ТЕМА: «КАКИЕ НАРОДЫ ЖИВУ В РОССИИ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мазанова Наталья Анатольевна

Художественное слово, беседа, динамические паузы, объяснение, пояснение, рассматривание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_rossii.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности  детей старшей группы

Тема: «Какие народы живу в России».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Какие народы живут в России»

2.

Доминирующая

образовательная область

ОО «Познавательное развитие»

2.1

Виды деятельности детей

Познавательная Знакомить детей с многонациональным составом населения России..

Речевая (активизация словарного запаса детей)

Двигательная ( Физкультминутка «Семья», ).

Коммуникативная (построение диалогов, беседа)

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания личности:

Беседа (рассказ о многонациональном населении России.)

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: Наглядность..

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Художественное слово, беседа, динамические паузы,  

объяснение, пояснение, рассматривание.

3.3

Интеграция образовательных областей

ОО «Социально-коммуникативное развитие» - свободное общение с педагогом.

ОО «Речевое  развитие» - использование художественную литературу для обогащения эмоционального опыта детей.

ОО «Физическое развитие» - развивать двигательную активность в ходе исполнения игры на внимание.

4.

Возрастная группа

Старший   дошкольный возраст (5-6 лет)

5.

Цель

Знакомство детей с многонациональным составом России.

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

 

 Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине

Сформулированы знания детей о нашей многонациональной Родине.

6.2

Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Развито мышление, память, внимание, познавательная и физическая активность.

6.3

Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу.

 Сформирована самостоятельность, взаимопомощь.  Привито уважение друг к другу.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

В понимании обычай, традициях.

Показ иллюстрации, рассказ.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Демонстрационный материал: Слайдовая презентация.

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Этап

Содержание

Время

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Красива и богата 
Наша Родина, ребята. 
Долго ехать от столицы 
До любой ее границы. 

Все вокруг свое, родное: 
Горы, степи и леса: 
Рек сверканье голубое, 
Голубые небеса. 

Каждый город 
Сердцу дорог, 
Дорог каждый сельский дом. 
Все в боях когда-то взято 
И упрочено трудом!

мин

1.2

Мотивация деятельности детей

Как вы думаете ребята о чём мы сегодня с вами будем разговаривать?

- Дети-

Правильно ребята о родине и о тех народах которые в ней проживают.

А хотите ли вы узнать какие народы проживают на территории России и какие у них традиции и обычаи.

мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Узнать о многонациональном составе России.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

- В какой стране мы живём? (Россия)

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

- Что такое традиции? (Ответы детей)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.

- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха, Осенины, праздник жаворонков и др.)

А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны.

Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди... чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должны быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщин, кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

мин

2.2

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.

Все сказки похожи одна на другую.

- Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов.)

- Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымовские, филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки, жотовские подносы, матрёшки.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.

У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.

У осетин и ингушей – халва, пахлава.

Татары делают вкусные сладости, например чак –чак.

- Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.

мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового

знания

 мин

III.

Заключительная часть

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых национальностях вы узнали?

- Какие традиции вам понравились?

 

Интернет – ресурсы.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/13/nod-kakie-narody-zhivut-v-rossii

http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/224-semya

http://zanimatika.narod.ru/RF7.htm#Для


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "Какие народы живут в России"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по теме "Какие народы живут в России"...

НОД "Какие народы живут в России"

НОД по гражданско патриотическому воспитанию дошкольников.Тема: Какие народы живут в России.Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважите...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ «КАКИЕ НАРОДЫ ЖИВУТ В РОССИИ».

Обеспечить эмоциональное благополучие; познакомить детей с многонациональным составом населения; воспитывать уважительные дружелюбные чувства к людям разных национальностей....

Познавательная беседа на тему: «Какие народы живут в России»

Формирование представлений о народах, проживающих на территории России....

Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.

РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: «Какие народы живут в России».

Ознакомление  детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истори...