Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_govorun_dlya_detey_4-5_let.doc | 581 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик»
КОПИЯ ВЕРНА
Рассмотрен на заседании педагогического совета № 4 от 25.05.2023г. Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС № 52
Приказ от 31.08.2023 г. № |
Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет
«Говорун»
Учитель-логопед
Гарнатка А.А.
г. Нижневартовск 2023
№ | Содержание | Номер страницы |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 4 |
3.1 | Цели и задачи | 5 |
3.2 | Планируемые результаты | 6 |
3.3 | Объём образовательной нагрузки | 6 |
4 | Содержание программы | 7 |
5 | Организационно-педагогические условия | 10 |
5.1 | Учебный план | 10 |
5.2 | Расписание занятий | 10 |
5.3 | Календарный учебный график | 11 |
5.4 | Программно- методическое обеспечение | 14 |
5.5 | Материально-техническое обеспечение | 15 |
6 | Мониторинг | 16 |
7 | Список используемой литературы | 17 |
2. Паспорт программы
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Утверждённые постановлением Главного государственного врача Российской федерации от 15 мая 2013 года № 26; Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 «Мечта» |
Заказчик Программы | Родители (законные представители) воспитанников |
Составитель программы | Воспитатель высшей квалификационной категории 1-й младшей группы Шайхиева Василя Тимергашиевна |
Цель программы | Создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения. |
Задачи программы
| 1.Обучающие: познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.
2.Развивающие:
|
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Кружковая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Программа кружка «Говорун» позволяет оказывать специализированную помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
При составлении программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук , Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения. Задачи:
- Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
- Развитие моторики артикуляционного аппарата.
- Развитие дыхания.
- Развитие мелкой и общей моторики.
- Формирование умения регулировать силу голоса.
- Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
- Расширение словарного запаса.
- Воспитание культуры речевого общения.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п. Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.
- Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
- Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
3.2 Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе дети: познакомятся с названиями пальцев рук, их очередностью; ознакомятся с народными потешками, небольшими по размеру пальчиковыми играми с движениями, соответствующие тексту.
Научатся : управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности; согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек; ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.; выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе. У детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
3.3 Объём образовательной нагрузки:
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся 8 раз в месяц продолжительностью 20 минут.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности два раз в неделю с 1 октября по 31 мая
Срок реализации программы 1 учебный год. Занятия в кружке должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Форма организации детей: индивидуальная
4. Содержание программы
Основной формой работы с детьми являются тематические учебные занятия. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.
4. Содержание программы
Основной формой работы с детьми являются тематические учебные занятия. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.
Формы и методы занятий:
- Беседа,
- художественное слово
- дидактическая игра
- подвижная игра
- физические упражнения
- индивидуальная корректировка действий.
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, инсценировки, игры и действия с предметами.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные и фонопедические упражнения.
- Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
- Упражнения на расслабление (релаксация). Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
5. Организационно-педагогические условия
5.1 Учебный план
№ | месяц | Этапы работы | тема | Количество занятий |
1. | сентябрь | диагностика |
| 1 |
2. | сентябрь- май | пальчиковая гимнастика пальчиковые игры
| 1 упражнения пальчиковой гимнастики (работа с каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). 2. Развитие в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
|
36 |
3. | сентябрь- май | инсценировки игры и действия с предметами.
| Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
|
36 |
4. | май | диагностика |
| 1 |
7
5.2 Расписание занятий
Дни недели | Время |
Вторник, четверг | 15.35 – 17. 00 |
5.3 Календарный учебный график
№ зан яти я | Тема | Программное содержание | |
1 | «Смотрит солнышко в окошко». Пальчиковая гимнастика: «Сорока – белобока» Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека).П/и «Солнышко и дождик» | Учить детей рисовать на песке. Продолжать закреплять формы (круглое) Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику «Сорока – белобока».
Развитие артикуляционного аппарата | |
2 | «Любимые игрушки». Пальчиковая гимнастика: «Сорока – белобока». Артикуляционная гимнастика. Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6 | Продолжать учить детей рисовать на песке. Развивать подвижность пальцев рук Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику «Сорока – белобока» Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | |
3 | «Мы строители». Пальчиковая гимнастика: «Букет из листьев». Упражнение «Запахи» (картотека) | Учить детей делать постройки из песка. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Пальчиковые упражнения: «Букет из листьев». Развитие дыхания | |
4 | Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая игра "Два козленка" Упражнение «Таня сеяла горох» - В.А. Кныш, с.7 | Продолжать учить детей делать постройки из песка. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания. Пальчиковое упражнение: "Два козленка"
Развитие темпа и координации речи и движений. |
6 | «Помоги Петрушке собрать букет». Пальчиковая игра «Два козленка" Подвижная игра «Овощи» - В.А. Кныш, с. 8 | Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения. Развивать движения пальцев рук. Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре. Пальчиковое упражнение: «Два козленка"
Развитие связной речи, обогащение словаря | |
7 | «Петушок - золотой гребешок». Пальчиковая игра "Пять утят " Упражнение «Устали овощи» - М.Ю. Картушина, с.20
| Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создать эмоционально-положительное отношение игровому заданию. Релаксация | |
8 | Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая игра "Пять утят " Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас» | Учить детей выкладывать из стекляруса (блеска, узоры на платье. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук. Активизировать речь детей, проговаривать четко слова пальчиковой игры "Пять утят ". Развитие слухового внимания и восприятия. | |
1 | «Помоги Петрушке собрать букет». Пальчиковая игра "Часы» Игра «Корни, ствол, ветки» - В.А. Кныш, с. 9
| Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения. Развивать движения пальцев рук. Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре. Развитие слухового и двигательного внимания | |
2 | «Найди цветок для бабочки». Пальчиковая игра "Часы» Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина, с. 23 | Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или не однородность предмета. Формировать эмоциональный настрой. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развитие темпа и координации речи и движений. | |
3 | «Куклы пришли с прогулки». Мультимедийная презентация «Большой – маленький» | Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы. Продолжать развивать мелкие движения рук. Формировать интерес к овладению предметно-игровым действиям. . Развитие лексико-грамматических категорий. | |
4 | «Соберем шарики». Упр. «Яблоко» - «Банан», «Улыбка», «Почистим зубки», «Качели» (картотека) | Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу. Формировать целостный образ предмета. Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику. Развитие артикуляционного аппарата. | |
5 | «Пальчики играют». Пальчиковая игра "У жирафов", «Два козленка" Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек»
| Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом. Развивать моторику пальцев рук через игру. Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры.
Развитие слухового и внимания и восприятия. | |
6 | «Веселые пальчики». Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик». | Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком. Развивать моторику движений пальцев рук. Вызвать интерес и желание работать.
|
Игра «Прожорливые фрукты» (пособие) | Развитие дыхания. | ||
7 | «Про улитку». Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая игра "Котята" Динамическое упражнение «По дороге золоченой…» - М. Ю. Картушина
| Продолжать учить детей рисовать пальчиком. Формировать представление детей о цвете. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Пальчиковые игры "Котята", «Мальчик-пальчик».
Развитие темпа и координации речи и движений | |
8 | «Про солнышко и снеговика». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко» | Совершенствовать умение рисовать пальчиками. Формировать навыки соединять точки линией. Активизировать словарь через пальчиковые игры. | |
1 | Пальчиковая игра Пальчиковая игра "Паучок" Игра «Какой? Какая? Какое?» (картотека игр на описание)
| Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом. Развивать моторику пальцев рук через игру. Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры.
Развитие лексико-грамматических категорий | |
2 | «Купим пуговицы». Пальчиковая игра "Паучок". Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека) | Учить детей сортировать пуговицы по цвету. Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством. Активизировать словарь через пальчиковую игру. Развитие артикуляционного аппарата. | |
3 | «Паровоз». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются». | Учить детей группировать однородные предметы, различающие по величине. Продолжать учить определять форму предметов. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук. | |
4 | «В лесу родилась елочка». Пальчиковая гимнастика: «На работу». | Учить правильно по образцу выкладывать геометрические фигуры (елочка). Закрепить умение украшать елочку бросовым материалом. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Пальчиковые упражнения: «Жираф», "Паучок". | |
5 | «Волшебная страна». Пальчиковая гимнастика: «Пчелка». | Учить детей составлять из геометрических фигур картинку. Закрепить знания геометрических фигур. Развивать моторику пальцев рук. Пальчиковые упражнения: «Пчелка», «Кошка». | |
6 | «Подарим Незнайке шорты». Пальчиковая гимнастика: «Пчелка». | Продолжать учить детей выкладывать из геометрических фигур узор. Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру. Пальчиковые упражнения: «Жираф». «Пчелка». | |
7 | «Пальчики играют с куклой». Пальчиковая игра "Перчатка".
| Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова. Формировать развитие мелкой моторики. Пальчиковые упражнения: "Перчатка", «Пчелка». | |
8 | «Змея». Пальчиковая гимнастика: "Перчатка". | Учить детей скатывать тесто в столбик. Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора. Совершенствовать моторику пальцев рук. Пальчиковые упражнения: «Моем руки», "Перчатка". | |
1 | «Помоги утенку добраться до дома». Пальчиковая игра "Поросята"
| Продолжать учить детей работать с фасолью. Формировать навыки работать самостоятельно. Вызвать интерес к выполнению задания. Пальчиковая игра "Поросята".
| |
2 | «Бусы для мамы». Пальчиковая игра "Поросята" | Учить детей нанизывать бусинки на ниточку. Формировать умение сочетать по цвету. Активизировать речь через пальчиковые игры. «Моем руки», "Поросята" | |
3 | «Дорожка для колобка». Пальчиковая гимнастика: "Разминка" | Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие. Формировать умение соотносить слова с движением. Развивать моторику, интерес к выполнению задания. Пальчиковые упражнения: «Моем руки», "Разминка | |
4 | Пальчиковые игры "Червячки ", "Улитка"
| Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова. Формировать развитие мелкой моторики | |
1 | «Выстроим пирамиды». Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш». | Учить детей делать постройки из разноцветных крышек. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Пальчиковые игры "Червячки ", "Улитка" | |
2 | «Про ракету и кораблик». Пальчиковая игра "Весна" | Учить детей по контуру выкладывать крышки. Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы. Совершенствовать моторику рук. | |
3 | «Красивый цветок». ». Пальчиковая игра "Весна" | Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания. Развивать творческую способность, смекалку. | |
4 | «Божья коровка». Пальчиковая гимнастика: "Ветер" | Продолжать учить детей работать с крышками. Закрепить умение подбирать нужные крышки по цвету. Активизировать речь через развитие пальцев рук. | |
1 | «Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Пальчиковая гимнастика: "Ветер" | Учить детей рисовать на крупе. Развивать моторику пальцев рук. Формировать умение создавать игровую обстановку. | |
2 | «Плывет, плывет кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик». | Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком. Развивать ощущение собственных движений. Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику. | |
3 | «Нарисуй любую игрушку». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики» | Закрепить умение рисовать пальчиком по крупе. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. Развивать мелкие движения пальцев рук. | |
4 | Дождь идет». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик». | Учить детей продевать тесьму в отверстие по диагонали. Развивать движения пальцев рук. Активизировать словарь. Пальчиковые упражнения: «Труба», «Сорока-белобока». | |
|
6. Мониторинг результатов освоения программы
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. График проверки: 2-я неделя сентября; 3-я неделя мая.
Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:
дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности.
- насколько точно выполняется действие;
- способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз
- точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;
- способность синхронно выполнять движения обеими руками
Развитие речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки, , ориентировка в пространстве
- Знает народные потешки, скороговорки, тексты небольших стихотворений и инсценировок
- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении; - Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Оценка в баллах:
- баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;
- балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;
- балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве
- балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.
Список литературы
- Пальчиковые игры. Издательство «Родничок», автор Л.П. Савина 1999 год.
- Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А.Е. Белая, В.И. Мирясова.
- Играем с пальчиками. Издательство «Искимо», автор А.Ю. Соколова 2002 год.
- Здравствуй пальчик. 2001 год.
- О. Крупенцук, «Тренируем пальчики» - развиваем речь. Издательство 2011 год.
- Л.Абрамова, «Орешек на ладошке». Издательство 2004 год.
- Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.
- Т. Бардышева, «Забодаю, забодаю!» пальчиковые игры. Издательство «Карапуз» 1999 год.
- А.Мельникова, «Мы охотились на льва!».Издательство «Карапуз» 2006 год.
- Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2002 год. 11 Н. В. Нищева «Система коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи»
12. Н. В. Нищева «Логопедическая ритмика» (Музыкальные игры, упражнения, песенки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...
Дополнительная образовательная программа кружка "Подготовка детей к обучению в школе " для детей 6-7 лет. 2019-2020г
Дополнительная образовательная программа кружка в ДОУ...
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
Дополнительная образовательная программа «Фантазии бумажной страны» (конструирование из бумаги методом оригами) для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами конструирования из бумаги методом искусства оригами.Отличительной особенностью данной дополнительной обра...
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию с детьми раннего и дошкольного возраста Разноцветный мир
Содержанием данной программы является сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в не...
Дополнительная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте «Играем с буквами» Для детей 4-5 лет
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть н...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Прыг-скок команда" для детей от 6 лет до прекращения образовательных отношении
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Прыг-скок команда" для детей от 6 лет до прекращения образовательных отношении...