Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группы «Осенние хлопоты человека»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Лобжанидзе Русудана Резовна

Конспект  по развитию речи в подготовительной к школе группы

«Осенние хлопоты человека»

                                                               Составила: Лобжанидзе Р.Р.

 

Тема: «Осенние хлопоты человека».

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Заготовочки»

Трафареты с варежками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

 

                                        Ход занятия:

Организационный момент, введение в тему:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Я вам загадаю загадку слушайте внимательно.

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? - ...

(Осень)

Дети: Осень!

Воспитатель : Верно! Об осени. А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.

 

Основная часть.

Воспитатель:  Ребята,  представим, что после лета сразу наступила зима. Как вы думайте ,что же  бы было?

Дети: Животные даже не успели бы  подготовится к зиме и погибли, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Воспитатель:  Да, ребята,  так не может в природе все идет по плану. После лето  осень, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года Осень время трудится  , все готовиться к зиме. И насекомые, и звери, и мы, конечно  люди, тоже  трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как  же мы – люди готовимся к зиме?

 

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, собирают  урожай. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых) А какой урожай собирают

Ответы детей.( Наглядные картинки)

Воспитатель: Послушайте сказку .

   Давным-давно овощи и фрукты жили все вместе. Они все время ссорились и спорили, кто же из них полезнее и вкуснее. -Я самая полезная!  Говорили фрукты , во мне много витаминов.

    Я хрустящая и вкусная!-говорила, задирая оранжевый носик, морковка -.Ну уж нет! Надувал толстые щеки апельсин. -Я сладкий и ароматный. Во мне много витамина С, а это самый важный витамин!

     Ха-ха-ха  ! Смеялось румяное спелое яблоко. Я- лучше всех ! Я сладкое да хрустящее ,полезное ,витаминное, меня любят все-и взрослые и дети. Куда уж вам до меня!

  Перестаньте же спорить!-басил золотистый лук. Всем и так понятно-я самый главный и важный! В народе говорят – «Лук от семи недуг!»

Так бы они и спорили по сей день ,но прилетела фруктово-овощная фея и решила расселить фрукты и овощи по разным домам, ч чтобы они перестали ссориться.

 Овощи она поселила на грядках, а фрукты на деревьях.

 С тех пор они так и живут. Овощи в огороде ,а фрукты в саду. И никогда больше не ссорятся.

А теперь поиграем в игру: « Сад-Огород». Я называю вам фрукт или овощ, а вы говорите сад или огород, в зависимости,  где он растет.

Например,

Огурец-…. огород

Яблоко-…сад

Помидор-…. огород

Груша-….сад

Лук-…огород

Слива-…. сад

Перец-…. огород

Виноград-…. сад

Репа -….огород

Персик-…. сад

Свекла-…. огород

Абрикос-…. сад

Петрушка-…. огород

Молодцы!

Воспитатель: Фрукты растут на деревьях, а деревья, как  называются?. (фруктовые)

Сад из фруктовых деревьев называется?. (фруктовый сад).

Воспитатель: Давайте отгадаем  загадки и вспомним   какие  фрукты вы знаете. 

Золотист один бочок,

Красноват другой бочок.

Посередине, в сердцевине-

Притаился червячок (Яблоко)

 

Летом в платьице зеленом.

А по осени-в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это (слива)

 

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала. (.груша)

 

Спелых ягод гроздь свисает,

Всех прохожих удивляет.

Украшает летний сад,

Вкусный сочный (виноград)

 

        Пальчиковая гимнастика "Компот"

Будем мы варить компот - Левую ладонь держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот. указательным пальцем правой руки

«мешают».

Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».

Угостим честной народ

. Фрукты растут на деревьях, но есть  фрукты ,которые  растут на грядке, на поле.

Знаете какая ? Отгадайте

Круглобока, желтолица,

 Может с солнышком сравниться.

А душистая какая,

 Мякоть сладкая такая!

Мы поклонники отныне

Королевы поля… (Дыня)

 

Физкультминутка «Овощи и фрукты»

 

Овощи и фрукты

 

 (наклониться вниз, достать до пола         рука (огород)      выпрямиться, потянуться руками вверх (сад)

Вкусные продукты. 

(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)

В огороде

(наклоны вниз, достать руками до пола, собираем)

И в саду 

(выпрямиться, потянуться руки вверх, собираем урожай в саду)

Для еды я их найду. 

(погладить правой рукой по животику, затем левой)

 

Воспитатель: Ребята ,а как вы думаете для чего  выращивают фрукты.

Ответы детей

 Воспитатель: Правильно, в фруктах много витаминов. Витамины помогают нам быть крепкими и здоровыми. А еще во фруктах есть клетчатка. Это волокна , которые  очень нужны для правильного пищеварения. Фрукты есть летом и осенью.

Воспитатель : А как хранят фрукты на зиму?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

 Игра : «Из какого фрукта сок?»

Сок из яблок – (яблочный сок)

Сок из вишни – (вишневый сок)

Сок из сливы – (сливовый сок)

Сок из ананаса – (ананасовый сок)

Сок из апельсина-(апельсиновый)

Сок из абрикоса-(абрикосовый)

Сок из граната – (гранатовый сок)

Сок из винограда – (виноградный сок)

Сок из груши – (грушевый сок)

Сок из персика –(персиковый сок)

Яблоки и груши сушат и варят компот. А как называется сушеный виноград?-изюм

А как называется сушеный абрикос?Курага-без косточки и Урюк – с косточкой.

А сушеная слива?-Чернослив.

 

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Воспитатель: бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

 

Воспитатель:  Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

     Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

- Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Воспитатель: Вот какие мы молодцы  ,хорошо потрудились! Вот какие  заготовочки  сделали на зиму!

- Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

- Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

 

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: В народе говорят: «Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

- Как вы понимаете эту народную поговорку?(ответы детей)

Воспитатель:   Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

- Что нового, интересного узнали на занятии?

- Что запомнилось вам больше всего?

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  по развитию речи в подготовительной к школе группы

«Осенние хлопоты человека»

                                                               Составила: Лобжанидзе Р.Р.

 

Тема: «Осенние хлопоты человека».

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Заготовочки»

Трафареты с варежками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

                                        Ход занятия:

Организационный момент, введение в тему:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Я вам загадаю загадку слушайте внимательно.

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? - ...

(Осень)

Дети: Осень!

Воспитатель : Верно! Об осени. А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.

Основная часть.

Воспитатель:  Ребята,  представим, что после лета сразу наступила зима. Как вы думайте ,что же  бы было?

Дети: Животные даже не успели бы  подготовится к зиме и погибли, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Воспитатель:  Да, ребята,  так не может в природе все идет по плану. После лето  осень, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года Осень время трудится  , все готовиться к зиме. И насекомые, и звери, и мы, конечно  люди, тоже  трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как  же мы – люди готовимся к зиме?

 

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, собирают  урожай. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых) А какой урожай собирают

Ответы детей.( Наглядные картинки)

Воспитатель: Послушайте сказку .

   Давным-давно овощи и фрукты жили все вместе. Они все время ссорились и спорили, кто же из них полезнее и вкуснее. -Я самая полезная!  Говорили фрукты , во мне много витаминов.

    Я хрустящая и вкусная!-говорила, задирая оранжевый носик, морковка -.Ну уж нет! Надувал толстые щеки апельсин. -Я сладкий и ароматный. Во мне много витамина С, а это самый важный витамин!

     Ха-ха-ха  ! Смеялось румяное спелое яблоко. Я- лучше всех ! Я сладкое да хрустящее ,полезное ,витаминное, меня любят все-и взрослые и дети. Куда уж вам до меня!

  Перестаньте же спорить!-басил золотистый лук. Всем и так понятно-я самый главный и важный! В народе говорят – «Лук от семи недуг!»

Так бы они и спорили по сей день ,но прилетела фруктово-овощная фея и решила расселить фрукты и овощи по разным домам, ч чтобы они перестали ссориться.

 Овощи она поселила на грядках, а фрукты на деревьях.

 С тех пор они так и живут. Овощи в огороде ,а фрукты в саду. И никогда больше не ссорятся.

А теперь поиграем в игру: « Сад-Огород». Я называю вам фрукт или овощ, а вы говорите сад или огород, в зависимости,  где он растет.

Например,

Огурец-…. огород

Яблоко-…сад

Помидор-…. огород

Груша-….сад

Лук-…огород

Слива-…. сад

Перец-…. огород

Виноград-…. сад

Репа -….огород

Персик-…. сад

Свекла-…. огород

Абрикос-…. сад

Петрушка-…. огород

Молодцы!

Воспитатель: Фрукты растут на деревьях, а деревья, как  называются?. (фруктовые)

Сад из фруктовых деревьев называется?. (фруктовый сад).

Воспитатель: Давайте отгадаем  загадки и вспомним   какие  фрукты вы знаете.  

Золотист один бочок,

Красноват другой бочок.

Посередине, в сердцевине-

Притаился червячок (Яблоко)

Летом в платьице зеленом.

А по осени-в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это (слива)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала. (.груша)

Спелых ягод гроздь свисает,

Всех прохожих удивляет.

Украшает летний сад,

Вкусный сочный (виноград)

        Пальчиковая гимнастика "Компот"

Будем мы варить компот - Левую ладонь держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот. указательным пальцем правой руки

«мешают».

Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».

Угостим честной народ

. Фрукты растут на деревьях, но есть  фрукты ,которые  растут на грядке, на поле.

Знаете какая ? Отгадайте

Круглобока, желтолица,

 Может с солнышком сравниться.

А душистая какая,

 Мякоть сладкая такая!

Мы поклонники отныне

Королевы поля… (Дыня)

Физкультминутка «Овощи и фрукты»

Овощи и фрукты

 

 (наклониться вниз, достать до пола         рука (огород)      выпрямиться, потянуться руками вверх (сад)

Вкусные продукты. 

(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)

В огороде

(наклоны вниз, достать руками до пола, собираем)

И в саду 

(выпрямиться, потянуться руки вверх, собираем урожай в саду)

Для еды я их найду. 

(погладить правой рукой по животику, затем левой)

 

Воспитатель: Ребята ,а как вы думаете для чего  выращивают фрукты.

Ответы детей

 Воспитатель: Правильно, в фруктах много витаминов. Витамины помогают нам быть крепкими и здоровыми. А еще во фруктах есть клетчатка. Это волокна , которые  очень нужны для правильного пищеварения. Фрукты есть летом и осенью.

Воспитатель : А как хранят фрукты на зиму?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

 Игра : «Из какого фрукта сок?»

Сок из яблок – (яблочный сок)

Сок из вишни – (вишневый сок)

Сок из сливы – (сливовый сок)

Сок из ананаса – (ананасовый сок)

Сок из апельсина-(апельсиновый)

Сок из абрикоса-(абрикосовый)

Сок из граната – (гранатовый сок)

Сок из винограда – (виноградный сок)

Сок из груши – (грушевый сок)

Сок из персика –(персиковый сок)

Яблоки и груши сушат и варят компот. А как называется сушеный виноград?-изюм

А как называется сушеный абрикос?Курага-без косточки и Урюк – с косточкой.

А сушеная слива?-Чернослив.

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Воспитатель: бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

Воспитатель:  Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

     Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

- Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Воспитатель: Вот какие мы молодцы  ,хорошо потрудились! Вот какие  заготовочки  сделали на зиму!

- Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

- Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

 

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: В народе говорят: «Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

- Как вы понимаете эту народную поговорку?(ответы детей)

Воспитатель:   Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

- Что нового, интересного узнали на занятии?

- Что запомнилось вам больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего развлечения для детей подготовительной к школе группы "Осенняя дискотека с фиксиками"

Предлагаю Вашему вниманию осеннее развлечение с современными персонажими Симкой и Ноликом, восторг детей от праздника гарантирован....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

презентация к занятию по развитию речи в подготовительной к школе группе. Лексическая тема "Человек".

Данная презентация может быть использована педагогами на занятии по развитию речи, при закреплении знаний по лексической теме: "Человек"....

конспект по развитию речи для подготовительной к школе группе "Осень"

конспект по развитию речи для подготовительной к школе группе "Осень"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказов на тему: «Мама – самый близкий человек!»

Расширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов;  продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять описательный рассказ о маме по опорной схем...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Осенний хоровод»

ЦельАктивизировать словарь детей. Помогать точно подобрать характеристику и действие предмету, правильно составить предложение. Развивать логическое мышление и интеллектуальные способности ребенка.Зад...