использование мнемотехники в заучивании стихотворений в раннем возрасте.
статья по развитию речи (младшая группа)
Использование мнемодорожек и мнемокарточек в заучивании четверостиший у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство детей с художественной литературой начинается с самого раннего возраста. Поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха.
При заучивании с детьми стихотворений у детей часто возникают трудности:
- Потеря, искажение смысла стихотворения.
- Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.
- Длительность процесса заучивания (запоминания).
Необходимо помнить, что в наше время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, активно используются опорные схемы и таблицы, то есть применяется метод наглядного моделирования или мнемотехники. Использование наглядного материала превращает обычное занятие в игру. Мнемотехника - это система методов и приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных зрительных ассоциаций, обеспечивает сохранение и воспроизведение информации, позволяет организовать учебный процесс в виде игры.
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов, а также стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении текста.
Мнемотаблицы достаточно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). В качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного характера: предметные рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры, условные обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т.д.
- В младшем возрасте используются готовые цветные мнемодорожки, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Малышам трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать по мнемодорожке. Традиционно при заучивании стихотворений с детьми младшего возраста, воспитатель может использовать игрушку в качестве демонстрации. При использовании мнемотехники данная демонстрация так же допускается. После заучивания мнемодорожки в младшем возрасте используются в основном в индивидуальной работе с детьми Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. В младшем возрасте объем произведения для заучивания-1-2 четверостишия.
- Алгоритм заучивания стихотворения по мнемотаблице:
1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)
2. Выразительное чтение педагогом стихотворения.
3. Беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы.
4. Перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)
5. Самостоятельное чтение.
Для того чтобы занятия мнемотехникой были эффективными, необходимо, чтобы у детей уже был определенный словарный запас, и конечно все занятия проводятся в форме игры. Методика мнемотехники предполагает возможность выбора педагогом формы проведения занятия. Мнемотехнику можно вести в виде самостоятельного занятия или включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей.
Детки, которые заучивают стихотворения с помощью мнемотаблиц:
¬ расширяют круг знаний об окружающем мире;
¬ появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
¬ появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок, загадок;
¬ словарный запас обогащается новыми словами и оборотами;
¬ дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....
Мастер – класс для родителей « Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс....
презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...
Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо...
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....