рабочая программа "Мы-вместе" (социально-коммуникативное развитие
рабочая программа (старшая группа)

Ирина Григорьевна Калмыкова

      Важным направлением дошкольного образования является создание условий для обогащения личного субъектного опыта поведения, деятельности и взаимодействия дошкольников со взрослыми  и сверстниками. Актуальность создания таких условий объясняется тем, что детский сад посещают дети с разными психофизическими особенностями и возможностями, поэтому формирование первичных социально-ценностных ориентаций, т.е. освоенных ребёнком смыслов и построенных на их основе способов поведения и общения - одна из главных задач педагога, работающего со старшими дошкольниками. Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию ценностных ориентаций в поведении и деятельности в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками у детей седьмого года жизни.

Программа составлена  на основе примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе,

О.В.Солнцевой издательство «Детство-Пресс», 2014г. ;Основной образовательной программы ДОУ (образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Срок реализации программы: один год.

 Содержание программы предусматривает разные виды совместной  и  самостоятельной детской деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_my_vmeste_kalmykovoy_i.g.docx69.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»

СОГЛАСОВАНО

старший воспитатель

__________Гоголь Е.Л.

«___»______ 2016год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста»

(подготовительная группа, возраст детей 6-7лет)

                                                  Составила:

                                                                                    воспитатель Калмыкова И.Г

                                                                         

г. Бердск  

I. Пояснительная записка.

       Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию ценностных ориентаций в поведении и деятельности в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками у детей седьмого года жизни.

Программа составлена  на основе примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе,

О.В.Солнцевой издательство «Детство-Пресс», 2014г. ;Основной образовательной программы ДОУ (образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Срок реализации программы: один год.

 Содержание программы предусматривает разные виды совместной  и  самостоятельной детской деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами ДОУ.

 Деятельность по реализации программы осуществляется на основе  следующих нормативных документов:

   - Федеральный закон 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

   - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13» «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций»;

   - Приказ Минобрнауки  России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

    - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

   - План мероприятий («дорожная карта») к Стратегии развития системы образования г. Бердска на 2014-2020 годы.

Актуальность программы.

    Важным направлением дошкольного образования является создание условий для обогащения личного субъектного опыта поведения, деятельности и взаимодействия дошкольников со взрослыми  и сверстниками. Актуальность создания таких условий объясняется тем, что детский сад посещают дети с разными психофизическими особенностями и возможностями, поэтому формирование первичных социально-ценностных ориентаций, т.е. освоенных ребёнком смыслов и построенных на их основе способов поведения и общения - одна из главных задач педагога, работающего со старшими дошкольниками.

     Анализ образовательной ситуации в старшей группе показал, что большинство воспитанников проявляют интерес к общению со взрослыми и сверстниками, но при этом поведение детей носит неустойчивый, ситуативный характер. У некоторых детей не сложилась привычка самостоятельно следовать правилам культурного поведения и общения, они испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками, которые связаны с неумением и нежеланием учитывать интересы и позиции партнёров. Социальные представления детей о мире и жизни людей носят поверхностный характер. Отдельные дети критично относятся к сверстникам, но в оценке собственных поступков ограничиваются лишь положительными характеристиками, т.е. имеют склонность к завышению самооценки.

      Практика показывает, что формирование социально - ценностных ориентаций благотворно влияет на личностное развитие старших дошкольников, способствует формированию компетентности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, поэтому данное направление деятельности является чрезвычайно актуальным и требует системного подхода, который становится возможным в процессе реализации данной программы.

   Цель программы: Формирование социально-коммуникативной компетентности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками у детей седьмого года жизни.

 

 Задачи программы:

Обогащать социально-личностный опыт в процессе проблемных, практических и игровых образовательных ситуаций;

Совершенствовать представление детей о правилах и способах взаимодействия детей со сверстниками;

Воспитывать гуманистическую направленность поведения;

Формировать навыки культурного поведения и общения с людьми, правила поведения в общественных местах;

Способствовать проявлению субъектной позиции детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребёнка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.

Программа разработана на основе принципов дошкольного образования:

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Амплификация  детского развития;

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным субъектом образовательных отношений;

- Поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;

- Сотрудничество с семьями воспитанников;

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

  При определении цели, задач, содержания программы учтены возрастные особенности детей седьмого года жизни.

Для детей 6-7 лет характерно:

- проявление устойчивых социально-нравственных чувств и эмоций. Эмоции детей глубоки и разнообразны по содержанию;

- дети способны регулировать собственное поведение. Оно становится менее ситуативным, выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей;

- отношения со сверстниками носят избирательный характер;

- игры старших дошкольников отражают сложные социальные события. Дети вступают в игровое взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль;

- дети способны целенаправленно и последовательно обследовать внешние особенности объектов, при этом они ориентируются не на единичные признаки, а их комплекс;

- воображение становится богаче и оригинальней, а с другой стороны – более логичным и последовательным. Дети устанавливают причинно-следственные связи между объектами, событиями и явлениями окружающего мира;

- речь становится подлинным средством общения, познавательной деятельности, планирования и регуляции поведения;

- речевые умения позволяют полноценно общаться  с разным контингентом людей. Дети используют сложные предложения, в диалоге исчерпывающе отвечают на вопросы, сами задают вопросы, согласуют свои реплики с другими; последовательно и связно пересказывают рассказы и сказки;

- музыкально-художественная деятельность отличается большой самостоятельностью;

- в продуктивной деятельности дети знают, что хотя изобразить, целенаправленно следуют к своей цели, преодолевая препятствия, и не отказываются от своего замысла, который теперь становится опережающим;

    Программа реализуется с учётом особенностей организации образовательного процесса в группе:

- образовательный процесс осуществляется на всём протяжении пребывания детей в ДОО;

- процесс развития личности ребёнка обеспечивается в общении, игре, познавательно-исследовательской и других видах деятельности;

- содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;

- образовательный процесс, строится на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

     При разработке программы учтены традиции, которые существуют в группе:

Уважительное отношение к мнению каждого ребенка, его интересам, взглядам и мыслям.

Ценностное отношение к продуктам детской деятельности,

Музыкальное сопровождение режимных моментов, музыка русских и зарубежных композиторов часто звучит в группе по инициативе воспитателей и детей.

Активное участие группы в общих мероприятиях детского сада: выставках, творческих недель, смотрах-конкурсах, соревнованиях.

Вечерний обмен впечатлениями дня с родителями воспитанников: «Что интересного сегодня произошло?»

Планируемые результаты реализации программы.

Поведение детей устойчиво положительно направлено. Они хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения в ДОО, в семье, в общественных местах;

Дети доброжелательно настроены по отношению к взрослым и сверстникам, охотно вступают в общение, стремятся к взаимопониманию;

Дети имеют представления о нравственных качествах людей и положительно оценивают нравственные поступки;

Дети хорошо взаимодействуют со сверстниками, могут договариваться о совместной деятельности, включаться в сотрудничество, прислушиваются к предложениям партнёров  и радуются общим результатам;

В трудных случаях взаимоотношений со сверстниками дети обращаются к правилам, используют разные приёмы справедливого разрешения возникших проблем (распределение ролей, мотивов, совместного игрового сюжетосложения);

Дети с удовольствием участвуют в общих делах, обсуждают события, делятся мыслями, мнениями, чувствами и переживаниями со сверстниками и близкими взрослыми.

Оценка эффективности реализации программы:

Для определения эффективности реализации программы используются:

Методика диагностики выявления особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников авторы Т.И.Бабаева, Л.С.Римашевская («Игровые ситуации, игры, этюды»,  Санкт-Петербург, изд.  «Детство-Пресс» 2012г., стр.42-70).

Методика диагностики детского развития по программе «Детство», разработанная кафедрой ТИМДО НИПК и ПРО (научный руководитель М.Г.Агавелян) «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания».

II Содержание образовательной деятельности

Перспективный комплексно - тематический план реализации программы

 ( возраст детей 6-7 лет)

месяц

Тема недели

Содержание деятельности

Цель деятельности

Взаимодействие с семьями воспитанников

сентябрь

1.«Моя семья»

Беседа «Моя семья»

Образовательная ситуация «Зачем люди общаются с родственниками?»

Проблемная ситуация  

Что такое «семейная традиция?»

Рассматривание сюжетной картины «Семья»

Составление творческого рассказа из личного опыта

« Я – мамин помощник»

Обогащать представления детей о семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии папы и мамы, родословная.

Побуждать к высказываниям о взаимоотношениях членов семьи: любви, заботе, внимании к другим людям.

Знакомить детей с разными способами поддержки родственных связей                 (разговор по телефону, переписка, посещение, подарки, помощь, поздравление).

Побуждать детей к высказываниям о своих впечатлениях, чувствах, мечтах.

Воспитывать ценностное отношение к истинным семейным ценностям, реликвиям.

Поощрять высказывания детей о впечатлениях от интересных семейных событий.

Воспитывать добрые чувства по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи.

Обогащать представление детей о способах заботливого отношения к другим людям: предложить свою помощь, проявить заботу, пропустить в дверях, подать оброненную вещь, предложить сесть, уступить место в транспорте.

Развивать связную речь.

Побуждать детей к проявлению активности, инициативности  и самостоятельности в процессе выполнения постоянных обязанностей  в быту, самообслуживании, выполнении поручений на благо других людей.

Подбор фотоматериалов для групповой выставки

«Мама, папа, я  - дружная семья»

Оформление групповой фотовыставки.

Семейный физкультурный досуг «Мы – вместе»

2.  «Мой детский сад»

Беседа «Мы растем».

Образовательная ситуация

«Топ – топ, топает малыш»

( провожаем малышей в музыкальный зал)

Рассматривание картины

З. Серебряковой «За обедом»

Образовательная ситуация «Доброе пожелание другу»

Развивать у детей представление о группе как  «единой семье». Воспитывать интерес к сверстникам, гордость за свой детский сад, ценностное отношение к окружающим людям, понимание того, что мы – старшие в детском саду.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость и умение детей объединяться со сверстниками для выполнения социально  значимой задачи: проявлять заботу о младших детях в детском саду.

Воспитывать добрые чувства по отношению к взрослым, работающим в детском саду и сверстникам. Развивать связную речь.

Обогащать социально-личностный опыт в процессе общения со сверстниками.

Экскурсия по детскому саду             «Интересное  рядом».

Подбор фотоматериалов, оформление групповой выставки

«Когда мы были совсем маленькими карапузиками»

3. «Мой город»

Беседа «За что я люблю свой город?».

Ситуация общения на тему  «Города - соседи»

Образовательная ситуация «Подскажи лучшее решение».

Составление творческого рассказа на тему

«О каком городе я мечтаю»

 Воспитывать ценностное отношение к городским традициям, уважительное отношение к жителям. Обогащать представление детей о правилах поведения в общественных местах.

Воспитывать гуманистическую направленность поведения в процессе общения с разными людьми.

Совершенствовать представление о правилах поведения в общественном транспорте.

Способствовать становлению конструктивной внутренней позиции ребенка по отношению к окружающему миру. Развивать умение выслушивать мнение товарищей, радоваться их успехам.

Экскурсия в Изумрудный городок

( знакомство с архитектурой ).

Акция «Сделаем наш город чище».

(уборка территории ДОУ).

Тематическое развлечение «Прогулка по памятным местам нашего города».

(с использованием мультимедийного сопровождения)

4. «Человек и планета».

Игра- путешествие «По странам и континентам в поисках новых друзей».

Интегрированная совместная деятельность  

«Россия на шаре земном»

1.Расматривание глобуса как модели планеты Земля.

2.Беседа «Мы разные – мы вместе». Просмотр презентации «Моя замечательная семья, горжусь её историей».

3. Рисование березки как символа о России.

Составление творческого рассказа

«Мой рассказ о Родине для американских друзей»

Обогащать представление детей о многообразии народов мира, о некоторых особенностях их внешности, национальной одежды, типичных занятиях. Поощрять примеры конструктивного взаимодействия детей в процессе игровой деятельности.

Расширять представления о нашей Родине, о её месте на планете Земля, важных исторических событиях в жизни россиян. Воспитывать ценностное отношение к вкладу членов своей семье к истории и традициям России.

Развивать умение связно излагать свои мысли. Поощрять проявления  инициативы в речевом общении; оригинальность замысла. Воспитывать чувство гордости за свою семью, друзей, страну.

Подбор фотоматериалов для создания панно.  «Наш удивительный и прекрасный мир».

( фото, где побывали дети за летом).

Создание дерева дружбы  «Наши пожелание детям всей Земли».

октябрь

1. «Осень»

Беседа «От чего зависит моё настроение?»

Дидактическая игра

«Что сначала, что потом?»

( серия картинок «Доигрались»)

Рассматривание репродукций картин русских художников об осени.

Образовательная ситуация «Листопад»

Воспитывать гуманистическую направленность поведения и отношения к людям. Закреплять умение  различать и называть широкий круг эмоций. Упражнять в самостоятельном выборе линии поведения по отношению к сверстникам с учетом их эмоционального и физического состояния.

Побуждать детей к высказываниям по поводу событий, изображенных на картинках. Развивать начальные социально - ценностные ориентации в поведении и общении со сверстниками.

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе; эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Побуждать детей находить созвучие своего настроения и природы, музыки, поэзии, живописи

 ( например: грусть и осенние увядание природы).

Закреплять представления о правилах и способах сотрудничества в коллективной деятельности.

Игровой семейный досуг «А дождь нам не помеха».

Экскурсия в городской музей «Осень в картинах местных художников»

2. «Овощи, фрукты».

Беседа «Зачем нужен огород?»

Проблемная ситуация

«Что полезно и что вредно для здоровья?»

Образовательная ситуация «Готовим соки»

Дидактическая игра  

«Скажи, какой?»

Составление творческих рассказов по теме «Мой урожай»

Познакомить с историей возникновения огорода в жизни людей. Побуждать детей к высказыванию о своих впечатлениях по уходу, выращиванию овощей. Воспитывать ценностное отношение к результатам труда.

Формировать представление о здоровом образе жизни как  норме для себя и своих друзей. Побуждать к творческим высказываниям по поводу способов сохранения и укрепления здоровья.

Побуждать к высказыванию о своих впечатлениях , о совместной деятельности. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в процессе делового общения. Создать ситуацию успеха для каждого ребенка в процессе деятельности.

Упражнять детей в составлении сравнений, метафор. Обогащать словарь в процессе составления описательного рассказа о своём друге.

Развивать связную речь. Побуждать к рассказыванию из личного опыта о том, что выращивали вместе с родителями на даче, огороде, в саду. Воспитывать уважительное отношение, к результатам труда, сверстников.

Выставка поделок из природного материала «Осенняя мозаика».

Размещение в родительском уголке медицинской статьи  « Растения-целители».

3. «Хлеб»

Беседа «Надо ли беречь хлеб?»

Рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь».

Образовательная ситуация «В дружном деле всем хорошо».

Создание мини музея хлеба в группе.

Проблемная ситуация «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Образовательная ситуация «Что такое пословица?»

Дидактическая игра «Загадай загадку?»

Обогащать представление детей о жизни людей в сельской местности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в высказываниях из личного опыта отношения к продуктам питания. Воспитывать ценностное отношение к мнению товарищей.

Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус, интерес к картинам  русской живописной школы, отображающие русскую природу. Поощрять проявление уважения к мнению сверстников.

Побуждать детей к самостоятельному обсуждению содержания музея; кто будет приглашён на его открытия, кто будет экскурсоводом, каковы роли других детей. Поощрять доброжелательное взаимодействие в процессе совместной деятельности и делового общения.

Побуждать детей к высказыванию впечатлений из личного опыта. Закреплять навыки культурного общения в процессе коллективного разговора.

Знакомить детей с многообразием пословиц о дружбе и взаимной помощи  как нравственных ценностях русского народа. Воспитывать гуманистическую направленность поведения.

Упражнять в использовании сравнений, эпитетов, метафор, олицетворений, при  составлении загадок о каком – либо объекте созданного мини музея хлеба. Совершенствовать  умение конструктивно вести себя в процессе коллективного разговора.

Мастер класс «Ай качи, качи, качи,

глянь баранки, калачи»  (соленое тесто)

Экскурсия на хлебозавод.

4. «Растения».

Беседа «Что было бы, если все растения исчезли?»

Проблемная ситуация «Что такое заповедник?»

Рассматривание «Красной книги».

Игровая образовательная ситуация «Представь себя растением».

Практическая ситуация «Изготовление духов из герани»

Побуждать к творческим высказываниям. Воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей. Поддерживать активность, и инициативность детей в общении.

Обогащать социальный опыт каждого ребенка как защитника и созидателя окружающего мира. Поощрять гуманистические проявления в поведении по отношению к другим людям, окружающему миру.

Побуждать к обсуждению примеров разного отношения детей к объектам природы в детском саду: группе, на участке, во дворе, во время прогулок, экскурсий, игр. Закреплять навыки культурного поведения в природе.

Обогащать представление каждого ребенка о себе как неповторимой индивидуальности со своим характером, привычками, отношением к миру, людям.

Побуждать к деловому конструктивному общению в процессе экспериментирования,  самостоятельному поиску путей и способов достижения поставленной цели.

Домашнее задание. Рисование плаката «Береги природу»

ноябрь

1. «Животные».

Беседа «Кого называют домашними питомцами?»

Игровая ситуация «Внимание, розыск».

Образовательная ситуация «Кто  где живет?»

Дидактическая игра «Данетка».

Составление рассказа по серии картинок «Дети нашли ежа».

Воспитывать гуманистическую направленность поведения детей по отношению к объектам окружающего мира.

Развивать  доброжелательное отношение друг к другу; умение замечать индивидуальные особенности в одежде, характере, настроении сверстника.

Совершенствовать умение участвовать в коллективном разговоре. Поощрять инициативу и самостоятельность детских суждений.

Поощрять конструктивное отношение к мнениям сверстников, адекватную оценку собственных успехов.

Побуждать к высказыванию впечатлений из личного опыта общения с животными. Воспитывать гуманистическое отношение к окружающему, желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Экскурсия в зоомагазин.

Семейная викторина «В мире животных».

2.»Наши пернатые друзья».

Интегрированная совместная деятельность «Почему птиц называют пернатыми друзьями?»

Рассматривание иллюстраций  из серии «Птицы».

Дидактическая игра «Назови ласково».

Образовательная ситуация «А как бы поступил ты?»

Игровая ситуация «Комплименты»

Воспитывать гуманистическую направленность поведение в природе, в быту, в процессе взаимодействия с людьми. Совершенствовать умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние окружающих людей.

Побуждать к высказыванию о своих впечатлениях, чувствах, отношении к природе. Поощрять самостоятельность и оригинальность размышлений детей. Обогащать словарь детей существительными и  прилагательными с уменьшительно - ласкательными суффиксами (по отношению к птицам, животным, людям).

Обогащать опыт взаимодействия со сверстниками в процессе делового общения.

Побуждать к использованию многообразия прилагательных, сравнений, метафор при проговаривании комплимента в повседневной жизни. Воспитывать желание видеть и отмечать положительные характеристики в своих сверстниках, других людях.

Выставка кормушек «Птичья столовая».

Посещение краеведческого музея туристического центра «Юность» города Бердска.

3. «Труд взрослых».

Беседа «Все работы хороши».

Творческая игра

«Строим мост в Крыму».

Способствовать осознанию детьми того , что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд, котором созданы  все материальные и духовные ценности, необходимые для жизни. Побуждать к самостоятельным высказываниям о собственном будущем.

Побуждать детей к деловому общению в процессе игрового взаимодействия. Воспитывать ценностное отношение к мнениям разных людей.

Совершенствовать навыки конструктивного взаимодействия в процессе игры. Поощрять самостоятельность, инициативу и активность детей в процессе игры; примеры позитивного выхода из возможных конфликтных ситуаций.

Консультация «Как воспитывать трудолюбие?». Обмен передовым опытом семейного воспитания  "А мы делаем так…?». Подбор материала к оформлению альбома «Профессия моих родителей».

4. «Это интересно».

Беседа «Кто придумал книгу?».

Составление творческого рассказа  по сказке В.Катаева       «Цветик - семицветик ».

Инсценировка по сказке М. Горького «Воробьишко».

Образовательная ситуация «Кто прав и кто не прав?»

Игра  - путешествие  

« По страницам любимых сказок».

Образовательная ситуация «Пишем письмо заболевшему товарищу».

Познакомить с историей происхождения и изготовления книг; показать, как они преобразовывались под влиянием времени. Воспитывать  ценностное отношение к книге. Побуждать  к совместному со сверстниками обсуждению иллюстраций книг, представленных в групповом литературном уголке.

Побуждать детей к творческим высказываниям « А я бы сделал так…». Воспитывать желание действовать во благо другого человека. Поощрять инициативу детей в обсуждении возможных добрых дел в группе и семье.

Совершенствовать умение сотрудничать  со сверстниками в творческой деятельности. Воспитывать  интерес и ценностное отношение к успехам товарищей.

Упражнять в поиске разных вариантов выхода из возможных конфликтных ситуаций.

Побуждать к выразительной передаче разных эмоциональных состояний персонажей сказок с помощью мимики, жеста, интонации, позы; к проявлению творчества в передаче образов и игровых ролей. Поощрять   высказывание детей о собственных чувствах и эмоциях по поводу разных житейских событий.

Воспитывать привычку выражать по отношению к сверстнику доброжелательность, готовность к общению и помощи.

Экскурсия в детскую библиотеку. Выставка семейных рисунков  «Любимая сказка моей семьи».

декабрь

1. «Зима».

Образовательная ситуация «Поздравление к празднику»

Беседа  «Мои любимые зимние забавы».

Экспериментальная деятельность      «Волшебница - вода».

Игровая ситуация «Оживи картину зимы».

Творческая игра брейн – ринг «Знатоки природы»

Обсудить с детьми способы поздравления разных людей  с Новым годом или другим праздником. Побуждать детей к проявлению творчества и инициативы. Поощрять индивидуальность и самостоятельность детей в речевых высказываниях. Воспитывать гуманные чувства по отношению к своим близким и друзьям.

Воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам, желание прийти на помощь. Формировать  эмоциональную отзывчивость на состояние других людей «Как хорошо иметь друзей!»

Совершенствовать  позицию субъекта совместной деятельности. Побуждать к конструктивному сотрудничеству в процессе экспериментирования.  Поощрять самостоятельность детей.

Побуждать к творческому взаимодействию детей между собой. Поощрять инициативу, самостоятельность, желание создать неповторимый, оригинальный образ. Воспитывать ценностное отношение к успехам или неудачам сверстников.

Формировать дружеское доброжелательное отношение взаимопомощи, товарищества.

Совместный физкультурный досуг «Зимушка Зима».

Консультация врача- педиатра «Как избежать болезни? Закаливание детей в зимнее время».

2. «В гостях у сказки».

3. «В гостях у сказки».

Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Игровая образовательная ситуация «Покажи, как».

Рассматривание иллюстраций к сказке П. Ершова «Конёк - Горбунок».

Интегрированная совместная деятельность «Салат из сказок».

1.Работа с  морфологической таблицей.

2.Составление новой сказки, инсценировка отдельных эпизодов.

3. Рисование интересного эпизода сказки.

Творческое задание «Придумай сказочную историю на тему…»

Игровая ситуация «Волшебный узелок»

Воспитывать интерес к культуре, традициям и творчеству русского народа. Побуждать детей к творческим проявлениям  при создании игрового образа разных сказочных персонажей. Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к успехам сверстников.

Обогащать представление детей о главных нравственных ценностях русского народа: добре, щедрости, терпении, силе. Побуждать к высказываниям о собственных нравственных качествах.

Развивать связную речь, побуждать детей к использованию разных форм речи рассуждения. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в ходе общения. Поощрять инициативу и активность детей. Побуждать к активности и самостоятельности в процессе коллективного общения.

Побуждать детей к придумыванию новых сюжетных линий, персонажей, действий.

Поощрять творческие проявления, желание участвовать в совместной деятельности. Воспитывать чувство уважения, сорадости успехам сверстников.

Развивать умение описать ситуацию, выражая соответствующие эмоции.

Изготовление книжек – малышек в подарок малышам.

Участие родителей в театрализованной деятельности.

Подготовка и показ сказки детям младших групп.

4. «Зимние забавы».

Музыкальное развлечение «Ярмарка игр и забав».

Беседа «Как играли наши бабушки и дедушки, когда были детьми?»

Рассматривание картины В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Игровая образовательная ситуация «Оживление картины»

Поощрять примеры проявления доброжелательности детей друг к другу в процессе игр. Доставлять  удовольствие от участия в творческой интерпретации уже известных игр, упражнений, движений, танцев.

Обогащать представление детей о жизни сверстников в прошлом. Поощрять активное участие в разговоре на основе личных впечатлений, основанных на семейных рассказах.

Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой русской природы, её самобытности, отражающей жизнь, традиции народа «А как у нас ?»  Воспитывать желание поделиться личными впечатлениями с другими людьми.

Поощрять желание договариваться со сверстниками и взрослыми для достижения поставленной цели. Побуждать к творческим проявлениям  в сотрудничестве  с товарищами.

 Фотоколлаж «Наши семейные зимние забавы».

Домашнее задание для взрослых «Расскажи о своих детских играх своему ребенку».

январь

1. « Веселые каникулы».

 Показ спектакля для малышей «Приключения колобка».

Экскурсия в комнату русского быта

 «В гостях у бабушки Арины».

Составление творческого рассказа из личного опыта «Мои каникулы».

Сюжетно-ролевая игра «Мы открываем кафе».

Формировать желание участвовать в совместной деятельности; развивать интерес к театрализованной деятельности, творчеству.

Побуждать к совместному обсуждению прошедшего события.

Развивать интерес к русским традициям и гостеприимству. Формировать  потребность в хороших, добрых делах и поступках:

 « Добрых людей любят все!»

Развитие связной речи. Побуждать детей к высказыванию своих впечатлений, чувств, эмоций.

Воспитывать интерес к событиям из жизни других людей.

Побуждать детей к самостоятельному выбору социальных ролей. Упражнять в использовании конструктивных способов общения в процессе обсуждения совместной деятельности; в планировании деятельности и прогнозировании её результатов.

Тематическое развлечение «Как у нас на Рождество…»

( с приглашением бабушек).

Мастер класс «Изготовление  кукол для пальчикового театра».

2. «Растем здоровыми».

Акция «Щи да каша- пища наша»:

-экскурсия на кухню.

-образовательная ситуация «Моя внутренняя кухня».

-образовательная ситуация «Обсуждаем правила здорового образа жизни. Мы голосуем за здоровье»,

-рассматривание энциклопедий  «Человек», «Тело человека».

-дидактическая игра «Сделай так».

Обогащать представление детей о здоровом питании как целевом компоненте здоровье сберегающего поведения. Воспитывать ценностное отношение к продуктам питания, традициям народа. Побуждать детей к поддерживанию привычки здорового образа жизни. Поощрять примеры ЗОЖ детей, членов их семей. Воспитывать уважительное отношение к разным точкам зрение людей.

Воспитывать бережного отношения к своему здоровью.

Обогащать представление детей о важных компонентах здорового образа жизни (движении, солнце, воздухе и воде). Поощрять проявление ЗОЖ в повседневной жизни детей в группе.

Развивать представление об уникальности каждого человека.

Упражнять детей в творческих проявлениях при создании игрового образа людей разного социального статуса: балерина, учитель, актриса, спортсмен, президент и т.д.

Физкультурный досуг

«Мы любим спорт».

Подбор материалов к оформлению газеты «Наши достижения».

Выпуск групповой стенгазеты с размещением в групповой приёмной.

3. «Я и мои друзья»

Беседа «Мы все разные, мы все равные».

Образовательная ситуация    «Доброму  человеку-все друзья»

Ситуация общения «Порадуй друга».

Формировать доброжелательное отношение к особенностям, привычкам ценностям других людей. Способствовать осознанию того, что делать что-то вместе интересно и полезно.  Создавать условия для проявления детьми дружеских чувств в различных ситуациях: умение приходить на помощь, договариваться, выходить из конфликтных ситуаций, стимулировать желание самостоятельно устанавливать контакты.

Закреплять представление о понятиях «добро», «доброта», «добрый человек», «добрые поступки».

Побуждать к анализу своих поступков и поступков других людей.

Упражнять в использовании разных способов проявления  внимания к сверстникам и взрослым.

Круглый стол «Наши привычки – привычки наших детей».

4. «Дом. Строительство. Мебель».

Беседа «Почему так говорят: « Мой дом – это моя крепость»

Проблемная ситуация «Как можно украсить дом?»

Игровая образовательная ситуация «Мы – дизайнеры группы»

Воспитывать ценностное отношение к близким людям, своему дому, традициям семьи, группы.

Побуждать детей к высказываниям, фантазированию по обустройству домов. Поощрять оригинальные идеи,  воспитывать эстетический вкус. Воспитывать интерес к совместному обсуждению предложенной темы.

Обогатить представление детей о профессии дизайнера. Побуждать к активному участию в обсуждении нового облика группы. Поощрять умение договариваться, планировать деятельность; стремление к лучшему результату.

Подбор фотоматериалов к созданию альбома «Это Бердск».

«План моей квартиры»  (для последующего рассказа «Дом, в котором я живу»)

февраль

1.Домашние животные.

Образовательная ситуация «Это интересно знать».

Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

Составление творческого рассказа из личного опыта «Моё любимое животное».

Образовательная ситуация «Сочиняем лимерик».

Обогащать представление о роли домашних животных в жизни человека. Упражнять в самостоятельном выделение основных и второстепенных признаков животных, объяснении своего варианта выбора. Воспитывать ценностное отношение к мнению товарищей.

Развивать связную речь. Поощрять  проявление любви к животным, самостоятельности в выполнении трудовых поручений по уходу. Воспитывать желание выслушивать сверстников, не перебивая:

« Умей подождать!».

Поощрять словотворчество, воспитывать гуманное отношение к окружающему. Воспитывать интерес и уважительное отношение к творчеству сверстников

Создание макета «На деревенском подворье». Подбор материалов к оформлению альбома «Наши любимцы – животные».

Создание книжек-малышек с рассказами и рисунками о животных, живущих в семьях.

2. «Наша Армия родная»

Беседа «Зачем нужна Армия?»

Рассматривание картины Ю.А. Непринцева «Отдых после боя»

Проблемная ситуация «Что будет, если не будет армии?»

Изготовление макета «Военный парад».

Воспитывать гордость за Отечество на примере подвигов воинов в разные времена. Формировать позицию будущего гражданина- защитника Отечества.

Воспитывать чувства патриотизма, уважение к русскому солдату.

Побуждать , к высказыванием, воспитывать уважение к воинам – защитникам отечества, стоящим на охране спокойствия и безопасности.

Развивать интерес к различным родам войск. Совершенствовать способы конструктивного общения в процессе совместной продуктивной деятельности. Поощрять инициативу и самостоятельность, желание помочь товарищу.

 «День нашей Армии сегодня».

-Подбор материалов к оформлению и выпуск газеты «Служили наши папы».

- размещение информации в родительский уголок: «Выходной, выходной папа, целый день со мной»

3. «Комнатные растения».

Беседа «Растение – живое!».

Рассматривание комнатного растения. Составление описательного рассказа с использованием моделирования.

Экспериментальная деятельность

1. «Нужен ли корешкам воздух?».

2.Состояние почвы в зависимости от температуры.

Обобщить представление о растениях как живых объектах. Развивать интерес к растительному миру, взаимосвязи  растительного мира с жизнью человека. Поощрять творческие проявления при обсуждении, чем человек похож на растение и чем отличается?

Упражнять в использовании моделирования при составлении рассказа. Поощрять доброжелательное отношение к результатам деятельности сверстников. Воспитывать бережное отношение к объектам природы в процессе обследования. Побуждать к поддержке и помощи сверстникам в процессе рассказывания.

Побуждать к рассуждениям, самостоятельным выводам, нахождению собственного решения; к самоконтролю и адекватному сопоставлению своих результатов и результатов деятельности сверстников.

Размещение информации в родительском уголке. Обмен опытом «Как украсить балкон». Подбор фотоматериалов для создания фотоальбома «Наши комнатные  – растения».

4. «Народное декоративно- прикладное искусство».

Интегрированная совместная деятельность « В мастерской народного умельца»

( во взаимодействии с музыкальным руководителем и воспитателем по изобразительной деятельности)

Проблемная ситуация «Как быть?» (при лепке из глины кому то не хватило…)

Ситуация общения «Что я умею и чему могу научить своих друзей?».

Познакомить детей с многообразием народного искусства художественных промыслов ( игрушки, утварь, одежда предметы быта); различных видов материалов (солома, глина, береста, кружева, чеканка), используемых в декоративно - прикладном искусстве. Воспитывать чувство гордости за историю и культуру русского народа.

«Что я умею, и чему хочу научиться».

Обогащать опыт сотрудничества, проявления социальной активности. Побуждать к самостоятельному выбору способа выхода из проблемной ситуации.

Побуждать детей к проявлениям сотрудничества и взаимопомощи. Способствовать осознанию себя как носителя определенных умений, знаний.

Подбор материалов и создание мини -  музея «Это - Русь». Семейный досуг «Зимние вечёрки». Посещение выставки народной куклы в    историко-  художественном музее. Мастер – класс « Эти чудо - росписи».

март

1. «Наши открытия»

Экспериментирование  в «огороде на окне».

«Как помочь слабеньким росточкам?»

- «Я вырастил замечательный лук»

Проблемная ситуация «Как увидеть воздух?»  

 

Формировать позитивное эмоциональное отношение к миру живой природы при проведении опыта. Побуждать детей к самостоятельному получению новых знаний в процессе совместных наблюдений, экспериментов, обсуждений. Поощрять навыки сотрудничества и конструктивного общения.

Побуждать к совместным размышлениям по поводу проблемной ситуации. Воспитывать уважительное отношение к мнению сверстников. Закреплять навыки сотрудничества.    

Подбор фотоматериалов к выставке «Очень многое мы знаем, очень многое умеем…»

- Экскурсия  в теплицу.

Домашнее задание «Эти чудо -магниты» (Эксперименты с магнитами).  

2. «Мамин день»

Беседа «Самый дорогой на свете человек»

Образовательная ситуация «Подарок к празднику весны»

Проблемная ситуация «Мама уехала  в командировку на целую неделю…

 Это хорошо или плохо?»

Составление творческого рассказа  из личного опыта  «Я – мамин помощник».

Обогащать представление детей о роли мамы в семье, обществе; способах проявления заботы         ( уступить место в транспорте, приготовить подарки, предложить свою помощь и т.п.)

Развивать стремление выразить своё отношение к общественным событиям; воспитывать любовь и заботу к маме, бабушке, умение сделать им приятное. Поощрять оригинальные идеи для подарка к празднику. Воспитывать желание обсуждать разные версии и приходить к общему мнению.

Побуждать к высказываниям о впечатлениях, чувствах, переживаниях, построении собственной линии поведение. Поощрять активность, инициативность и самостоятельность детей в речевых высказываниях.

Развивать связную речь. Побуждать детей к проявлению интереса к делам, заботам родного человека. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Совместное музыкальное развлечение «Бабушка и я – добрые друзья».

Подбор фотоматериалов для оформления газеты «Узнай свою маму».

(старые детские фотографии, рисунки детей)

Мастер- класс «Чудо косички»

3. «Весна в природе»

Интегрированная совместная деятельность с полихудожественным содержанием «Здравствуй, весна?»

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Ситуация общения «Правила поведения в лесу».

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. Побуждать к проявлению  самостоятельности и творчества, в танцевальной и двигательной импровизации под музыку. Воспитывать ценностное отношение к творческим проявлениям сверстников.

Побуждать к рассуждениям по поводу  явлений окружающего мира. Поощрять доброжелательное проявление к мнениям товарищей.

Формировать основы социального опыта взаимодействия  со сверстниками в условиях необычной обстановки.

Размещение статьи в родительский уголок «Где весной может подстерегать опасность?» Подбор материалов и оформление фотогазеты «Мгновение моей весны» Создание книжек – малышек «Стихи про весну».

4. «Веселая масленица»

Тематическое развлечение «Как на Масленичной неделе…»

Игровая образовательная ситуация «Незнайка  на празднике».

Составление творческого рассказа из личного опыта «Мы ходили в гости»

Проблемная ситуация «Что было бы, если не было бы праздников?»

Обогащать представление детей о русских традициях. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и народ.

Обогатить представление детей о способах культурного поведения в общественных местах. Побуждать детей к высказыванию впечатлений о праздниках. Упражнять в соблюдении правил поведения в процессе  инсценирования эпизодов поведения персонажей из сказок.  

Развивать связную речь. Закрепить правила гостеприимства в семье, группе.

Побуждать детей к высказыванию о своих чувствах, мыслях, жизненных ситуациях. Воспитывать гуманистическую направленность поведения и общения.

Чаепитие с блинами (обмен опытом по приготовлению блинов). Посещение городского праздника.

апрель

1. «Весенние хлопоты»

Беседа «Весна - это хорошо или плохо?»

Рассматривание картины А. Венецианова «На пашне. Весна».

Игровое упражнение «Что вспоминает ель в лесу?»

Проблемная ситуация «Как спасти город от мусора?»

Побуждать детей к речевым высказываниям с использованием разных форм  речи – рассуждения. Совершенствовать навыки конструктивного общения в группе сверстников. Воспитывать уважительное отношение к точке зрения сверстников, доброжелательное отношение к окружающему миру.

Побуждать детей к высказыванию о впечатлениях, чувствах, настроении, личных ощущениях  в процессе «перенесения» в картину. Воспитывать ценностное отношение к результатам труда людей разных профессий.  

Развивать интерес к совместному со сверстниками фантазированию. Поощрять проявление инициативы при обсуждении сюжетных линий, развертывании сюжета в воображаемом речевом плане.

Побуждать к высказываниям, рассуждениям. Воспитывать заботливое отношение к месту проживания, поддерживанию его в чистоте.

Акция «Чистый участок – чистый город». Семейный досуг «Правила безопасности на дороги». Информация в родительский уголок «Как вести себя в лесу, у водоёма».

2. «Космос»

Интегрированная совместная деятельность «Этот загадочный космос»

- отгадывание космических загадок.

- рассматривание  иллюстраций с изображением созвездий, планет, летательных аппаратов.

- рисование  «Загадочный мир космоса»

- составление творческого

рассказа по рисунку.

Образовательная ситуация «Хочу быть космонавтом».

Игровая ситуация «Разговор с инопланетянином»

Побуждать к оригинальным творческим высказываниям по поводу личных впечатлений. Упражнять в составлении текста с опорой на рисунок. Воспитывать  ценностное отношение к результатам деятельности сверстников. Развивать адекватную самооценку.

Воспитывать уважение к профессии космонавта; интерес к истории космоса. Поощрять конструктивное поведение в процессе коллективного разговора. Совершенствовать навыки полилогической речи.

Развивать эмоциональную отзывчивость с использованием  жестов, мимики, позы. Совершенствовать навыки сотрудничества в деловом и игровом общении.

Экскурсия в планетарий.

Домашнее задание «Рассказ о космонавтах»

(составление рассказа о космосе, космонавтах, космических кораблях) с использованием разных источников информации.  

3. «Транспорт»

Интегрированная совместная деятельность «Путешествие в прошлое транспорта»

- отгадывание загадок о сказочных средствах передвижения.

- рассматривание иллюстраций о транспортных средствах прошлых лет.

- составление загадок о современных видах транспорта.

- рисование «Звездолёт».

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнет весь транспорт?».

Развивать ретроспективный взгляд в прошлое, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта. Совершенствовать навыки коллективного обсуждения, воспитывать ценностное отношение к точке зрения сверстников. Побуждать к сорадости за успехи товарищей или милосердию  и сопереживанию в случае их неудач или промахов.

Побуждать к высказываниям о значимости транспорта в жизни людей, его необходимости, умению решить проблему разными способами.

Семейный конкурс «На улицах города»

( создание разных видов транспорта     из бросового материала).

4. «Человек – помощник природы»

Беседа «Почему человека называют помощником природы?»

Проблемная ситуация « Кто охраняет окружающую среду?»

Акция «Наш участок – самый замечательный!»

Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к миру; закрепить и обобщить правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Формировать нетерпимое отношение к примерам негативного отношение человека к природе.

Обогащать представления детей о человеке как части природы. Закреплять правила поведения в природе. Способствовать формированию позиции активного участника общественной жизни города

Побуждать детей к обсуждению вариантов благоустройства участка.

Упражнять в нахождении необходимой информации и её представлении сверстникам.

Поощрять проявление сотрудничества и сотворчества для достижения поставленной цели.

Домашнее задание: нарисовать плакат на природоохранную тему.

Акция «Посади дерево» ( посадка деревьев на территории детского сада)

Размещение информации в родительском уголке «Внимание – огонь!».

май

1. «Водичка – водичка»

Экспериментальная деятельность «Вода – вещество самое распространенное и самое удивительное»

Режиссёрская игра «По морям, по волнам».

Проблемная ситуация «Что было бы, если б не было воды?»

Рассматривание физической карты Новосибирской области.

Совершенствовать навыки самостоятельного межличностного общения детей со сверстниками в процессе совместной деятельности. Побуждать к совместному планированию предстоящей деятельности и прогнозированию её результатов.

Поощрять умение договариваться.

Поощрять речевую активность детей при обсуждении совместного замысла и путей его реализации. Совершенствовать умение использовать речевых форм убеждения и несогласия. Побуждать к проявлениям самостоятельности и индивидуальности в процессе игровой деятельности.

Побуждать к рассуждению, высказываниям, решению проблемы. Воспитывать уважительное отношение к точке зрения сверстников.

Обогащать знания детей о родном крае.  Воспитывать позицию активного участника общественной жизни горожан по сохранению и благоустройства города. Побуждать к коллективному обсуждению социально значимых проблем, событий, историй. Совершенствовать умение диалогической и полилогической речи.

Экскурсия в компанию «Чистая вода». Размещение информации в родительском уголке «Береги воду». Экскурсия на берег Обского водохранилища (территория пансионата «Лесная сказка»).

2. «Чудесные невидимки» (насекомые).

Беседа «Насекомые: друзья или враги?»

Психологические этюды: «Бабочки на лугу», «Трудолюбивый муравей», «Рассерженная оса». «Пчелки на разведке» др.

Дидактические игры «Да-нетка»,

«Хорошо - плохо»

Речевая игра «Подари мне вопрос».

Расширять представления о многообразии насекомых, устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, формировать эмоционально  доброжелательное отношение к объектам живой природы.

Совершенствовать умение взаимодействовать в коллективной деятельности с проявлениями инициативы и самостоятельности.

Упражнять в установлении причинно следственных связей между объектами окружающего мира. Совершенствовать дружеские взаимоотношения, основанные на равноправии и уважительном отношении друг к другу в процессе игрового общения.

Совместная игровая программа «Приключение Мухи-Цокотухи»

3.  «Цветы»

Экскурсия по экологической тропе на территории детского сада.

Дидактическая игра «Угадай и назови».

Психологические этюды «Цветущий луг»,

«Распускается цветок», и др.

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все цветы?»

Совершенствовать позицию творца-созидателя красоты в окружающем мире. Поощрять гуманистические проявления в поведении детей в процессе наблюдений за объектами природы.

Упражнять в составлении описательного рассказа о цветке. Побуждать к взаимопомощи и поддержке сверстников в процессе игры.

Побуждать детей к проявлению индивидуальности, инициативы и самостоятельности. Поощрять оригинальные варианты, предложенные детьми (поза, жест, мимика).

Побуждать к высказыванию, рассуждению, умению объяснять, дополнять творческие высказывания сверстников. Развивать творческое воображение.

Экскурсия в цветочный магазин.

Посадка цветов на территории участка, детского сада.

4. « Это интересно».

Беседа «Что такое талант?»

Дидактические игры «Магазин музыкальных инструментов», «Какой инструмент подходит мне?»

Проблемная ситуация «Что будет, если вдруг исчезнет вся музыка?»  

Формировать представление детей об уникальности и своеобразии каждого человека на примере детей группы, которые достигли хорошего результата или успешны в какой – либо деятельности. Способствовать формированию адекватной самооценки и оценки достижений сверстников.

Закрепить знания детей о многообразии музыкальных инструментов; Упражнять в создании ассоциативных связей и их объяснении.  Поощрять творческое проявление в процессе общения, умение объяснить и доказать свою точку зрения; уважать мнение сверстников.

Побуждать к высказываниям о своих впечатлениях, чувствах, мыслях. Совершенствовать навыки доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми.

Экскурсия в музыкальную школу.

Подбор материалов для оформления альбома «Музыкальный мир» (исполнители России, Сибири, мира).

  III. Организация образовательной деятельности:

Описание материально- технического обеспечения программы.

Для эффективности программы в группе создана оптимальная развивающая предметно-пространственная среда, которая отвечает следующим требованиям:

- она носит системный характер, отвечает целям и задачам воспитания, инициирует деятельность детей;

- учитывает специфику возрастного этапа развития ребенка, т,е, способствует решению задачи создания « зоны ближайшего развития;

- обеспечивает возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной деятельности;

- имеет, наряду с консервативными элементами, часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность ( игру, конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней.

    Предметно-пространственная среда  в группе  имеет ряд особенностей. Игровое оборудование расположено так, чтобы не сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу игрового замысла. В группе и на участке размещается необходимое количество разнообразного игрового материала, который дети используют по своему усмотрению. Наряду с многофункциональными предметами  (кубы, бруски, цилиндры),  разными по размеру, форме, материала, детям подготовительного возраста предлагаются обычные игрушки и игровая атрибутика.

    В группе имеется развивающий центр  «Познавайкин мир», в котором широко представлены разнообразные мыслительные модели. Их использование позволяет превратить процесс познания признаков объектов, их преобразование в увлекательную для детей деятельность, позволяющую, в конечном итоге, освоить базовые способы познания объектов окружающего мира и самостоятельно их использовать. В группе создана игротека развивающих, так называемых « тризовских»  игр: ( «Подари вопрос?»,  круги Луллия, «Логическая цепочка», «Лото»), в том числе широко представлены игры, выполнение  руками воспитателей и родителей воспитанников  («Соты», «Волшебные очки», «Аукцион»).

    Имеется уголок экспериментирования с необходимым оборудованием, которое расположено в доступном для детей месте. В группе широко представлены разнообразные изобразительные материалы: Сангина, постель, мелки, акварель, гуашь, уголь, фломастеры, пластические материалы.

    Широко представлены различные настольно- печатные игры различной тематики ( «Наша улица», «Мы играем в магазин», «Космос», «Обитатели Земли» и др.).   В группе имеется постоянно действующий «огород на окне». Содержание, которого меняется в зависимости от  сезона года.

    Совместно с родителями часто организуется мини-музей  (« Это – Русь», «музей космоса»,  игрушек – самоделок, предметов привезенных из путешествий и др.).

    Все компоненты развивающей предметно-пространственной среды побуждают детей к взаимодействию  со взрослыми и сверстниками на основе партнерства и сотрудничества, а так же предполагают активное участие семей воспитанников в их обогащении и совершенствовании. Развивающая среда в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО к условиям реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Растем и развиваемся вместе! Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет»

Новообразования детей 4-5 лет. Причины мешающие коммуникативному развитию. Помощь ребенку в развитии коммуникаций....

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Консультация для родителей. Воспитываем вместе. Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста (2-3 года). Воспитатель Зудина Г.В.

Критерии помогут родителям детей раннего возраста развить социально-коммуникативные качества ребенка...

Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...