«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Рева Марина Николаевна

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта. Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.

Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта. Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.

Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника.

Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Способ «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

Актуальность выбранной темы:
1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Использование мнемотехники в работе с детьми позволяет решить следующие задачи:

- развивать основные психические    процессы – память, внимание, образное  

мышление;

- развивать связную речь;

- учить преобразовывать абстрактные   символы в образы (перекодирование  

 информации);

- обучать  приёмам работы с мнеморожками  и  мнемотаблицами.

Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);
таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

Приёмы мнемотехники :

- Модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные, символические изображения);

- картинография;

- коллажи;

 - планы-схемы;

- мнемотаблицы.

Мнемотаблицы служат материалом по развитию связной речи детей.

Используем для:

-обогащения словарного запаса;
-описания предметов;

-картинок;

-картин;
-при обучении составлению рассказов;
-при пересказах художественной литературы;

 -при отгадывании и загадывании загадок;
-при заучивании стихов.

Я хочу познакомить вас с технологией заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, перехожу к мнемодорожкам и позже- к мнемотаблицам.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Детям старшего возраста можно предложить монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Этапы работы над стихотворением 

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Результаты:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

*появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

*появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

*словарный запас выходит на более высокий уровень;

*дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений и обучение пересказу  более простым, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....

презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...

Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....

Презентация "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы по теме "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений  с детьми дошкольного возраста"...

Мастер-класс: "Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс разработан для проведения с взрослыми, представлены  способы и приемы заучивания стихотворений - мнемотехника. В ходе масте - класса есть описание и примеры применения мнемоквадрата,...