Открытое занятие "Русская Изба"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Зубкова Анастасия Георгиевна

Открытое занятие в средней группе «Русская изба»

 

Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей; активизировать и обогащать словарный запас народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Целевые ориентиры: развивать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Активизация словаряизба, печь, горница, сундук, горшок, туесок,самовар.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок; разгадывание загадок; заучивание пальчиковой игры, слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр; рассматривание иллюстраций на тему«Как жили на Руси».

Развивающая предметно-пространственная среда: имитация русской избы; предметы крестьянского обихода: кухонная утварь и т. д. ; слайды с предметами крестьянского быта, проектор, запись «А в доме горит огонёк»музыка-В. Дашкевича, слова-Ю. Кима, в исполнении Елены Камбуровой, слайды с изображением русской печи, предметов русского быта.

Используемые методы и приёмы: сюрпризный момент, д/и, беседы, вопросы, рассматривание, пояснения, поощрения, художественное слово (загадки, пословицы, показ, наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход

(Звучит музыка «А в доме горит огонек». Дети входят. Воспитатель встречает детей).

Воспитатель:

Ой вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите.

Ребята,посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю(кланяются).

Восп:Ребята,а вылюбите ходить в гости? Я вас приглашаю к себе домой в русскую избу(садятся).А вы знаете, что такое изба?(ответы).

Это сейчас люди живут в многоэтажных домах ,а раньше люди строили деревянные дома-избы(слайды).Комнату  в избе называли «горницей». А сейчас я вам расскажу ,что же было самым главным в избе! Для этого послушайте загадку:

Летом спит, зимой горит.

Рот открывает, что дают-глотает.(печь).

Посреди горницы ставили печь.(Слайды)

Печь - это сердце дома. О ней говорили «Печь –всему голова».Голова-значит самая главная. Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Она служила источником тепла и света.  Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы) А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь ещё и сушит.

А еще, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? (ответы)

Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет.

А где же в избе пищу готовили раньше?(ответы).Конечно же в печи! Вот почему говорят «Без печи изба-не изба». Русская печь, как мама родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит.

В другой стороне горницы стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, и все самые важные семейные вопросы решали. Столы в избах были большие, а рядом стояли длинные лавки.                                                                          В русской избе почти всё было сделано своими  руками. А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов и тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья. Мебель была деревянная, очень простая. Ребята, посмотрите, что на столе стоит. Это та посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева и  из глины. Это – туесок, небольшая коробка, сделана из коры березы. В них хранили продукты. А вот различные кувшины и горшки: для молока, для мёда – из глины. Ложки тоже были деревянные.Всё это называется кухонная утварь.Горшочки в печку  ставилии  ухватом, и вытаскивали тоже ухватом, чтобы не обжечься о горячий горшок.

 

Ну что ж, ребята!

А может и нам баранки испечь?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да баранки накрутить.

Будьте добре, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!(воспитатель подбрасывает дрова в печку)

(игра «Гори, гори ясно»Описание: участники становятся в круг ,держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова, выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

 

Ну что ж, печь мы затопили

Да тесто  с вами замесили,

С тестом разберемся

Да за бараночки возьмемся.(садятся за стол,где стоят тарелки для каждого ребенка с тестом)

А тесто мы с ребятами замесили еще вчера,чтобы оно было пышное  для наших баранок. Кто из ребят  вспомнит, что надо положить в тесто?(ответы).

А давайте покажем нашим гостям, как надо месить тесто.(пальчиковая гимнастика «Месим тесто».)

Тесто мнем,мнем,мнем

Тесто жмем,жмем,жмем

И баранки испечем!

     Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, воспитатель ставит их  в печь)

Молодцы! Красивые баранки у вас получились, а пока они пекутся присаживайтесь на лавки и послушайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)

 

Правильно-это самовар. Раньше в старину чайников электрических не было, и чтобы  попить чай, воду кипятили в самоваре.

А к чаю подавали баранки, давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?

(воспитатель достает из печи настоящие баранки  )

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Ну что же гости мои дорогие, вам понравилось у меня в гостях?

Как называется дом, в котором я живу? (изба)

 

Как называется комната, в которой я вас принимала? (горница)

 

Что было самым главным в избе? (печь)

 

Где раньше люди хранили одежду?(сундук)

 

В чем кипятили воду, чтобы попить чай?(самовар)

 

Как называлась посуда?(кухонная утварь).

 

Спасибо вам всем ,что пришли ко мне в гости!Я гостям всегда рада!А на прощание, я  хочу вам предложить раскраски,чтобы вы еще долго не забывали нашу встречу!

 

Список литературы: «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И. Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008

Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду», М., «Сфера», 2006.

Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта», – М., «Дрофа», 2003.

Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации», – М., «Сфера», 2009

Тихонова М. Н., Смирнова М. С. «Красна изба», Детство-Пресс, 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русская изба"

Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), ...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект познавательного занятия "Русская изба"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

Занятие "Русская изба".

Занятие по духовно - нравственному воспитанию....

Мини-музее под открытом небом «Русская изба»

Создание мини-музеев в ДОУ- одно из первых источников приобщения детей к истории, культуре искусству своего народа. ...

Открытое занятие "Русская изба"

Конспект открытого занятия "Русская изба" (старшая группа)...