«Лунтик и его друзья» - конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми среднего возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Приложение 3 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3.docx | 198.18 КБ |
nasekomye_4.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
«Лунтик и его друзья» -
конспект занятия по формированию лексико-грамматического
строя речи с детьми среднего возраста.
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые», используя различные виды детской деятельности; расширить и активизировать словарь признаков, действий. закреплять умения правильно согласовать в речи числительные с существительным; стимулировать речевую активность детей, закреплять использование в речи детей предлога НА;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы, память, зрительное внимание, тонкую и общую моторики;
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ноутбук (проектор); презентация; бабочки на палочке (по количеству детей), аудиофайл «Вальс-шутка» из Балетной сюиты №1 Д.Шостаковича (любой другой подходящий, на усмотрение), цветные карандаши, картинки-раскраски насекомых (раскраски можно скачать с сайта https://www.hobobo.ru/raskraski/raskraski-iz-multfilmov/luntik/ или любого другого).
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Логопед: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Но чтобы узнать кто он, необходимо отгадать загадку. Готовы?
Слайд 2.
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Его любят малыши. (Лунтик)
Логопед: - Давайте посмотрим на экран. (Видео с 3 слайда)
II. Основная часть:
- Правильно, к нам в гости пришёл Лунтик. (Слайд 4)
Логопед: - Ребята, а вам нравится Лунтик? (ответы детей) Расскажите мне, какой он – Лунтик?
(Ответы детей: добрый, веселый, смелый, любознательный, хороший друг)
Логопед: - Лунтик пришел в гости к нам не один. С ним пришли его друзья.
Давайте вспомним и назовем друзей Лунтика. Дети отгадывают загадки:
Слайд 5.
Имя взял у кузнеца,
А цвет у огурца.
Сидеть он просто не привык,
По травинкам прыг да прыг! (Кузнечик Кузя – слайд 6)
Слайд 7.
На берёзовом листочке
Кто-то красненький сидит.
Спинка-крылья – в чёрных точках...
Замерла, как будто спит.
Посидела, посидела…
Вверх взвилась и улетела.
Симпатичная плутовка,
Эта ... (Божия коровка Мила – слайд 8)
Слайд 9.
Рано утром он встает
И кипит работа.
Два ведра с собой берет
Собирает туда мед. (Пчеленок – слайд 10)
Слайд 11.
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(Муравей – слайд 12)
Слайд 13.
Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка – слайд 14)
Слайд 15.
Не паук и не комарик,
Днём он – маленький жучок,
Ночью – маленький фонарик.
Он зовётся…(Светлячок – слайд 16)
Слайд 17.
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук – слайд 18)
Слайд 19.
Две забавные гармошки
По листочку все ползут,
Выбирают там местечки
И грызут, грызут, грызут! (Гусеницы Пупсень и Вупсень - 20)
Логопед: - Ребята, посмотрите, как много друзей у Лунтика. (Слайд 21) Скажите, а как можно назвать их одним словом?
(Насекомые)
Логопед: - Правильно ребята. А за то, что вы отгадали их, Пупсень и Вупсень хотят вас научить одной интересной гимнастике. Повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика «Гусеница» (Слайд 22)
Гусеница, гусеница, | ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев |
Бабочкина дочка, | «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки |
По травинкам ползает, | то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке» |
Кушает листочки: | и по другой стороне обратно |
Ам! Ам! Ам! Ам! | ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями |
Поела — | останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются |
Спать захотела. | одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко |
Проснулась — | постепенно расправляем ладони |
Бабочкой обернулась! | руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки |
Полетела, полетела, полетела! | машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот |
Логопед: - А кто ещё помнит какие-нибудь сказки про насекомых?
Дети: - «Муха-цокотуха», «Тараканище» К.Чуковский, «Как муравьишка домой спешил» В.Бианки, «Пчела Майя и её приключения» В. Бонзельс (предварительное знакомство детей с произведениями с помощью воспитателя) (Слайд 23)
В затруднительных случаях помочь вспомнить детям произведение, прочитав небольшой отрывок из него:
«Муха-Цокотуха» - «Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
«Тараканище» - Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».
«Как муравьишка домой спешил» - Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
«Пчела Майя» - За эту весну я воспитала уже сотни пчелок и научила их летать, но такой любопытной еще не встречала.
Логопед: - Ребята, а расскажите, что умеют делать друзья насекомые Лунтика? Давайте вместе подберем слова-действия!
Дети: - Ползать, летать, прыгать, жужжать, стрекотать, прятаться…
Логопед: - А кто из насекомых умеет летать? (прыгать, жужжать…)
Логопед: - Правильно, а ещё насекомые любят играть. А вы хотите с ними поиграть. Становитесь все в кружок.
Физкультминутка «Стрекоза» (Слайд 24) – движения по тексту.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Слайд 25.
Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, кто это идет ТАК, что все бабочки в стороны разлетаются. (Ответы детей)
Логопед: - Как вы думаете, почему бабочки прячутся?
Логопед: - Проверим, хорошо ли они спрятались? (Слайд 26 - дети находят по очереди на картинке всех бабочек)
- Давайте их сосчитаем и узнаем сколько всего на полянке бабочек. (считают хором: одна бабочка, две бабочки, три … перед каждой цифрой щелчок мышью)
- Ваня, сколько всего бабочек спряталось на полянке? (полный ответ ребёнка; щелчок мышью откроет цифру 5)
Слайд 27.
Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, что происходит? Почему красный карандаш зачёркивает картинки? (Ответы детей)
- Конечно, так НЕЛЬЗЯ обращаться с насекомыми. Разве можно ногами наступать на них. (Нет) Почему? (Ответы детей). А бабочек ловить? Может можно разрушать их дома? А как вы поступаете?
- Вы все молодцы, потому что знаете, что насекомые тоже живые и к ним надо очень бережно относиться и за их жизнью мы можем только аккуратно и незаметно наблюдать. (Слайд 28)
Логопед: - А вы догадались, какая самая любимая игра у насекомых?
Дети: - Прятки! (В случае затруднения, подвести детей к ответу)
Логопед: - Предлагаю поиграть с ними в прятки. Насекомые будут прятаться, а мы с Лунтиком будем их искать. Готовы? (Слайд 29)
Ход игры: 1 щелчок на слайде закрывает глаза Лунтику, дети за ним закрывают глаза. 2 щелчок прячет героя. Дети вместе с Лунтиком на 3 щелчок открывают глаза. Угадывают, кого не стало? (Кто спрятался?) 4 щелчок показывает спрятавшегося героя. Игра повторяется ещё три раза, пока не спрячется каждый герой.
Слайд 30.
Логопед: - Посмотрите, бабочки прилетели и тоже хотят с вами поиграть.
Логопед раздаёт каждому ребёнку в руки бабочку и предлагает им полетать по кабинету под тихую плавную музыку. Перед этим логопед объясняет, что на счёт 3 нужно помочь бабочке сесть на какой-нибудь предмет. Логопед выключает музыкальное сопровождение (На слайде в центре нажать на начало трековой дорожки или включить своё произведение), дети начинают двигаться вместе с бабочками, так, чтобы они не соприкасались друг с другом.
Логопед: - Бабочки летают раз,
Бабочки летают два,
Бабочки летают три,
Уставшей бабочке место найди.
Музыка выключается, и дети сажают своих бабочек на какой-либо предмет.
Логопед спрашивает: Вася, НА какой предмет села твоя бабочка?
Вася – Моя бабочка села НА ….
Таким образом логопед опрашивает всех детей.
Логопед следит за тем, чтобы 1) дети соблюдали правильную конструкцию предложения используя предлог НА и 2) дети давали развёрнутые ответы.
III. Итог занятия
Логопед: - Ну что же, настала пора прощаться с Лунтиком. (Слайд 31) Вам понравился наш сегодняшний гость. Чем он вам понравился? Что вам больше всего запомнилось? А чтобы вы не забыли Луника и его друзей, они решили подарить вам на память свои фотографии! Только они черно-белые. Но у нас с вами есть цветные карандаши и мы сейчас сделаем их разноцветными. Согласны? (Если по времени не уложились в занятие, то можно оставить эту деятельность на другое свободное время)
Логопед: - Ну как, похожи ваши фотографиях на наших героев? А теперь давайте попрощаемся с Лунтиком и его друзьями.
Вот по этой ссылке можно скачать презентацию к этому занятию в гораздо лучшем качестве (внизу после конспекта)!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
? Он сиреневый такой, Машет весело рукой. Он свалился к нам с луны – Его любят малыши .
? Имя взял у кузнеца, А цвет у огурца. Сидеть он просто не привык, По травинкам прыг да прыг!
? На берёзовом листочке Кто-то красненький сидит. Спинка-крылья – в чёрных точках... Замерла, как будто спит. Посидела, посидела… Вверх взвилась и улетела. Симпатичная плутовка, это ...
? Рано утром он встает И кипит работа. Два ведра с собой берет Собирает туда мед.
? Тащит он соломинку К маленькому домику. Всех букашек он сильней Наш трудяга…
? Над цветочками порхает, Кто красавицу не знает? Ее крылья расписные, Ее танцы заводные. Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.
? Не паук и не комарик, Днём он – маленький жучёк , Ночью – маленький фонарик. Он зовётся…
? Жу-жу , жу-жу , Я на ветке сижу, Букву Ж всегда твержу. Зная твёрдо букву эту, Я жужжу весной и летом.
? Две забавные гармошки По листочку все ползут, Выбирают там местечки И грызут, грызут, грызут!
Гусеница, гусеница, ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки По травинкам ползает, то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке» Кушает листочки: и по другой стороне обратно Ам! Ам! Ам! Ам! ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями Поела — останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются Спать захотела. одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко Проснулась — постепенно расправляем ладони Бабочкой обернулась! руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки Полетела, полетела, полетела! машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот
Физкультминутка «Стрекоза» Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи для детей средней группы по теме "Домашние животные"
Материал занятия помогает развивать связную речь детей, распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных,пра...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы «Математика в лесу».
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы «Математика в лесу».Цель:1. Закрепить умение сравнивать две группы предметов, формир...
Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи» для детей среднего возраста. Тема: Путешествие по сказке «Теремок»
Учить детей восстанавливать последовательность событий и устанавливать причинно-следственные связи с помощью наглядно представленных отношений между достаточно простыми объектами (героями сказки)...
Конспект занятия по формированию представлений о ЗОЖ с детьми средней группы с ОВЗ (нарушение зрения).
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по формированию представлений о ЗОЖ с детьми средней группы с ОВЗ (нарушение зрения) по теме: «Как со...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы "Три медведя"
Конспект занятияпо формированию элементарных математических представленийс детьми средней группы Тема"Три медведя"Повторение изученного материала...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми среднего возраста
laquo;Лунтик и его друзья» -конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми среднего возраста....