«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта. Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.
Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта. Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.
Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника.
Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Способ «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.
Актуальность выбранной темы:
1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
Использование мнемотехники в работе с детьми позволяет решить следующие задачи:
- развивать основные психические процессы – память, внимание, образное
мышление;
- развивать связную речь;
- учить преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование
информации);
- обучать приёмам работы с мнеморожками и мнемотаблицами.
Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);
таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию
Приёмы мнемотехники :
- Модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные, символические изображения);
- картинография;
- коллажи;
- планы-схемы;
- мнемотаблицы.
Мнемотаблицы служат материалом по развитию связной речи детей.
Используем для:
-обогащения словарного запаса;
-описания предметов;
-картинок;
-картин;
-при обучении составлению рассказов;
-при пересказах художественной литературы;
-при отгадывании и загадывании загадок;
-при заучивании стихов.
Я хочу познакомить вас с технологией заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, перехожу к мнемодорожкам и позже- к мнемотаблицам.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
Детям старшего возраста можно предложить монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Этапы работы над стихотворением
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу
Результаты:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
*появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
*появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
*словарный запас выходит на более высокий уровень;
*дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений и обучение пересказу более простым, интересным, творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....
презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...
Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....
Презентация "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы по теме "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"...
Мастер-класс: "Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс разработан для проведения с взрослыми, представлены способы и приемы заучивания стихотворений - мнемотехника. В ходе масте - класса есть описание и примеры применения мнемоквадрата,...