Рабочая программа, образовательная область "Социально-коммуникативное развитие", старшая группа
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа разработана с учетом комплесной образовательной программой дошкольного образования "Детство"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»
СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете № 1 от 30 августа 2019.г. | УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МАДОУ ЦРР-детского сада № 23 «Сказка» О.Ю. Болониной от 30.08.2019 г. № 145 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
возрастная группа 5 - 6 лет
4 ступень обучения
автор программы:
Сумакова Е.В. – воспитатель
1 квалификационной категории
г. Зеленоградск, 2019
Содержание:
1.Целевой раздел программы 1.1.Пояснительная записка……………………………………………… 1.2.Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет……………. 2.Содержательный раздел программы 2.1. Содержание программы ……………………………………………. 2.2. Учебно-тематический план………………………………………… 2.3.Календарно – тематическое планирование……………………....... 2.4.Требования к результатам освоения программы………………….. 3.Организационный раздел программы 3.1.Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания.……………………………………………………………………… Список используемой литературы…………………………………….. | 3 5 8 15 16 25 27 28 |
1.Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
Актуальность
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, культуры во взаимоотношениях людей. Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Социально-коммуникативное развитие дошкольника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2019 года, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - детского сада № 23 «Сказка», а также с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе
Целью реализации рабочей программы является развитие социально-коммуникативных компетенций ребенка через организацию свойственных возрасту видов детской деятельности и создание развивающей предметно - пространственной среды.
Задачи:
1. Развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем — через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.
2. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
3. Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
4. Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
6. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
7. Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
8. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
9. Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.
10. Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников.
11. Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.
12. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
13. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил.
1.2.Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет
Ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей.
Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы: «Музей», «Супермаркет», «Туристическое агентство», «Рекламное агентство», «Кафе „Теремок“», «Космическое путешествие»,
«Телешоу „Минута славы“, «Конкурс красоты» и др. Будущая школьная позиция получает отражение в играх на школьную тему.
Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной и др. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (игрушек-самоделок, деталей костюмов и пр.).
В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигаются взаимопонимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я».
Более активно появляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Развиваются продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п.
Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого).
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу.
2. Содержательный раздел программы
2.1. Содержание программы
Основные разделы реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Развитие игровой Трудовое Развитие социальных Формирование
деятельности воспитание отношений основ безопасности в
быту, социуме, природе
Развитие игровой деятельности
Основные модули образовательной деятельности
Сюжетно-ролевые игры
Проявление интереса к сюжетно-ролевым играм, содержанием которых является отображение социальной действительности, к комбинированию в одном сюжете реальных и фантастических событий, разнообразных ситуаций взаимодействия людей, коллизий; появление сюжетно-ролевых игр новой тематики («Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и др.) и игр с продолжением сюжета в течение нескольких дней.
Самостоятельное участие в создании игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, совместное с воспитателем изготовление игрушек-самоделок и предметов-заместителей до игры или по ее ходу. Освоение нового содержания сюжетно-ролевых игр в процессе общения и сотворчества воспитателя и детей, направленного на подготовку к игре: накопление содержания для игр, придумывание возможных игровых ситуаций, творческого создания обстановки для игр. Освоение умения фиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания сюжетных событий воспитателем под диктовку детей и пр.
Освоение способов сюжетосложения: придумывание целостных сюжетных событий в совместной с воспитателем и сверстниками игре-придумке; проговаривание части игровых событий во время игры, речевое обозначение места действия.
Самостоятельное называние своей роли до начала игры, обращение к партнеру по имени игрового персонажа. Проявление инициативы в ролевом диалоге со сверстником, изменение интонации голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа. Проявление способности передавать действия, отношения, характеры и настроения персонажей: требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка; использовать средства выразительности: мимика, жесты,движения, интонация.
Самостоятельное или с небольшой помощью взрослого согласование общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребий, договор по желанию), установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
Самостоятельное создание игровой обстановки в зависимости от замысла игры, использование изобразительной или продуктивной деятельности детского коллекционирования (театральные программки, билеты, открытки, значки и пр.) для создания игровой обстановки.
Режиссерские игры и игра-фантазирование
Самостоятельное отображение в режиссерской игре и игре-фантазировании литературного опыта, впечатлений от просмотра мультипликационных фильмов, комбинирование событий из разных источников, внесение в них изменений (новые события, герои), придумывание новых сюжетов по аналогии с известными. Освоение способов фиксирования новых сюжетов при помощи записей, пиктограмм, рисунков; составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений.
Понимание необходимости изменять интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, самостоятельно передвигать игрушку по игровому полю, имитировать движения персонажей, использовать звукоподражание, комментировать события, происходящие в сюжете режиссерской игры, оценивать поступки героев.
Активное стремление к согласованию развития сюжета со сверстниками, координации движения персонажей по игровому полю, ведению диалогов от имени игровых персонажей. Проявление творчества при создании обстановки для режиссерской игры: в подборе необходимых игрушек и предметов-заместителей, оформлении игрового поля (лес, волшебная поляна, дом и пр.). С помощью воспитателя использовать полифункциональный игровой материал, участвовать в создании полифункционального игрового материала в совместной с воспитателем деятельности.
В совместной с воспитателем игре-фантазировании использование приема частичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), согласование придуманных событий с замыслами других игроков.
Игровые импровизации и театрализация
В театрализациях с помощью педагога и самостоятельно дети определяют место для «сцены» (ограждать, ставить ширмочки), создают игровую обстановку (готовят простейшие декорации: домики, силуэты деревьев; цветными шнурами или ленточками изображают реку, дорожку), согласовывают свои действия с другими «артистами».
Действуют и говорят от имени разных персонажей, отражают в игре содержание любимых литературных произведений, комбинируют сюжеты.
В играх-имитациях детей побуждают выразительно и детально передавать разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней; мама-медведица ищет медвежонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит медвежонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив). Воспитатель поддерживает стремление детей исполнять стихи, петь песенки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленький зайчонок поет песенку тоненьким голоском).
Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами
Игры с водой, льдом, снегом. «Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров — бумаги, марли, сетки). «Игра цвета» (делать цветную воду и получать новый цвет путем смешивания разных цветов в разных пропорциях). «Вырастим кристаллы» (делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли). «Волшебная соль» (выращивание кристаллов соли на веточках, опущенных в солевой раствор). «Царство цветных льдинок» (заливать цветную воду в разные формочки и замораживать). «Брызгалки» (в мягких флаконах из-под шампуня проделать дырочки, залить воду и брызгаться, устраивать соревнования: чья «брызгалка» дальше брызнет и пр.). «Соревнование мыльных пузырей» (выдувание мыльных пузырей с помощью разных средств, соревнование на самый большой пузырь, самый «летучий», самый веселый).
«Наливаем — выливаем» (наполнять водой разные сосуды с узким и широким горлом с помощью разных средств: воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев). «Делаем фонтан» (с помощью резиновой трубки, на одном конце которой воронка, а на другом наконечник, наливая воду, наблюдать, когда фонтан бьет выше, когда ниже). «Испытание кораблей» (делать разные корабли из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек, испытывать их плавучесть на спокойной воде, во время ветра, нагоняя ветер разными способами, делая «бури»).
Игры со светом. «Пускаем солнечные зайчики», «Солнечные зайчики догоняют друг друга» (пытаться на стене поймать своим зайчиком солнечный зайчик другого ребенка). «Подаем сигналы фонариками», «Поиск» (в темной комнате с помощью фонарика разыскивать спрятанную вещь). «Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика). «Теневой театр» (на стене с помощью рук показывать тени разных зверей и птиц). «Рисование свечой» (вместе с
воспитателем накапать воск на поверхность бумаги, затем покрыть краской — проступит восковой узор).
Игры с магнитами, стеклом, резиной. «Испытание магнита» (экспериментирование с магнитом: притягивание разных предметов, какие
притягиваются, какие — нет; проверка подъемной силы магнита; какие предметы магнит поднимает, какие — нет; через какие преграды может действовать магнит — через бумагу, картон, ткань, фанеру, воду и т. п.). «Таинственные фигурки» (с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или экране различные металлические фигурки, предметы: булавки, шпильки, проволочных человечков). «Попрыгунчики» (привязывать к длинной резинке разные предметы — колечки, мячики, фигурки — и, дергая за резинку, заставлять их подпрыгивать). Игры с увеличительными стеклами или микроскопом: рассматривание разных предметов, материалов, поиск оставленных «следов» (игра «Сыщики»). «Мир в цветном стекле» (рассматривать окружающее через стекла разного цвета, узнавать, какие цвета «похищает» то или иное цветное стекло; специально рисовать «волшебные» картинки, накладывать одно цветное изображение на другое, а затем «находить» их, рассматривая в цветное стекло и пр.).
Игры с бумагой. Изготовление фигурок и предметов по типу оригами. «Вертушки» (изготовление разных бумажных вертушек и испытание их). «Гармошка» (с помощью тонкой бумаги и расчески гудеть, играть, как на губной гармошке). «Отпечатки» (делать отпечатки на бумаге с помощью самодельных печаток: вырезать их из картофеля, моркови, пробок и т. п.). «Таинственные письмена» (рисовать или писать на бумаге молоком, лимонным или луковым соком, затем вместе с воспитателем нагревать бумагу и узнавать, что написано в таинственном письме). «Цветные брызги» (брызгать на положенные на бумагу силуэты цветной краской, затем убирать силуэты и получать изображение на цветном фоне). Экспериментирование с копировальной бумагой разного цвета (рисовать, делать несколько копий и пр.). «Борьба с наводнением» (на пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, небольшие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разную бумагу, марлю, ткань и пр.).
Дидактические и развивающие игры. Игры с готовым содержанием и правилами
Игры на сравнение предметов по нескольким признакам, установление сериационных рядов по разным основаниям, на группировку объектов на основе существенных признаков (живое — неживое; реальное — фантастическое; домашние животные — дикие животные). Игры на узнавание предметов по описанию, по вопросам («Угадай, что задумали»; «Вопрос — ответ»). Составление целого из частей (10—12 частей). Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам («Найти путь к домику»; «Найти клад по схеме»). Игры на осуществление контрольно-проверочных действий («Найди ошибку», «Контролер», «Найди отличия»). Речевые игры. Народные игры («Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба»). Игры с запрещающими действиями и правилами («Фанты», «Черное и белое», «„Да“ и „нет“ не говорите»). Различные виды лото. Интеллектуальные, развивающие игры (головоломки, лабиринты, смекалки, «Геоконт», «Тантрам», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат»).
Умение детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата. Понимание необходимости действовать в игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку. Контролировать свои действия и действия других играющих, исправлять ошибки. Проявление настойчивости в поиске решения, умение видеть правильность результата. Самостоятельное объяснение сверстнику хода решения игровой задачи. Знание нескольких игр с правилами и уметь их организовать. Проявление инициативы в придумывании новых правил в играх, стремление разнообразить их содержание за счет новых игровых действий.
Развитие социальных отношений
Основные модули образовательной деятельности
Эмоции.
Знакомство с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение). Развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища; проявлять равнодушие к обиженному, слабому человеку.
Взаимоотношения и сотрудничество.
Проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. Овладение при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательнымидруг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям («Все работали дружно, вырезали много красивых снежинок, и теперь мы украсим ими нашу группу»). Освоение разных формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально — вместе со всеми. Оценка результатов совместных действий.
Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.
Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Упражнение в использовании культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения.
Семья. Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи. Представления о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи, некоторые правила помощи больному. Правила отношения к пожилым людям в семье.
Трудовое воспитание
Основные модули образовательной деятельности
Труд взрослых и рукотворный мир.
Конкретные профессии и взаимосвязь между ними, содержание труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. (Архитекторы проектируют новые здания и мосты; строители осуществляют задуманное; шоферы подвозят строительный материал; менеджеры осуществляют продажу квартир.) Понимание роли современной техники и материалов в трудовой деятельности взрослых. Уважение к труду родителей, представление о материальном обеспечении семьи, ее бюджете.
Самообслуживание и детский труд.
Развитие самостоятельности в самообслуживании. Расширение объема процессов самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (убрать игрушки, застелить свою постель, вытереть пыль, вымыть дома после еды чайную посуду). Освоение трудовых процессов, обеспечивающих ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки).
Представления о роли самообслуживания в заботе о здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды. Участие в новых видах дежурства — по уголку природы, помощи педагогам при подготовке к занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы по типу общего труда (объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий.
Представления о ручном труде и конструировании. Освоение умений создания поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала и конструкторов, способов конструирования из бросового материала, изготовление игрушек в технике оригами.
Хозяйственная помощь детей в семье (совместно со взрослыми мыть посуду, поливать растения, кормить домашних животных, участвовать со взрослыми в приготовлении пищи и уборке квартиры).
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях, опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.). Представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.). Освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Знание сигналов светофора,указателей перехода улицы, остановок транспорта. Правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в присутствии и с разрешения родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.
2.2. Учебно-тематический план
Наименование разделовреализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | Количество часов/занятий по обязательной части программы |
Развитие игровой деятельности | 15/36 |
Трудовое воспитание | |
Развитие социальных отношений | |
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | |
Общее количество часов/занятий | 15/36 |
2.3. Календарно – тематическое планирование
Месяц | Неделя, тема | Тема, программные задачи НОД по обязательной части (программа «Детство») | Тема, программные задачи НОД по вариативной части |
сентябрь | 1 неделя «День знаний» | Развитие игровой деятельности Игровое развлечение «День знаний» Задачи: - обеспечить благоприятную адаптацию детей после летних каникул; - поддерживать эмоциональное состояние каждого ребенка; - освоение способов игрового общения со сверстниками и взрослыми | - |
2 неделя «Семья» | Формирование основ безопасного поведения в быту «Безопасность в доме» Задачи: - формирование основ безопасного поведения в быту; - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье [9, с.79] | - | |
3 неделя «Я в мире человек» | Развитие социальных отношений «Какой я?» Задачи: - продолжать знакомить ребенка с самим собой; - учить рассказывать, развивать монологическую речь; - развивать стремление совершенствовать себя; - воспитывать чувство собственного достоинства [12, с.53]. | - | |
4 неделя «День воспитателя и всех дошкольных работников» | Трудовое воспитание «Мы – помощники воспитателя, мы – дежурные» Задачи: - мотивировать целесообразность и вызвать эмоциональный отклик, желание помогать воспитателю при подготовке материалов и оборудования к НОД; - уточнить правила и обязанности дежурных, мотивировать необходимость усложнения содержания их деятельности в старшей группе, вызвать желание добросовестно и ответственно относиться к работе, пользуясь справочной информацией на стенде «Нашу дежурство» [4, с.156] | - | |
октябрь | 1 неделя «Осень» | Развитие игровой деятельности Инсценировка басни Крылова «Стрекоза и муравей» Задачи: - учить действовать и говорить от имени разных персонажей, отражать в игре содержание литературного произведения - развивать коммуникативные навыки; - развивать умение передавать настроение персонажей басни, используя средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движение); - развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус в создании и передачи образов; - воспитывать артистические качества, умение свободно чувствовать себя в роли, доброжелательное отношение друг к другу. | - |
2 неделя «Знакомство с народной культурой и традициями» | Формирование основ безопасного поведения в социуме и в природе «Осенние приметы» Задачи: - побуждать замечать изменения в природе; - формирование основ безопасности в социуме; - продолжать знакомить с правилами безопасности [9, с.36] | - | |
3 неделя «Витамины на грядке и на дереве» | Трудовое воспитание «Сельскохозяйственный труд» Задачи: - дать знания об осеннем сельскохозяйственном труде; - закрепить знания об орудиях труда, навыки конструирования; - формирование позитивных установок к различным видам труда; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками [9, с.33] | - | |
4 неделя «В мире вещей» | Развитие социальных отношений «Чего не знал Почемучка» Задачи: - способствовать пониманию, что такое грусть и плохое настроение; - побуждать детей приходить друзьям на помощь в трудных ситуациях; - уточнить правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами; - развивать познавательный интерес детей к современной бытовой технике [4, с.217] | - | |
ноябрь | 1 неделя «Игрушки» | Развитие игровой деятельности «Игрушки рассказывают» Задачи: - участие в режиссерских играх по сюжетам сказок, стихотворений; - способствовать проявлению желания отвечать на вопросы воспитателя о происходящем в игре, о том, что произойдет дальше, активно реагировать на появление нового игрового персонажа, на проблемные ситуации; - способствовать проявлению желания импровизировать с персонажами пальчикового театра, передавать игровые действия, сопровождать их речью, вступать в игровой диалог с другим ребенком. | - |
2 неделя «День матери» | Развитие социальных отношений «Добрые дела» Задачи: - учить анализировать поступки героев рассказов; - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развивать желание заботиться о здоровье близких [9, с.85]. | - | |
3 неделя «Профессии» | Трудовое воспитание «Профессии наших родителей» Задачи: - расширять детские представления о многообразии профессий; - развивать интерес к миру взрослых; - воспитывать гордость и уважение к родителям [4, с.218]. | - | |
4 неделя «Мой город» | Формирование основ безопасного поведения в в природе «Экскурсия по городу» Задачи: - познакомить с улицами города, городскими объектами, правилами безопасного обращения с животными; - формирование безопасного поведения в природе [9, с.49]. | - | |
декабрь | 1 неделя «Моя родина – Россия» | Формирование основ безопасного поведения в социуме «Многообразие стран и народов на нашей планете. Правила поведения с незнакомыми людьми» Задачи: - закрепить знания о городских объектах, людях разных национальностей, правилах личной безопасности; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме [9, с.42] | - |
2 неделя «Зима» | Развитие социальных отношений «Эмоциональный мир человека и природы» Задачи: - развивать эмоциональную отзывчивость, восхищение красотой зимы, серебристого снега; - видеть, как изменяются жизнь города и окружающая природа зимой; - устанавливать созвучие настроения человека и зимней природы; - уметь в речи отразить разнообразие чувств человека, вызванных зимним пейзажем, зимними забавами, праздниками; - понимать как разные чувства человека, вызванные зимой, передаются в картине, музыке, стихах, речи [4, с.326]. | - | |
3 неделя «Мы – друзья зимующих птиц» | Трудовое воспитание «Кормушки для зимующих птиц» Задачи: - познакомить с различными способами изготовления кормушек из подручного материала - учить детей своими руками изготавливать кормушки для птиц; - обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде; - воспитывать доброжелательное отношение к птицам; - проявлять заботу о братьях наших меньших. | - | |
4 неделя «Новый год» | Развитие игровой деятельности «Игры зимой» Задачи: - совершенствовать умение следовать игровым правилам в подвижных играх; - развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через передачу в игре знакомых сказок и историй; - развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр. | - | |
январь | 2 неделя «Каникулы» | Развитие социальных отношений «Что такое дружба, мои друзья» Задачи: - учить понимать эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в общении; - учить ценить дружеские отношения, строить их на желании помочь, доставить радость; - продолжать учить рассказывать интересно для окружающих - воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи [12, с.55]. | - |
3 неделя «Народная культура и традиции» | Трудовое воспитание «Красны девицы и добры молодцы» Задачи: -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - воспитывать любовь к народному творчеству, доброжелательное отношение между детьми, любознательность[9, с.189]. | - | |
4 неделя «Спорт» | Развитие игровой деятельности «Веселые старты» Задачи: - приобретение опыта двигательной деятельности через подвижные игры; -совершенствовать умение следовать игровым правилам в подвижных и дидактических играх; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости[9, с.167] | - | |
февраль | 1 неделя «Дикие животные» | Развитие игровой деятельности Игровая Викторина «Зимний лес» Задачи: - закреплять представления детей о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории, его многоярусности, особенностях приспособления обитателей леса к зиме; -упражнять детей в умении различать изображения животных; - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление; - укреплять познавательный интерес к природе; - воспитывать командный дух, уважение к партнерам и соперникам игры [4, с.288] | - |
2 неделя «Домашние животные» | Формирование основ безопасного поведения в социуме и в природе «Умеешь ли ты общаться с животными?» Задачи: - расширить знания детей о правилах поведения и безопасности при встрече с различными домашними животными; - продолжать учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться [6, с.192]. | - | |
3 неделя «День защитника Отечества» | Трудовое воспитание «Защитники Отечества» Задачи: - формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека; - закрепить знания о военных профессиях, значение этих профессий для нашей страны; - стимулировать речевое творчество детей, интерес к общению со сверстниками и взрослыми; - воспитывать уважение к труду людей военных профессий [9, с.177]. | - | |
4 неделя «Морские обитатели» | Развитие социальных отношений «Экскурсия к морю» (эмоциональный мир человека и природы) Задачи: -развивать эмоциональную отзывчивость, восхищение красотой Балтийского моря зимой; - устанавливать созвучие настроения человека и зимней природы; - расширить знания об обитателях морского дна Балтийского моря; - воспитывать любовь к природе. | - | |
март | 1 неделя «Международный женский день» | Развитие социальных отношений «Составление генеалогического древа» Задачи: - дать представление о родственных связях; - вызвать желание узнать о членах семьи; - поддерживать чувства любви и уважения к членам семьи[12, с.51]. | - |
2 неделя «Транспорт. Правила дорожного движения» | Формирование основ безопасного поведения в социуме и в природе «Школа пешеходных наук» Задачи: - формирование основ безопасного поведения на дорогах; - знакомить детей с работой пешеходного светофора, с машинами специального назначения; - уточнять название и назначение некоторых видов транспорта, дорожных знаков; - учить решать проблемные ситуации, в которых находятся невнимательные пешеходы; - развивать внимание, мелкую моторику рук, выразительность речи; - воспитывать в ребенке грамотного пешехода [8, с.66]. | - | |
3 неделя «Международный день театра» | Развитие игровой деятельности «Мы – актеры» Задачи: - создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; - учить детей в театрализациях с помощью педагога и самостоятельно определять место для «сцены» (ограждать, ставить ширмочки), создавать игровую обстановку (готовить простейшие декорации); - способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. - закреплять виды театров (драматический, кукольный, продолжать знакомить с театральной терминологией); - развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в театрализованное представление – кукольный театр; - формировать интерес к театру. | - | |
4 неделя «Международный день птиц» | Трудовое воспитание «Скворечники для птиц» Задачи: - познакомить с различными способами изготовления скворечников в совместной деятельности взрослых и детей; - обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде; - воспитывать доброжелательное отношение к птицам; - проявлять заботу о братьях наших меньших. | - | |
апрель | 1 неделя «День космонавтики» | Трудовое воспитание «Звездное небо» Задачи: - создать условия для получения знаний о профессиях ученых, изучающих космос, небесные тела, космонавтах, значение этих профессий в нашей жизни; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - закрепить умение самостоятельно приводить свое рабочее место в порядок после окончания работы; - воспитывать уважение к труду людей разных профессий[9, с.247]. | - |
2 неделя «Международный день книги» | Развитие социальных отношений «Правила на всю жизнь» Задачи: - продолжать учить анализировать поступки героев сказки; - закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; - дать понятие – что главное не знать, а выполнять; - учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять; - формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «я», умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера [6, с.150]. | - | |
3 неделя «Безопасность на улице» | Формирование основ безопасного поведения в социуме «Опасные ситуации на улице» (контакты с людьми) Задачи: - продолжать учить правильно вести себя на улице, проявлять осторожность, внимательность, осмотрительность в разных ситуациях; - продолжать знакомить со взаимоотношениями взрослых и детей; - развивать умение находить выход из создавшейся ситуации; - воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе [12, с.47]. | - | |
4 неделя «День Земли» | Развитие игровой деятельности Игровой досуг «Хлеб – всему голова» Задачи: - закрепить знания детей о хлебе, понимать его значении в жизни человека, воспитывать бережное отношение к хлебу; - развивать умение договариваться о совместных действиях, радоваться успехам друзей; - способствовать развитию артистических способностей; - способствовать проявлению интереса к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; - развивать эмоциональную отзывчивость детей, способствовать установлению добрых отношений между детьми и взрослыми; - воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение. | - | |
май | 1 неделя «День Победы» | Развитие социальных отношений «День Победы» Задачи: - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - закрепить знания детей о ВОВ, о празднике 9 Мая, о памятниках героям войны [9, с.284]. | - |
2 неделя «Цветы и травы» | Трудовое воспитание «Мы дежурим в уголке природы» Задачи: - мотивировать необходимость продолжать знакомить с правилами и обязанностями дежурных по уголку природы; - вызвать эмоциональный отклик, желание и ответственность заботиться о живых обитателей уголка природы; внести информационные изменения и развивать умение пользоваться справочной информацией стенда «Наше дежурство [4, с.358]. | - | |
3 неделя «Мир насекомых» | Формирование основ безопасного поведения в природе «Безопасность на природе» - знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, пожара; - дать детям знания о правилах поведения при встрече разных насекомых [6, с.195]. | - | |
4 неделя «Лето» | Развитие игровой деятельности Инсценировка сказки К.Чуковского «Муха-цокотуха» Задачи: - продолжать учить действовать и говорить от имени разных персонажей, отражать в игре содержание литературного произведения - развивать коммуникативные навыки; - развивать умение передавать настроение персонажей басни, используя средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движение); - развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус в создании и передачи образов; - воспитывать артистические качества, умение свободно чувствовать себя в роли, доброжелательное отношение друг к другу. | - |
2.4. Требования к результатам освоения программы
- Присутствует предварительное обозначение темы игры и создание игровойобстановки.
- Ребенок заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения —положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересыпартнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерноиспользование просьб, предложений в общении с партнерами.
- В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по-разному. Для детей-сочинителей наиболее интересны игры, которые осуществляются ввербальном плане. Заметен переход к игре-фантазированию, придумывание игровыхсобытий преобладает над их практической реализацией через выполнение игровыхдействий. Для детей-исполнителей наиболее интересен процесс создания игровыхобразов в сюжетно-ролевой игре, управления персонажами в режиссерской игре. Длядетей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровыхзамыслов, так и в создании образов игровых персонажей. Они выступаютпосредниками в разрешении спорных ситуаций, дирижируют замыслами игроков,способствуют их согласованию. Для детей-практиков интересны многоплановыеигровые сюжеты, предполагающие вариативные переходы от игры к продуктивнойдеятельности и обратно. Часто продуктивная деятельность предшествует игре иобогащает игровой замысел.
- Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающими познавательным играм.
- В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
- Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотновступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность поотношению к незнакомым людям.
- Ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культурыповедения в контактах со взрослыми и сверстниками.
- Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуетсяжизнью семьи и детского сада.
- В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет приниматьобщий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила вигре и совместной деятельности.
- Различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении,охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил.
- Имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступковопирается на нравственные представления.
- Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий,применению техники, современных машин и механизмов в труде.
- Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых,стремится участвовать в труде взрослых.
- Самостоятелен, инициативен в самообслуживании.
- С готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного иручного труда; при небольшой помощи взрослых планирует трудовой процесс,проявляет настойчивость, добивается нужного результата.
- Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны,может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях,установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни.
- Ребенок умеет:соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивномзале;пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами(ножницы, иголки и пр.) и приборами;быть осторожным при общении с незнакомыми животными;соблюдать правила перехода дороги, правильно вести себя в транспорте.
- Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; вступает в разговор снезнакомыми людьми только в присутствии родителей.
3.Организационный раздел программы
3.1. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания
По программе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» используются следующие материалы и оборудование:
- мультимедийный экран;
- фланелеграф;
- двухсторонний мольберт (магнитная и для написания мелом доски);
- интерактивная доска;
- музыкальный центр;
- учебно-наглядные пособия: демонстрационный и наглядный материал, развивающие обучающие игры.
- интерактивная игрушка - кукла «Настя»;
- театр на фланелеграфе : «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя»; «Заюшкина избушка» и т.д.
- театр перчаточных кукол к русским народным сказкам «Курочка Ряба» «Теремок», «По щучьему велению»;
- настольный театр (деревянный) «Репка»;
- театр с куклами бибабо;
- игровые принадлежности и аксессуары к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Библиотека», «Ателье», «В салоне красоты» и др.
- игровой модуль "Кухня малая" (соразмерная ребенку) с игрушечными плитой, микроволновой печью, посудой и т.д.;
- игровой модуль "Парикмахерская" (соразмерная ребенку) с игровыми принадлежностями и аксессуарами;
- игровой модуль «Мастерская» с игровыми принадлежностями.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М.: Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО. М.: Сфера, 2016. 96 с.
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб.: Детство- Пресс, 2019. 352 с.
- Бабаева Т.И. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (методический комплект программы «Детство»). Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2017. 384 с.
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика- Синтез, 2011. 136 с.
- Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. 207 с.
- Гладкова Ю. Планирование работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. //Ребенок в детском саду. 2015. №1. С.11-17.
- Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД (разработано в соответствии с ФГОС ДО). СПб.: Детство-Пресс, 2011. 208 с.
- Ефанова З.А., Симонова О.В., Фролова О.А. Комплексные занятия по программе «Детство». Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2016. 331 с.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогические технологии. СПб.: Детство – Пресс, 2003
- Михайлова З.А. Образовательные ситуации в детском саду. Из опыта работы. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 94 с.
- Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.СПб.: Детство-Пресс, 2017. 80 с.
- Насонкина С. А. Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете. СПб.: : Детство -Пресс, 2010.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2006. 64 с.
- Саво И. Один на улице, или Безопасная прогулка: СПб.: Детство - Пресс, 2010
- Саво И. Правила дорожного движения для дошкольников СПб.: Детство - Пресс, 2010
- Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной активности детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...
Рабочая программа образовательной деятельности для воспитанников старшей группы общеразвивающей направленности (с учетом примерной ООП ДО « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для воспитанников старшей группыобщеразвивающей направленности(с учетом примерной ООП ДО « От рождения до школы» под редакцией...
Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы 2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа разработанная на основе образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и...
Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы «Морячки» (5-6 лет) на 2016-2017 учебный год
Содержание I. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка- Подходы к формированию программы…………………………………………..... 3- Структура программы ……………………………………………………………. 3- Цель реализации программы .....
Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» (старшая группа)
Данная программа разработана с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016г. Про...
Рабочая программа, образовательная область "Познавательное развитие", старшая группа
Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой...
Рабочая программа, образовательная область "Речевое развитие", старшая группа
Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. (обязательн...