Сундучок тетушки Алёны.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель:
- воспитание интереса к русскому народному творчеству, стремление подражать народным мастерам.
Задачи:
- формировать интерес к глиняной игрушке;
- установить связь между поделками и людьми их сделавшими;
- дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям глиняные игрушки, желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sunduchok_tyotushki_aleny.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Хреновская СОШ № 2 им.Левакова
структурное подразделение
«Сундучок тётушки Алёны»
Досуг в детском саду для детей
подготовительной группы
(познавательно - коммуникативное развитие)
Выполнила: воспитатель Калашникова Н.И.
2018 год
с.Хреновое
Бобровский район
Воронежская область
Досуг в подготовительной группе
(познавательно - коммуникативное развитие)
Тема: «Сундучок тётушки Алёны».
Цель:
- воспитание интереса к русскому народному творчеству, стремление подражать народным мастерам.
Задачи:
- формировать интерес к глиняной игрушке;
- установить связь между поделками и людьми их сделавшими;
- дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям глиняные игрушки, желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Материалы и оборудование:
- мультимедийное оборудование,
- экран,
- сундучок,
- глиняные игрушки.
Ход досуга.
В украшенную изделиями русских народных промыслов группу под тихую народную мелодию входят дети с воспитателем.
Их встречает тётушка Алёна (в русском народном костюме).
Тётушка Алёна. Здравствуйте, гости , дорогие ! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнём наш разговор. Поговорить я хочу с вами сегодня о добре.
Кто нам объяснит, что такое добро?
Ответы детей.
Тётушка Алёна. Правильно, ребята. Самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, забота о людях, любовь к ним.
Посмотрите, ребята, у меня на столе сундучок стоит. Сундучок этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра. Мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра». Старенький сундучок, много ему лет. Давайте заглянем в него.
(2 – 3 ребёнка вместе с тётушкой Алёной открывают сундучок.)
Тётушка Алёна. Ой, да здесь игрушки. Не простые, а глиняные. Какие замечательные птички, зверюшки, барышни (достаёт одну из игрушек). Да это, кажется, не простая игрушка, а свистулька. Это филимоновская птичка – свистулька. Она из села Филимоново, что в Тульской области. Долгими зимними вечерами из белой глины, которую заранее готовили, лепили птичек и зверей. Чтобы птички свистели, в них делали дырочки. Для крепости обжигали изделия в печи, а потом разрисовывали полосками красными, точечками жёлтыми, зелёными. И получались вот такие игрушки (достаёт игрушки из сундучка и показывает.)
Ребёнок 1.
Есть под Тулой деревенька
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Ребёнок 2.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало,
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
На экране – картинки и фотографии села Филимонова и его мастеров с поделками.
Тётушка Алёна. На Руси много сёл и деревень, везде люди живут, добрые да умелые. Вот, например, в Каргопольском крае тоже игрушку из глины лепили, но другую. Я сейчас в сундучке поищу. Вот они. Это игрушки зверюшки «очеловеченные» - звери в одежде, которую люди тогда носили. Фигурки крепкие, лица добрые, широкие. Смотрю я на эти игрушки, а самой плясать хочется. Вижу по глазам, что и вам тоже!
«Русская плясовая» - произвольная пляска.
Тётушка Алёна. После такого веселья давайте ещё в сундучок заглянем. Смотрите – ка, это тоже глиняная игрушка, она из села Дымково. Ребята, скажите, почему я так решила?
Ответы детей.
Ребёнок 1.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что – то есть от радуги
От капельки росы
В ней что – то есть от радости
Гремящей, как басы!
Ребёнок 2.
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские
На все манеры.
Вот вам барыни,
А вот и кавалеры.
Ребёнок 3.
У барынь алые щёки и губки
Нарядные платья и тёплые шубки
Хоть весь базар обойдёте,
Лучше барынь не найдёте.
Игрушки наши повсюду славятся
Подходите скорее и вам понравиться!
Тетушка Алёна. Глина добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятка у города Кирова. Собранную красную глину раньше рубили лопатами, смешивали с мелким речным песком, много раз переворачивали, смачивали водой и месили ногами. Затем куски глины разделяли и раскатывали в шарики. А из шариков делали отдельные детали игрушки. Заготовку обжигали в русских печах. Затем игрушку белили – использовали раствор мела на молоке. Финальная часть процесса – роспись. Дымковская игрушка – это воплощение жизни в самых радостных красках. Традиционные цвета: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, зелёный, оранжевый. Краски разводили на яичном желтке. А теперь, давайте поставим филимоновскую и дымковскую игрушку рядом и поиграем в игру.
Игра «Найди сходство и отличие».
Тетушка Алёна. Теперь мы с вами всегда сможем объяснить, какая игрушка – дымковская, а какая филимоновская, а уж каргопольскую сразу узнаем.
Тётушка Алёна. Как вы думаете, а в нашем Воронежском крае лепили глиняные игрушки? Конечно, лепили. Посмотрите, я достаю из сундучка необычных барышень. Фигурка барышни напоминает колокольчик. В основе колокольчика лежит удлинённая, пустотелая, округлая форма. При лепке используется налепка деталей (голова, руки, украшения - у людей, а у животных – налепка рогов и бороды, пышный гребень у птиц).
Давайте рассмотрим барышень. Одна барыня одета в народный костюм Воронежской губернии. На голове головной убор – «кичка» (волосник), закрывавшая волосы и имевшая впереди твёрдую часть. Этот предмет сохранил языческий элемент рогатости: две маленькие шишечки надо лбом, дань поклонения древней богине Макошь, покровительнице женщин, домашнего очага и хозяйства. Узор на костюме у барыни в виде насечек в разных направлениях. Краски разные по цвету и по тону: красные, зелёные, жёлтые, серебряные.
А вот другая барышня в другом головном уборе. Он называется «капор» со спирально закрученными краями. Закрученные края - это символ земли и солнца, плодородия. Барыня держит в руках детей, завёрнутых в одеяльце.
Делали в нашем крае и свистульки – «жаворонки». Птички из белой или красной глины на трёх точках опоры, птички – лежачки. Они удобно помещались в ладонь ребёнка. Внутри свистульки пустые, имеют отверстия для извлечения звука. Для росписи глиняных игрушек использовались мягкие, не очень яркие краски. Украшались фигурки насечкой по сырой глине. Весь орнамент – это изображения солнца, земли с зёрнами, дождя.
Видеосюжет о работе Воронежских мастеров.
Тетушка Алёна. Давайте, дети, ещё раз полюбуемся на глиняную русскую народную игрушку. Положите все руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? А знаете почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселилась в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушки, подарили вам любовь.
Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундучок. Такие глиняные игрушки делают только в нашей России, только русские люди. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам, в Россию, приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.
Тетушка Алёна. Ребята, я думаю, вы тоже сможете слепить какую - нибудь глиняную игрушку. Отдохните и возьмёмся за дело.
Звучит песня: «Русский сувенир» (слова и музыка Э. Чуриловой)
Литература
1. Г.Н. Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России.» Москва 2003г
2. http://www, koipkro, kostroma.ru Krasnoe/Grids chool/Doclib 18
3. http://www bibliofond. Ru/view.aspx?id=37743
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: НОД с детьми первой младшей группы «Поиграем с куклой Алёной»
Цель: формировать у детей интерес к познавательной деятельности, учить грамотно отвечать на вопросы воспитателя, развивать творческие способности.ЗадачиЗакреплять знания детей о строении тела.Учить че...
«Осенний сундучок Тетушки Горошины»
Дети входят в зал. Стоит домик тетушки Горошины, рядом небольшой огород. Ведущий подводит детей к центральной стене, останавливаются.Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами пришли попрощаться с осень...
Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы «Волшебный сундучок Тетушки Горошины»
Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы «Волшебный сундучок Тетушки Горошины»...
Сундучок тетушки Горошины
осенний праздний для детей среднего возраста...
Интегрированное занятие в старшей группе «Волшебный сундучок тетушки Прасковьи»
Развитие нравственных качеств в личности...
ОД Познавательное развитие "Сундучок тётушки Алёны"
формировать интерес к русскому прикладному искусству глиняной и деревянной игрушке; -установить связь между поделками и людьми, их сделавшими; -дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту,...