Звук и буква У. Лексическая тема: «Овощи». П/г «Вырос у нас чесночок …» | |
3 неделя октября | Занятие № 5,6 | Звук и буква А. Лексическая тема: «Фрукты». П/г «На базар ходили мы…» | |
4 неделя октября | Занятие № 7,8 | Звуки и буквы А, У. Лексическая тема: «Мебель». П/г «Мебель» | |
1 неделя ноября | Занятие № 9,10 | Звук и буква И. Лексическая тема: «Одежда и обувь». | |
2 неделя ноября | Занятие № 11,12 | Звуки и буквы А,У. Лексическая тема: «Птицы». П/г «Курочке по зернышку…» | |
3 неделя ноября | Занятие № 13,14 | Звук и буква Н. Лексическая тема: «Дом». | |
4 неделя ноября | Занятие № 15,16 | Звук и буква М. Лексическая тема: «Перелетные птицы». | |
1 неделя декабря | Занятие № 17,18 | Закрепление изученных звуков и букв. Лексическая тема: «Зима». | |
2 неделя декабря | Занятие № 19,20 | Звук и буква П. Лексическая тема: «Посуда» | |
3 неделя декабря | Занятие № 21,22 | Звук и буква Т. Лексическая тема: «Зимующие птицы». П/г «Зимующие птицы» | |
4 неделя декабря | Занятие № 23,24 | Фонетичуская игра «Правильный банан» Лексическая тема: «Новый год!» | |
2 неделя января | Занятие № 25,26 | Звук и буква ?.Лексическая тема: «Зимние забавы». П/г «Лыжи» | |
3 неделя января | Занятие № 27,28 | Звуки и буквы П-Т Лексическая тема: «Домашние птицы» | |
4 неделя января | Занятие № 29,30 | Звуки и буквы К,Т,П. Лексическая тема: «Домашние животные». П/г «Котёнок» | |
1 неделя февраля | Занятие № 31,32 | Звук и буква Х. Лексическая тема: «Дикие животные» П/г «Ёж, медведь, барсук, енот …» | |
2 неделя февраля | Занятие № 33,34 | Звуки и буквы К-Х. Лексическая тема: «Животные севера и юга». | |
3 неделя февраля | Занятие № 35,36 | Звук и буква О. Лексическая тема: «Транспорт». П/г «Транспорт». | |
4 неделя февраля | Занятие № 37,38 | Звук Х-Хь и букваХ. Лексическая тема: «Профессии защитников Отечества» | |
1 неделя марта | Занятие № 39,40 | Звуки П,Пь. Лексическая тема: «Весна» | |
2 неделя марта | Занятие № 41,42 | Звуки Т, Ть. Лексическая тема: «Семья». П\г «Этот пальчик – дедушка …» | |
3 неделя марта | Занятие № 43,44 | Звуки К,Кь. Лексическая тема: «8 Марта!» П/г «Цветок» | |
4 неделя марта | Занятие № 45,46 | Звук и буква Ы.Лексическая тема: «Профессии». | |
1 неделя апреля | Занятие № 47,48 | Звуки и буквы И , Ы. Лексическая тема: «Профессии» | |
2 неделя апреля | Занятие № 49,50 | Звук и буква Л. Лексическая тема: «Хлеб». | |
3 неделя апреля | Занятие № 51,52 | Звуки Л,Ль. Лексическая тема: «Космос» | |
4 неделя апреля | Занятие № 53,54 | Гласные звуки и буквы. Лексическая тема: «Наш город» | |
2 неделя мая | Занятие № 55,56 | Звук и буква Р. Лексическая тема: «День Победы» | |
3 неделя мая | Занятие № 57,58 | Звуки Р, Рь, буква Р. Лексическая тема: «Растения» | |
4 неделя мая | Занятие № 59,60 | Согласные звуки и буквы. Лексическая тема: «Школа» |
2.4. Режим занятий воспитанников
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности. Основным видом образовательной деятельности является непрерывная образовательная деятельность, проводимая в форме занятий. Занятия проводятся педагогом, прошедшим специальное обучение. Программой предусмотрено проведение 60 занятий в год (два раза в неделю).
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, длительность занятия составляет 25 минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет). Все занятия проходят в учебном кабинете.
2.5. Материально-техническое обеспечение Программы
Для развития детей необходимо создать развивающую среду, которая предоставит возможности каждому ребенку реализовать себя в каждом виде деятельности.
Для создания развивающей среды необходимы следующие материалы и оборудование:
- иллюстрации и репродукции картин;
- дидактический материал;
- наборы игр, игрушек, картикок по темам;
- музыкальные и шумовые инструменты
- аудио и видео материалы, фонограммы;
- ноутбук.
Для успешной реализации программы необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно - гигиеническим требованиям и нормам.
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников и педагогическим коллективом.
Система взаимодействия с родителями предусматривает:
- консультации;
- беседы;
- анкетирование.
Взаимодействие с коллегами в рамках реализации Программы осуществляется через семинары-практикумы, консультации.
Создание развивающей среды.
3. Список использованной литературы
1. Михайлова О.В. «Играем, развиваемся». Санкт-Петербург. 2012 г.
2. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». СПб: Издательский дом «Литера», 2014.
3. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет». СПб: Издательский дом «Литера», 2013.
Интернет-ресурсы:
1.Лого –Ассорти. МЕРСИБО. mersibo.ru
2.Звуковой калейдоскоп. МЕРСИБО. mersibo.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности "Школа мяча"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО ПЕРВОМАЙСКИЙ ...
Дополнительная образовательная программа кружка "Подготовка детей к обучению в школе " для детей 6-7 лет. 2019-2020г
Дополнительная образовательная программа кружка в ДОУ...
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
Программа по дополнительной образовательной программе физкультурно-спортивной направленности "Школа мяча"
quot;Школа мяча"...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
Дополнительная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте «Играем с буквами» Для детей 4-5 лет
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть н...
Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет
Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет...