Познавательная беседа на тему: «Какие народы живут в России»
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование представлений о народах, проживающих на территории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_narody_rossii.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 26"
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе
Познавательная беседа на тему: «Какие народы живут в России»
Воспитатель высшей категории
Карпенко Е. А.
город Еманжелинск
2021 г.
Цель:
Формирование представлений о народах, проживающих на территории России.
Задачи:
Обучающие.
Закреплять и расширять представление о России.
Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России, об их традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
Активизировать в речи детей слова, обозначающие название элементов одежды.
Развивающие.
Способствовать формированию основ межэтнического взаимодействия.
Воспитательные.
Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей, их традициям и обычаям.
Предварительная работа.
Чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, прослушивание песен разных народов.
Методы и приёмы:
Наглядный, художественное слово, вопросы, беседа, поощрение, игровой.
Материалы к занятию:
Карта, презентация, бубен.
Структура занятия:
Вводная часть.
а) чтение стихотворения
б) ответы на вопросы
в) рассматривание карты
г) словесная игра «Я начну, а вы продолжите»
Основная часть
а) слушание рассказа воспитателя с просмотром презентации
б) ответы на вопросы
в) русская народная игра «Ручеек»
Заключительная часть
а) итог занятия
б) поощрение
Ход занятия:
(Слайд 1)
Сегодня мы поговорим о нашей необъятной стране, в которой мы все с вами живем.
(Слайд 2)
Предлагаю детям послушать стихотворение Е. Аксельрод «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
– Ребята, а как называется наша страна?
– Россия, Российская Федерация.
– Давайте найдём нашу страну на карте мира.
(Рассматривание карты).
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»
- Наша страна называется … (Россия).
- Наша страна очень … (большая, огромная).
- В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
(Слайд 3)
– Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. Как вы думаете, сколько разных народов проживает в России? (Слайд 4)
Их больше ста восьмидесяти.
– А чем народы отличаются друг от друга?
– Они могут отличаться внешностью. Например, цветом кожи: у одних она белая, у других – смуглая, а у третьих – совсем темная. Кроме того, они могут отличаться формой глаз: у одних они шире, у других – поуже.
У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. У каждого народа свои песни, сказки, игры, свой язык. Даже любимая еда у всех разная.
Сегодня я предлагаю вам побывать в разных уголках нашей огромной страны и познакомиться с некоторыми народами, проживающими в ней.
– В средней полосе России живут русские, чуваши, мордва, башкиры, татары.
(Слайд 5)
Давайте рассмотрим русский национальный костюм.
(Слайд 6)
У мужчины – это рубаха. Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей: лен, хлопок, шелк. Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Помимо косоворотки мужчины носили порты, штаны, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.
У женщины – это сарафан. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами. Под сарафан обязательно надевалась рубаха. Головной убор – кокошник.
(Слайд 7)
– Одним из народных русских праздников является Масленица. Что это за праздник?
– Проводы зимы.
– Как проходит этот праздник?
– Люди играют, веселятся, катаются на лошадях, сжигают чучело, едят блины.
(Слайд 8)
– А теперь давайте вспомним, какие русские народные промыслы вы знаете?
– Дымовские, филимоновские, каргопольские, богородские игрушки, хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки.
(Слайд 9)
– Любимым национальным блюдом русского народа являются блины.
Блины являются традиционным лакомством русского народа, одним из самых любимых и почитаемых блюд, как во времена древней Руси, так и сейчас. Они занимали достойное место на столе каждой хозяйки и считаются одним из самых первых мучных блюд появившихся в рационе наших предков.
(Слайд 10)
– Попробуйте узнать по иллюстрации русскую народную сказку.
– Лисичка со скалочкой.
– А теперь послушайте русскую народную песню.
(Слайд 11)
Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в русскую народную игру Ручеёк.
А теперь мы с вами переместимся в Татарстан – здесь живут татары.
(Слайд 12)
Давайте рассмотрим их костюмы.
Женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки). На голову женщины надевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.
Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку. Тюбетейки шились из бархата, украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.
На ногах и женщины и мужчины носили ичиги – сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.
(Слайд 13)
У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник «Сабантуй». «Сабан» – это плуг, «туй» – праздник. Этот праздник проводили после завершения весеннего сева. Это обрядовый праздник, люди просили природу, чтобы она им принесла богатый урожай. Сопровождался праздник песнями, плясками, играми, состязаниями.
Чтение стихотворения «Здравствуй, праздник Сабантуй».
Зазвенел теплом июнь
Здравствуй, праздник Сабантуй!
После сева летним днем
Мы станцуем и споем
Победит, кто будет сильным.
Смелым, ловким, удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Быстрый конь летит, как вихрь.
Управляет им джигит.
(Слайд 14)
А чуть дальше посмотри,
На поляне силачи:
Вот высокий шест стоит
Всех людей к себе манит.
А попробуй-ка в мешке,
Пробежаться по траве.
Ведра полные воды
Очень быстро пронеси.
Смех, улыбки, шутки, пляс
Всё здесь есть сейчас.
Веселись же и ликуй.
Это праздник Сабантуй!
(Слайд 15)
На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются кожаная мозаика, тамбурная вышивка, художественное ткачество, деревообработка и резьба по дереву, ювелирное искусство.
(Слайд 16)
Татары делают вкусные сладости, например чак чак – это мучное печенье из обжаренных во фритюре кусочков теста, перемешанных с медовым сиропом.
(Слайд 17)
– Попробуйте отгадать название татарской народной сказки, про кого она?
– Сказка «Шурале», про лешего и дровосека.
– Давайте послушаем как звучит татарская народная песня.
(Слайд 18)
Мы продолжаем путешествие по России. Сейчас мы с вами побываем на Крайнем Севере нашей страны.
(Слайд 19)
На Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – ненцы, коми, ханты, якуты чукчи.
(Слайд 20)
Давайте рассмотрим их одежду.
Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему?
(На Севере очень холодно.)
Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка, унты, рукавицы – кокколо.
Одежду чукчей шьют из кожи и шкуры оленей, кожи тюленя, нерпы, соболей так она получается теплой и прочной. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
Для народа главное одеваться тепло и удобно, так как основное занятие – оленеводство и охота.
Незаменимый аксессуар зимой – очки, которые защищают от слепящего снега. Раньше их изготавливали из дерева, кожи с прорезями для глаз. Сегодня чукчи покупают современные аксессуары.
(Слайд 21)
У любого народа с древних времён были особые отношения с небесным светилом. Солнце считалось источником жизни, тепла, сытости. Чукчи до сих пор свято чтут традиции предков, ежегодно празднуя Тиркык – праздник Встречи Солнца. Ни один праздник не обходится у них без этого инструмента (показ бубна). Бубен – это музыкальный инструмент народов Севера.
(Слайд 22)
Чукотские народные умельцы занимаются резьбой по кости,
(Слайд 23)
шитьём одежды из меха, вышивкой. Украшают мастерицы все – обувь, пояса, головные уборы, сумки. Часто можно увидеть узоры в виде квадратов, полос. Орнаменты несут определенный смысл. Например: светло-темные оттенки – соседство тьмы и света; шахматный узор – тропа оленя; круг – это солнце.
Искусство вышивания передается из поколения в поколение.
(Слайд 24)
Основная пища чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.
(Слайд 25)
Одним из национальных блюд чукчей является искэх алаадьы. По внешнему виду и даже по названию, сразу напрашиваются ассоциации с нашими, русскими оладьями. По сути, это так и есть. Вот только продукты используются немного другие. Помимо традиционной муки и молока, в их состав входит перетертая красная икра, лук, соль и специи.
(Слайд 26)
– Узнаете ли вы по иллюстрации чукотскую народную сказку?
– Ворон и лиса Нутэнэут.
– Послушайте чукотскую народную песню.
– Какой инструмент вы здесь слышите?
– Бубен.
– А ещё вы можете услышать горловое пение.
(Слайд 27
А теперь мы отправимся на юг России. Здесь проживают осетины, ингуши, чеченцы.
(Слайд 28)
Посмотрите, какой красивый чеченский костюм.
Мужской костюм состоял из: башмета – это полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. Штаны, зауженные книзу. На ногах легкие сапоги из кожи ниже колен. На голове папаха.
У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.
Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.
Чеченские женщины носили ожерелья, кольца, браслеты, броши из серебра или бронзы.
(Слайд 29)
Народный праздник в Чечне – Новруз переводится как «новый день».
С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия – 22 марта. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу. На празднике все вместе веселятся, поют, танцуют, соревнуются.
(Слайд 30)
Народные промыслы чеченского народа: изготовление прекрасной посуды из глины, красивых войлочных ковров, изделий из металла – кинжалов.
(Слайд 31)
Чеченское национальное блюдо хингалш – тонкие кукурузные или пшеничные лепёшки с тыквой и сливочным маслом.
(Слайд 32)
Чеченское лакомство нохчий кхана очень часто готовят в праздники. Сладость обожают и взрослые и дети, а готовится она невероятно легко, в итоге сильно напоминая восточную халву.
(Слайд 33)
– Попробуйте отгадать чеченскую народную сказку.
– Мышки подружки.
– Чеченская народная музыка, послушайте.
(Слайд 34)
Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов.
Чтение стихотворения В. Степанова «Российская семья».
Живут в России
Разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Мы побывали сегодня с вами у русских, татар, чукчей, чеченцев. Узнали, что у каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.
(Слайд 35)
Мы с вами знаем, что люди бывают плохими и хорошими. Важно понимать, что человеческие качества никак не связаны с цветом кожи или разрезом глаз. Нельзя формировать своё отношение к человеку на основе его национальной принадлежности. Относиться плохо нужно к человеку злому, жадному, лживому. А к людям добрым и честным естественно испытывать симпатию, независимо от их национальности.
И в следующий раз я предлагаю нам с вами попутешествовать еще по нашей огромной стране и познакомиться с другими народами, которые живут в России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ «КАКИЕ НАРОДЫ ЖИВУТ В РОССИИ».
Обеспечить эмоциональное благополучие; познакомить детей с многонациональным составом населения; воспитывать уважительные дружелюбные чувства к людям разных национальностей....
Беседа: "Какие народы живут в России"
Беседа: "Какие народы живут в России"...
Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.
РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...
Беседа «Какие народы живут в России»
Беседа с детьми " Какие народы живут в России."...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: «Какие народы живут в России».
Ознакомление детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истори...