Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».
методическая разработка по логопедии на тему
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
МУ «Управление образования Администрации города Бийска»
МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребенка»
«Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».
Опыт обобщен:
Учителем-логопедом
МБДОУ
«Детский сад №65-ЦРР»
Волокитиной Ольгой Михайловной
2015 год
Содержание:
- Наименование опыта: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко ___________________________ с. 3
- Условие возникновения опыта______________________________________с.3
- Актуальность опыта_______________________________________________с.3
- Теоретическая база опыта_______________________________________с. 3 -5
- Новизна опыта___________________________________________________с.5
- Ведущая педагогическая идея опыта_________________________________с.5
- Технология опыта_____________________________________________с.5 - 12
- Результативность опыта__________________________________________с.12
- Адресная направленность опыта___________________________________с.12
- Трудоёмкость опыта______________________________________________с.13
Приложение № 1 «Перспективный план работы по формированию связной речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи по технологии Ткаченко Т.А. на 2012-2013 учебный год»__ 14- 32_________с.
Приложение № 2 «Перспективный план работы по формированию связной речи в подготовительной группе у детей с общим недоразвитием речи по технологии Ткаченко Т.А. на 2013-2014 учебный год» _33-50___с.
Приложение № 3 Диагностический материал по проблеме: «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи» ___51-59_с.
Приложение № 4 Аналитический материал по проблеме: «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи в старшей группе и подготовительной»___60-_65___с.
Приложение № 5 Конспекты занятий по формированию связной речи детей с ОНР по технологии Т.А. Ткаченко. »___66-_76___с.
Приложение № 6 Иллюстративный материал к занятиям по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи. ___77-_79___с.
Приложение № 7 Фонетические рассказы для индивидуальной работы ___80-_88___с.
Приложение № 8 Работа с воспитателями консультация: «Развитие связной речи у детей с нарушениями речи» »___89-_92__с.
Приложение № 9 Работа с родителями по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи________93-96 с.
Приложение № 10 Литература______________97-98 с.
- Наименование опыта: «Формирование связной речи у детей с ОНР по средствам технологии Ткаченко Т.А.»
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
- Условие возникновения опыта.
Опыт формировался в условиях МБДОУ «Детский сад № 65 - Центр развития ребёнка», на базе групп для детей с общим недоразвитием речи. Детский сад находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская 75/1.
У автора подобран необходимый материал, что позволило начать работу по развитию связной монологической речи у детей.
- Актуальность опыта.
Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи непосредственно связан с изменением стандартов ДОУ к содержанию дошкольного образования. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
(«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва).
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение связной повествовательной речью не просто что-то добавляет к развитию ребёнка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной повествовательной речи.
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается тяжело у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, теоретическую и практическую значимую проблему.
Поэтому особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи и поиск новых методов и приемов обучения , авторских технологий.
- Теоретическая база опыта.
В данной работе автор использует основы теории оптимизации обучения Бабанского. Автор ставит во главу своей деятельности следующие принципы:
- научность;
- системность;
- доступность.
При этом автор опирается на исходные принципы технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова:
- принцип опережающего обучения;
- принцип субъектности ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Ребенок является субъектом, а не объектом обучения.
- принцип проблемности как условие мотивации;
- принцип моделирования. Выявленное отношение дошкольники воспроизводят в особых предметных, графических моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.
При организации воспитательно-образовательного процесса автор реализует основные аспекты технологии компенсирующего обучения детей с общим недоразвитием речи:
Основные компенсирующие элементы (средства) коррекционно-развивающего пространства:
- любовь к ребёнку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
- понимание детских трудностей и проблем;
- принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;
- сострадание, участие, необходимая помощь;
- обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
При этом не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний на занятии, используемые автором:
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- занятие как система коррекции, в результате которого каждый ребенок начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
- взаимообучение, диалогические методики;
- дополнительные упражнения в повседневной деятельности;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на исследованиях, сформированных в трудах О. С. Ушаковой: «Рассказывание по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующие его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст».
Подход Т. А. Ткаченко к проблеме формирования связной речи.
Автор для обследования применяет рекомендации, созданные Т.А. Ткаченко. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:
Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.
Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
Пересказ рассказа с использованием магнитной доски. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на магнитной доске с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на магнитной доске.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа логопеда.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.
Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.
Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (см. Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов. «Издательство ГНОМ и Д», 2001 ).
Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.
Представленная система апробировалась, формировалась и уточнялась автором в течение примерно 20 лет. Особенности ее в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.
Упражнения были расположены в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначился такой порядок работы:
- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
- составление предложений по трём картинкам, связанным тематически;
- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
- составление рассказа по картине или серии сюжетных картинок;
- сочинение рассказа на основе личного опыта;
- составление рассказа-описания.
В основе своей деятельности автор опирается на методические требования к занятиям по обучению детей с общим недоразвитием речи рассказыванию, сформулированные В. П. Глуховым. «При проведении всех занятий по обучению детей рассказыванию следует уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на серии картин сюжета- с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий…; специальный языковый разбор текста для пересказа или речевого образца; речевые - лексические и грамматические упражнения; игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребёнка)».
Автор реализует в воспитательно-образовательном процессе следующие программы:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва Мозаика-синтез 2007.
- Программа Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условия специального детского сада», Москва 1993 год, издательство «Альфа».
В первую очередь ориентируется на развитие индивидуальности ребенка, создание условий для его психолого-педагогического сопровождения посредством разработки индивидуальных образовательных траекторий на основе ФГОС ДОУ.
- Новизна опыта.
Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем современной парадигме образования – стандартизации дошкольного образования. Предпринята попытка осуществить системный подход в работе. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по задачам, с использованием лексических тем, изучаемых в речевой группе.
Новизна состоит в попытке внедрения педагогической технологии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста разработанных Ткаченко Т.А. т, включающей поэтапное формирование речевых умений, значимых для построения текста по картине и серии сюжетных картин.
- Ведущая педагогическая идея опыта.
Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения связной монологической речи относится формирование специальных моментов, потребности в употреблении связных высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоения соответствующих синтаксических средств построения развёрнутого сообщения.
Формирование навыков построения связных развёрнутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.
Автор свою работу выстраивает на основных методах и приёмах, сформулированных Т.А. Ткаченко, В. П. Глуховым, О. С. Ушаковой, помогающих реализовать возможность использования активных методов обучения при развитии связной монологической речи детей.
- Технология опыта.
Цель работы:
Обосновать и выявить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием авторской технологии Ткаченко Т.А.
Задачи:
- Отобрать, синтезировать и проанализировать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования и сопоставление своего опыта с отраженным материалом в литературе по данной проблеме.
- Выявить и раскрыть сущность понятия «связная речь», особенности работы по ее развитию у детей с общим недоразвитием речи.
- Найти соответствующую методику для исследования формирования связной повествовательной речи у детей с общим недоразвитием речи.
- Организовать обследование формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
- Спроектировать комплексный перспективный план по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием активных методов обучения разработанных Ткаченко Т.А.
- Педагогически обоснованно выстроить рациональную структуру занятия по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
- Организовать работу по реализации перспективного плана по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
- Формировать навыки построения связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
- Обучать лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка у детей с общим недоразвитием речи.
- Развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи.
- Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
- Активизировать и развивать ряд психических процессов (восприятие, память, воображение, мышление), тесно связанных с формированием навыков устного речевого общения у детей с общим недоразвитием речи.
- Развивать нормы построения высказывания: тематическое единство, соблюдение последовательности в передачи событий, логическая связь между частями, фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, его соответствие теме у детей с общим недоразвитием речи.
- Привлечь родителей к активному сотрудничеству формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием авторской технологии Ткаченко Т.А.
- Сформулировать выводы по результатам исследования формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием активных методов обучения, при реализации авторской технологии Ткаченко Т.А. Выявить динамику и эффективность данной работы.
- Составить рекомендации для родителей по формированию связной монологической речи, у детей с общим недоразвитием речи в семье.
Работу над формированием связной речи автор осуществлял по следующим этапам:
I этап: Диагностический.
Задача: Организовать обследование формирования связной речи с опорой у детей с общим недоразвитием речи.
II этап: Развивающий.
Задача: Организовать работу по реализации перспективного плана по формированию связной речи с использованием авторской технологии Ткаченко Т.А., у детей с общим недоразвитием речи.
2.1. Подготовительный.
Деятельность на данном этапе:
- работа по формированию речи с опорой на готовый сюжет с предъявлением картинок, на которых изображено только одно действие. (Например: мальчик одевается, девочка причёсывается...).
Методы работы:
- наглядный,
- словесный.
Приёмы:
- рассматривание,
- рассказывание по зрительному восприятию,
- совместное, коллективное рассказывание; Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с учителем-логопедом отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Педагог может повторить весь рассказ целиком, вставляя свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
- объяснение.
2.2. Становление повествовательной речи.
Деятельность на данном этапе:
- продолжение обучению описания сюжетных картинок;
- проводятся беседы по сюжетным картинкам;
- фиксируется очерёдность картинок;
- беседы заканчиваются обобщением.
Методы работы:
- наглядный;
- словесный;
- продуктивный.
Приёмы:
- рассказывание по зрительному восприятию,
- речевой образец рассказа, пересказ,
- рассматривание и беседа по содержанию,
- объяснение,
- образец – это краткое живое описание или изложение какого-либо события педагогом, доступное детям для подражания и заимствования; Образец произносится четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Учитель-логопед ь при этом поощряет элементы самостоятельности детей, однако допускает на первых порах буквальное подражание образцу.
2.3. Формирование повествовательной речи.
Деятельность на данном этапе:
- задачи обучения усложняются;
- детей обучают, связно, последовательно описывать события на картинках;
- продолжается обучение построению рассказа, умению выстраивать сюжетную линию высказывания;
- формируется представление о композиции рассказа;
- активизируется поиск образных средств выражения и способов внутритекстовых связей.
Методы работы:
- наглядный,
- словесный,
- практический (инсценирование).
Приёмы:
- основной приём образец,
- рассказ по плану; план рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательности. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. При повествовании он способствует отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета.
- рассказ по памяти,
- использование наводящих вопросов,
- составление рассказа по частям,
- коллективное обсуждение,
- анализ образца,
- использование указаний и объяснений,
- инсценировка по отработанной серии,
- составление детьми рассказов аналогичных данным сериям.
2.4. Заключительный.
Деятельность на данном этапе:
- самостоятельное составление описания и повествования по картинкам,
- установление причинно-следственных связей,
- соблюдение соответствующей структуры,
- использование образной речи,
- моделирование и мнемотехника.
Методы работы:
- наглядный,
- словесный,
- практический,
- продуктивный.
Приёмы:
- рассказывание по много эпизодным картинкам;
- составление рассказа подгруппами-«командами»; Дети сами определяют внутри команды, кто будет рассказывать по каждой из картинок.
- составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам;
- придумывание творческого рассказа-повествования (последовательного во времени); Использование приемов творческого рассказывания автором на этом этапе занимает особое место в системе коррекционно-развивающей работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности (Т.А. Ткаченко, Л.А.Горбушина, Т.Р.Кислова, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева). Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самовыражения, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
- оформление в виде книжек-раскладушек;
- использование мнемотаблиц;
- наглядное моделирование, использование схематических изображений персонажей и выполняемых ими действий. При этом метод наглядного моделирования способствует: усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей; овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины; определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Дети выделяют главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом, составлялся графический план рассказа.
III. этап - Итоговый.
Задачи:
- Сформулировать выводы по результатам исследования формирования связной монологической у детей с общим недоразвитием речи с использованием авторской технологии Ткаченко Т.А. Выявить динамику и эффективность данной работы.
- Составить рекомендации для родителей, по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в семье.
Таким образом, перспективный план основывается на лексические темы. Подобраны активные приемы работы по формированию связной монологической речи в непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» и при организации подгрупповой и индивидуальной работы. Кроме этого осуществляется взаимосвязь с родителями по развитию связной монологической речи у детей через консультации, просмотр занятий, проведение родительских собрании, оформление родительских уголков, папок передвижек.
Принципы работы по реализации плана:
- построение работы на диагностической основе;
- системность проведения;
- доступность;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятий;
- проблемость обучения;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- проведение образовательной деятельности в естественной, доброжелательной обстановке, в игровой форме.
Основная форма проведения работы – базовый вид образовательной деятельности «Развитие речи»
Принципы педагогического взаимодействия на занятии:
- гуманистическая направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала дошкольников);
- эмоциональная вовлечённость;
- равенство в общении и партнёрство в деятельности.
Примерная структура занятия:
- Организационный момент.
- введение в тему занятия, создание положительного настроя, коррекция психофизических функций;
- включение в работу детей с первых минут занятия;
- вводятся релаксационные, мимические и имитирующие упражнения (по теме занятия);
- используется психогимнастика.
- Основная часть занятия.
- сообщение темы занятия;
- рассматривание картинок- эпизодов;
- беседы по содержанию каждой картинки;
- составление плана;
- динамическая пауза;
- составление последовательного рассказа или пересказ текста;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика;
- работа в тетради по теме (развитие мелкой моторики).
- Заключительная часть.
- обобщающая беседа;
- самоконтроль;
- взаимоконтроль.
Формирование связной монологической речи у детей, имеющих нарушения речевой деятельности, вызывает трудности в работе педагогов – практиков. Именно поэтому обучение детей лексически богатой, чёткой и правильно грамматически сформированной связной речью – одна из основных задач в системе логопедических занятий. Формирование связной монологической речи детей ведётся автором на основе общения, межличностного взаимодействия педагога и детей при реализации образовательной области «Развитие речи».
Критериями развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста является:
- связность,
- последовательность,
- логичность.
Показатель связности речи – использование звуковых средств связи; показатель последовательности – соответствие порядка следования предложений в тексте, последовательности событий по картинкам; логичность – соответствие текста теме картинок, правильная композиционная структура, соответствующая законом построения правильного суждения.
Основные приёмы работы по сериям сюжетных картинок, которые использованы автором в процессе занятий с группой детей или подгруппой в 3 – 5 человек.
- Логопед даёт образец рассказа, а дети повторяют.
- Дети самостоятельно рассказывают о том, что нарисовано на картинках, придумывают название рассказу.
- Воспитатель даёт начало рассказа, а дети заканчивают его. Кто-то из детей может повторить весь рассказ.
- Дети рассказывают об эпизоде из жизни, похожем на тот, что изображён на картинках.
- Педагог размещает серию картинок, дети рассматривают их. Учитель- логопед знакомит их с их содержанием, затем даёт каждому ребёнку по одной картинке-эпизоду. педагог повторяет рассказ, а ребёнок находит и показывает соответствующую картинку. После этого дети самостоятельно рассказывают по своим картинкам.
- Педагог читает рассказ и сам раскладывает картинки данной серии. После этого предлагает детям самостоятельно разложить в нужной последовательности и повторить рассказ. В случае затруднения можно помочь наводящими вопросами.
- Учитель-логопед раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем читает рассказ, после чего каждому ребёнку даёт по картинке–эпизоду. Повторяет рассказ, а дети должны показывать соответствующие картинки (Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай»).
- Педагог раздаёт детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Дети должны выбрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.
- На наборном полотне расставлена серия сюжетных картинок. Педагог задаёт наводящие вопросы по содержанию, помогая осмыслить его и установить причинно-следственные связи.
- Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Педагог даёт план рассказа, по которому дети раскладывают картинки в нужной последовательности. Вслед за этим дети составляют рассказ по картинкам.
- Детям раздаётся по одной, начальной картинке из каждой серии, а остальные перемешиваются. Открывая по одной карточке, воспитатель спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту карточку?». Каждый ребёнок должен посмотреть на свою первую картинку и определить, подходит ли к ней карточка, показанная педагогом. Получив все карточки своей серии, дети должны разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.
- Детям раздают серию картинок для установления их последовательности. учитель-логопед начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
- Дети получают серию сюжетных картинок, определяют их последовательность. Каждый ребёнок рассказывает, что нарисовано на его картинке. Один из них в заключении даёт полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей (это занятие рекомендуется для группы детей из 3-5 человек).
- Детям раздают картинки из одной серии в любой последовательности. Каждый ребёнок подбирает в нужном порядке картинки-эпизоды и передаёт содержание каждой, составив, таким образом, целый рассказ.
- Раздать детям по первой картинке из каждой серии. Остальные перемешать и положить на стол в виде стопки изображением вниз. Открывая верхнюю картинку, педагог спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту картинку?». Каждый ребёнок должен посмотреть на свою картинку и установить, подходит ли к ней картинка, показанная воспитателем. Получив все картинки своей серии, ребёнок раскладывает их в определённой последовательности и составляет связный рассказ.
- Составив рассказ по серии сюжетных картинок, дети придумывают его название. Затем дополняют рассказ предыдущим или последующим событием.
- После составления рассказа дети с помощью педагога передают его содержание в лицах.
- Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи. Применение символов для опосредованного запоминания.
- Приём моделирования. Используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.
- Результативность опыта.
Подводя итоги работы, автор отмечает, что системный подход в обучении, специальное планирование, разнообразие форм и приёмов обучения с учётом особенностей детей с общим недоразвитием речи, получены хорошие результаты.
Старшая группа для детей с общим недоразвитием речи 2012-2013учебный год.
Уровень развития | Параметры оценки | |||||
Соответствие изображённой ситуации | Уровень смысловой целостности и связности | Характер языкового оформления. | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий уровень | 21% | 77% | 14% | 42% | - | 21% |
Средний уровень | 56% | 21% | 35% | 42% | 42% | 56% |
Низкий уровень | 21% | - | 46% | 14% | 54% | 15% |
Подготовительная группа для детей с общим недоразвитием речи
2013-2014 учебный год.
Уровень развития | Параметры оценки | |||||
Соответствие изображённой ситуации | Уровень смысловой целостности и связности | Характер языкового оформления. | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий уровень | 77% | 92% | 46% | 84% | 30% | 77% |
Средний уровень | 23% | 7% | 53% | 15% | 61% | 23% |
Низкий уровень | - | - | - | - | 7% | - |
По данным диагностики видно, что систематическая работа по формированию у детей с общим недоразвитием речи повествовательной речи позволила сформировать у детей навыки выявления временной и логической последовательности событий, изображённых на картинном материале и умение составлять на этой основе устный рассказ. Это, в свою очередь, создало условия для успешной адаптации детей в школе.
- Адресная направленность опыта.
Данный опыт может быть использован воспитателями детских садов для детей с нарушением речи в работе по развитию связной речи, используя опору на серию сюжетных картинок. Предложенная система рассчитана для детей старшей и подготовительной групп с общим недоразвитием речи.
- Трудоёмкость опыта.
Работа по данной теме предполагает высокий уровень подготовки учителя-логопеда, умением методически правильно подбирать активные методы и средства коррекционно-развивающего развития. А так же наличия обширного наглядного и методического материала.
Данная работа строится на основе взаимосвязи учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Приложение № 10
Литература.
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 400с.
- Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст]: /Р.А. Белова-Давид. - М.: «Просвещение», 1972.-231с.
- Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» [Текст]: /В.В. Гербова. – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2002. -159с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] /В.П. Глухов – М.: «АРКТИ», 2002. – 144 с.
- Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года/ худ. И.Ф. Дукк [Текст] /Н.Н. Гусарова – СПб.: «Детство-Пресс», 1998. – 24 с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов [Текст] /Л.Н. Ефименкова – М.: «Просвещение», 1981. – 112 с.
- Журова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопедов [Текст] /Н.С. Журова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – 2-е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 1990 – 239 с.
- Кузнецова, Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2004.
- Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать [Текст] /А.Н. Корнев, Е.Н. Старосельская – Спб.: «Паритет», 2001. – 48 с.
- Куражева Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками [Текст] /Н.Ю. Куражева, Вараева Н.В. – Спб.: «Речь», 2005. – 96 с.
- Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушением зрения: планирование и конспекты [Текст] /Е.А. Лапп – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 256 с.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] /С.А. Миронова – М.: «Просвещение», 1991. – 200 с.
- Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду (5-6 лет) / Л. Н. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. . –– М: Гном и Д. - 2001 г.
- Ткаченко Т.А., Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для занятий с дошкольниками. («Учим говорить правильно»). – М.: ГНОМ и Д, 2003.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -40 с. (Практическая логопедия.)
- Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов [Текст] /Т.А. Ткаченко – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с.
- Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда [Текст] /Т.А. Ткаченко – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с.
- Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо, 2006.
- Ткаченко Т. А. «В первый класс без дефектов речи» Коррекция общего недоразвития речи у детей с 6 лет» М.: «Издательство ГНОМ и Д», -1999 –с. 133.
- Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста 5- 7 лет» М.: Издательство «Ювента» – 2007 год.
- Ткаченко Т. А. «Логические упражнения для развития речи» М.: «Книголюб – 2005 год 56 стр.
- Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003-24с.+ 8с. цвет, вклейка. (Практическая логопедия.)
- Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -40 с. (Практическая логопедия.)
- Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки Ш, Ж. — М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно)
- Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки С,З, Ц — М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно)
- Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки Р,Рь— М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно)
- Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки Л,Ль. — М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно)
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] /О.С. Ушакова – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
- Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» ч.2 подготовительная группа
- Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие [Текст] /Т.Б. Филичева., Т.Б. Туманова – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80с.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие [Текст] /Т.Б. Филичева., Г.В. Чиркина – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224с.
Список используемых цифровых образовательных ресурсов.
http://www. rustoys. ru/index.htm
http://www. karapuz.com http://azps.ru/baby/talk.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-220377-1363193036.jpg)
Доклад из опыта работы по теме: «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста».
Пояснительная записка."Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное разв...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-128943-1385897346.jpg)
Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/18/picture-624441-1429338996.jpg)
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»
Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-257184-1386339977.jpg)
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-39152-1612795161.jpg)
Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
Обобщение опыта работы по теме«Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/07/picture-1185478-1573154341.jpg)
Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»
Обобщения опыта работы по самообразованию за 2021-2022 учебный год по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...