Статья " Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников"
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии и воспитании детей.
Это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка.
В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы, и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта, как с взрослыми, так и со сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.
Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития школьников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме, а для развития коммуникативных способностей огромное значение имеет театрально-игровая деятельность.
Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».
Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее качество детей. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Большое значение в развитии коммуникационных навыков оказывает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей и приносящей ребенку радость.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребенка. В дошкольный период у ребёнка активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот период происходит формирование основных качеств личности.
Одним из самых эффективный средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.
Театрализованные игры, имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объеме развивают его эмоциональность и речь, ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности детей в игре широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, а правильно поставленные вопросы во время игры заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Во время театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка для дошкольников имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Кроме того, театрализованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.
Совместная театрализовано-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки, дедушки и т. д. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.
Основные требования к организации театрализованной игровой деятельности детей:
- содержательность;
- разнообразие тематик.
Театрализованная игра должна постоянно ежедневно включаться в повседневную жизнь ребенка. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети максимально активно участвовали в такой игре.
Вначале воспитатель сам проигрывает предполагаемый сюжет в ролях. Это может быть небольшая сказка, стихотворение, рассказ и т. д. Затем предлагается детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, ненавязчиво предлагается игра на этот сюжет. Очень интересно менять сюжеты. Например: лиса не съела колобка, козлята от волка спаслись и т. д. Дети с удовольствием и смекалкой придумывают сюжеты и проигрывают их.
Выбор постановки производится в соответствии с возрастными особенностями детей. Чем младше ребёнок, тем проще театрализация. Но в любом случае идеальными будут народные сказки и их сюжет.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, то и образно-эмоциональной стороны языка. Для развития выразительности речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Он должен научиться выразительно и чётко разговаривать не только в обычной обстановке, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией
Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно – пространственной среды. В нашей группе созданы несколько видов театра: теневой, кукольный, пальчиковый, а так же нетрадиционный театр. Театр на ложках: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок». Перчаточный театр: «Три поросёнка». Фартучный театр: «Репка».
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.
Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....
Статья на тему: Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников.
Дошкольный возраст это важный этап в развитии и воспитании детей.Это пора, когда у детей закладываются основные уменения, знания, навыки и формируются основы социального поведения.Именно в дошкольный ...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями речи
Презентация проекта по развитию коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в театрализованной деятельности....
Консультация :"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников".
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников...
Статья "Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью."
Театрализованная деятельность является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Участвуя в театрализации, дети учатся преодолев...
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание образовательной области у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлено на формирование опыта взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, с элементарными способами и сре...