Открытое занятие "Русская Изба"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Открытое занятие в средней группе «Русская изба»
Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей; активизировать и обогащать словарный запас народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Целевые ориентиры: развивать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Активизация словаря: изба, печь, горница, сундук, горшок, туесок,самовар.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок; разгадывание загадок; заучивание пальчиковой игры, слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр; рассматривание иллюстраций на тему: «Как жили на Руси».
Развивающая предметно-пространственная среда: имитация русской избы; предметы крестьянского обихода: кухонная утварь и т. д. ; слайды с предметами крестьянского быта, проектор, запись «А в доме горит огонёк»музыка-В. Дашкевича, слова-Ю. Кима, в исполнении Елены Камбуровой, слайды с изображением русской печи, предметов русского быта.
Используемые методы и приёмы: сюрпризный момент, д/и, беседы, вопросы, рассматривание, пояснения, поощрения, художественное слово (загадки, пословицы, показ, наблюдения.
Ход
(Звучит музыка «А в доме горит огонек». Дети входят. Воспитатель встречает детей).
Воспитатель:
Ой вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В избу проходите.
Ребята,посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю(кланяются).
Восп:Ребята,а вылюбите ходить в гости? Я вас приглашаю к себе домой в русскую избу(садятся).А вы знаете, что такое изба?(ответы).
Это сейчас люди живут в многоэтажных домах ,а раньше люди строили деревянные дома-избы(слайды).Комнату в избе называли «горницей». А сейчас я вам расскажу ,что же было самым главным в избе! Для этого послушайте загадку:
Летом спит, зимой горит.
Рот открывает, что дают-глотает.(печь).
Посреди горницы ставили печь.(Слайды)
Печь - это сердце дома. О ней говорили «Печь –всему голова».Голова-значит самая главная. Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Она служила источником тепла и света. Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы) А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь ещё и сушит.
А еще, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? (ответы)
Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет.
А где же в избе пищу готовили раньше?(ответы).Конечно же в печи! Вот почему говорят «Без печи изба-не изба». Русская печь, как мама родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит.
В другой стороне горницы стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, и все самые важные семейные вопросы решали. Столы в избах были большие, а рядом стояли длинные лавки. В русской избе почти всё было сделано своими руками. А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов и тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья. Мебель была деревянная, очень простая. Ребята, посмотрите, что на столе стоит. Это та посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева и из глины. Это – туесок, небольшая коробка, сделана из коры березы. В них хранили продукты. А вот различные кувшины и горшки: для молока, для мёда – из глины. Ложки тоже были деревянные.Всё это называется кухонная утварь.Горшочки в печку ставилии ухватом, и вытаскивали тоже ухватом, чтобы не обжечься о горячий горшок.
Ну что ж, ребята!
А может и нам баранки испечь?
Да вот печь надо разжечь,
Тесто надо замесить
Да баранки накрутить.
Будьте добре, подсобите,
В моем деле помогите.
Давайте печь растопим,
Что там у нас посмотрим?
Подбросим дров. Прекрасно!
Эх, гори, гори ясно!(воспитатель подбрасывает дрова в печку)
(игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг ,держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова, выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
Ну что ж, печь мы затопили
Да тесто с вами замесили,
С тестом разберемся
Да за бараночки возьмемся.(садятся за стол,где стоят тарелки для каждого ребенка с тестом)
А тесто мы с ребятами замесили еще вчера,чтобы оно было пышное для наших баранок. Кто из ребят вспомнит, что надо положить в тесто?(ответы).
А давайте покажем нашим гостям, как надо месить тесто.(пальчиковая гимнастика «Месим тесто».)
Тесто мнем,мнем,мнем
Тесто жмем,жмем,жмем
И баранки испечем!
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам нужно,
Вылепить баранки дружно.
Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.
(дети лепят баранки, воспитатель ставит их в печь)
Молодцы! Красивые баранки у вас получились, а пока они пекутся присаживайтесь на лавки и послушайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)
Правильно-это самовар. Раньше в старину чайников электрических не было, и чтобы попить чай, воду кипятили в самоваре.
А к чаю подавали баранки, давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?
(воспитатель достает из печи настоящие баранки )
Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
Ну что же гости мои дорогие, вам понравилось у меня в гостях?
Как называется дом, в котором я живу? (изба)
Как называется комната, в которой я вас принимала? (горница)
Что было самым главным в избе? (печь)
Где раньше люди хранили одежду?(сундук)
В чем кипятили воду, чтобы попить чай?(самовар)
Как называлась посуда?(кухонная утварь).
Спасибо вам всем ,что пришли ко мне в гости!Я гостям всегда рада!А на прощание, я хочу вам предложить раскраски,чтобы вы еще долго не забывали нашу встречу!
Список литературы: «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И. Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008
Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду», М., «Сфера», 2006.
Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта», – М., «Дрофа», 2003.
Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации», – М., «Сфера», 2009
Тихонова М. Н., Смирнова М. С. «Красна изба», Детство-Пресс, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Русская изба"
Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), ...
конспект интегрированного занятия "Русская изба"
Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...
Конспект познавательного занятия "Русская изба"
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....
Занятие "Русская изба".
Занятие по духовно - нравственному воспитанию....
Мини-музее под открытом небом «Русская изба»
Создание мини-музеев в ДОУ- одно из первых источников приобщения детей к истории, культуре искусству своего народа. ...
Открытое занятие "Русская изба"
Конспект открытого занятия "Русская изба" (старшая группа)...