Конспект
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Аделина Римасовна Гирдияускене

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc388 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

Пересказ отрывка из рассказа «Первая охота» В. Бианки (адаптировано для группы среднего возраста)

Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием различных видов наглядности.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формирование умения отвечать на вопрос фразой из 3-4 слов.
  2. Расширять представление детей о многообразии животного мира.
  3. Активизировать в речи детей слова, обозначающие домашних животных и их детенышей.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать психические процессы: произвольное слуховое,  и  зрительное внимание, память.
  2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь.
  3. Содействовать формированию выразительности и плавности речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей детей доброжелательное отношение к животным.
  2. Приобщать к нормам поведения во время осуществления непосредственной образовательной деятельности.
  3. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Коррекционные:

  1. Способствовать получению положительных эмоций.
  2. Стабилизировать энергетический потенциал организма.

Предметная среда (оборудование):

  1. дидактические материалы: тематические картинки «Мамы и их детки», «Животные жарких стран», «Рептилии», настольно-печатная игра «Паровозик для зверят», «Кто где живет?», презентация на тему «Рептилии», книга с рассказами В. Бианки, картинки с графическим изображением рассказа «Первая охота»;
  2. мультимедийный проектор для демонстрации слайдов (ММП); компьютер.

          Основные методы и приемы, использованные в работе: 

словесные — малые формы фольклора (загадывание загадки), чтение рассказа, беседа по содержанию, описание картинок;

игровые — сюрпризный момент, подвижная игра, дидактическая игра;

наглядные — демонстрация слайдов, графических схем;

продуктивные — аппликация, пересказ.

Предшествующая работа:

  1. Просмотр презентации на тему «Рептилии», беседа по содержанию презентации, описание увиденных рептилий.
  2. Пересказ короткого текста ( «Гуси» К. Д. Ушинского) с опорой на наглядность.
  3. Дидактические игры на тему «Животные», «Мамы и их детки», «Паровозик для зверят», «Кто где живет?».
  4. Драмазизация сказки «Теремок» при помощи настольного театра.
  5. Чтение художественной литературы по тематике.
  6. Изучение сложного для понимания лексического материала при помощи ММП :

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

конура, подворотня, охота

подворотня

Глоголы

извернулась,  фыркнул, забился

извернулась

Ход занятия

1.     Организационный момент. Ознакомление детей с главным героем занятия посредством художественного слова.

Педагог загадывает детям загадку.

А у нас во дворе
Живёт зверёк в конуре.
У него баранкой хвостик,
И чёрный любопытный носик.

На макушке ушки острые флажком,
Он сторожит хозяйский дом.
Нас утром лаем будит как звонок.
Познакомьтесь, наш милый…
(щенок)

  1. Сюрпризный момент. Создание фона восприятия рассказа.

Появление щенка.

Педагог, обращаясь к детям, предлагает посмотреть на того, кто пришел к ним в гости.

 - Дети, смотрите, кто к нам пришел в гости?

- Щенок

- Давайте с ним познакомимся. Он сказал, что его зовут Трезорка.

- Дети называют свои имена

- Он приглашает вас послушать рассказ о том, как его друг однажды ходил на охоту.

  1. Чтение адаптированного рассказа без установки на запоминание и пересказ. Развитие произвольного внимания, слуха и речевой памяти.

В. Бианки «Первая охота» (отрывок).

 Жил-был Щенок. Надоело Щенку гонять кур по двору и решил он пойти на охоту за ящерицей. Ящерка сидела на камне, глаза закрыла и грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался Щенок и схватил за хвост. А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень спряталась. Фыркнул Щенок, бросил хвост — и за ней. А Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает. Не смог он до нее добраться. Щенок хвост поджал, повернулся и  в подворотню.

Забился в конуру и носа не высовывает.

  1. Беседа по содержанию. Рассматривание картинки по рассказу и знакомство с героями.

Педагог предлагает детям посмотреть на щенка и ящерицу.

  • Ребята, кто это?
  • Щенок.
  • Что он делает?
  • Следит за ящерицей.
  • А ящерица что делает?
  • Сидит на камне.
  • Где она сидит? Что она делает?
  • Она сидит на камне. Она греется на солнышке.
  • Какого она цвета?
  • Зеленого.
  • А что у нее есть?
  • Лапы, голова, туловище и длинный хвост.
  • Как вы думаете, она Щенка заметила?
  • Нет.
  • Почему она его не заметила?
  • Щенок тихонько подкрался.
  • За что щенок схватил ящерку?
  • За хвост.
  • А что она сделала?
  • Ящерица оставила хвост у Щенка в зубах.
  • Как вы думаете, зачем она это сделала?
  • Чтобы убежать и спрятаться.
  • А куда она спряталась?
  • Она спряталась под камень.
  • А щенок что потом сделал?
  • Убежал и в конуру забился.

5.        Лексико-грамматическая игра по теме.

Педагог предлагает детям отгадать загадки Трезорки о тех, кто живет с ним во дворе.Загадывание загадок осуществляется при помощи ММП, на котором демонстрируются слайды.

«Мамы и детки»

По лугу идет коза, позовет кого она...? (козлят)

Лошадь «иго-го» кричит, кто к ней быстро прибежит ..? (жеребенок)

А свинья кричит «хрю — хрю» , я домой вас не пущу;

Непослушные ребята, а зовут их ? (поросята)

А корова на лугу расшумелась «му» да «му»

Где же мой ребенок, рыженький ...(теленок)

Кукарекнул петушок : «Курочка, где наш сынок?»

Голос его слишком тонок, а зовут его ...(цыпленок)

  1.     Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание)

И сказали три кота: Красота! Красота! (Хлопки в ладоши).

  1.    Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Педагог читает рассказ (за Трезорку) вновь и  обращает внимание детей на то, что сначала Трезорка читал им рассказ о  первой охоте, а вслед за ним воспитатель расскажет эту историю при помощи «большого телевизора» и схем.

Педагог рассказывает и одновременно выстраивает мнемодорожку из схем.

  1. Пресказ рассказа детьми. Развитие связной монологической речи, памяти.

Педагог предлагает детям рассказать историю при помощи схем.

  1. Аппликация. Логическое завершение занятия при помощи продуктивного вида деятельности.

Воспитатель говорит ребятам, что Щенку пора уходить, но вот беда — у него, оказывается, нет конуры. Педагог предлагает помочь гостю и сделать для него домики, а он сам потом выберет, в каком ему жить.

Дети садятся за парты, где помощник воспитателя уже разложил все необходимые для аппликации предметы. Дети изготавливают аппликацию из трех элементов ориентируясь на картинку.

Щенок забирает «домики» и «уходит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....