Открытое занятие "Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корнилова Александра Олеговна

Конспект открытого занятия "Русская изба" (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba_2.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русская изба»

Цель: познакомить  детей с бытом русского народа.

Задачи:

- Открыть детям  доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).

- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при  помощи социо-игровых  подходов и народных игр.

- Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде,  отгадывание загадок и  небылиц.  Чтение русских народных сказок.

Инструменты и оборудование:   «Русская изба», оснащённая  предметами  русского быта, клубочек, запись  русской   народной  мелодий «Барыня»,   колыбельной «Летят, сизы гуленьки»,  потешки  «Как у Сани дом на семи верстах», русский народные костюмы, атрибуты для д/и «Варим щи и овсяную кашу», самовар, шкатулка.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне пожалуйста, у меня для вас есть сюрприз. Я приготовила для вас одну очень интересную игру. Встаньте пожалуйста в круг. Проводится игра с лентой (в группе).

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

 Воспитатель: Ребята, вам понравилось  играть в   русскую народную  игру «Вышел  Ваня погулять»?  А в старину было очень  много интересного.  Вы хотите  отправиться в путешествие в старину?  

Дети: Да.

Воспитатель: 

Поможет нам в этом сказочный  клубочек, скажем ему вместе  волшебные слова:

 Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

Воспитатель: А мы пойдем за ним! ( выходят за клубком из группы).

Дети и воспитатель приходят в русскую избу, где их встречает девушка в русско-народном костюме.

 Воспитатель: Вот мы и пришли!

 Девушка: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте.

Девушка: Догадались, ребята, куда вы попали?

 Дети: В русскую избу.

 Девушка: Правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон.  Давайте и мы поздороваемся  (дети делают низкий поклон)  проходите  и присаживайтесь на скамеечки.  Давным-давно люди строили себе жилища из бревен,  такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте  наших прабабущек и прадедущек.  Ребята, а как вы думаете,  что же являлось главной частью русской избы?

 Дети: Печка!

 Девушка: В народе говорили:

«Наша толстая Федора

 Наедается не скоро

 А зато, когда сыта

 От Федоры теплота».

 Ребята, самое главное  в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь  была массивной  и надолго сохраняла  тепло.   Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло  и уютно. Русскую печь  по праву считали гордостью русского народа.

Воспитатель: Ребята,  а еще,  для чего нужна была  печка?

Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева   дома.

 Воспитатель:  Печь служила  местом  приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили  огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило  тепло, в нём  готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и  блины).

Каша, блины и  щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

Девушка: В нижней части печки оставалось  свободное пространство - подпечье .  Его использовали  для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит.  Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети:  Для  отдыха и сна людей.

Девушка: Правильно,  на печке спали. Там было очень  тепло, на печи   также изгоняли хворь (простудные заболевания), сушили  одежду ( валенки, носки и чулки).

Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

 Дети  и Воспитатель( имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

Воспитатель: Ребята, а какие дрова вы знаете?

Дети: берёзовые, дубовые, липовые, еловые.

( Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).

В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила  еду  в русской  избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок

Девушка: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал  любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в русской печи, готовить вкусные  щи и ароматную  кашу!

 Игра «Варим щи и овсяную кашу»

 Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь  убрать  ухватом.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

А сам в угол идет.

 Дети: Ставят с помощью ухвата чугунки с кашей и щами в печку.

Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то  плачет  в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети: Ребенок.

 Девушка: Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

 Дети: Покачать, спеть колыбельную.

 Дети и Воспитатель (поют колыбельную)

 Люли, люли, люленьки,

Летят  сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Вани ворковать,

Будет Ваня крепко спать;

Будут гули говорить,

Чем Ванюшу накормить;

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки,

Летят  сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

 Девушка:  Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.

Дети:  Самовар.

Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки,  шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

  Игра « Что стало – что было»

Девушка: Я называю, что стало, а вы - что было.

 В. Кастрюля. Д. Чугунок.

В. Плита. Д. Печь.

В. Туфли . Д. Лапти.

В. Чайник . Д. Самовар.

В. Шкаф. Д. Сундук.

В. Дом. Д. Изба.

 Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете,   какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

 Дети: Ответы детей.

 Воспитатель: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.

 Девушка: Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

 Воспитатель: Ребятки, а для чего пряжа нужна была?

Дети: Чтобы вязать носки, одежду.

Девушка: Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? После  тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,

Барыня  – Субботинушка (выходной  день). Русский народ  плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил!  И Барыня  - Субботинушка пожаловала к нам со своими подружками - веселушками, будем тешиться - танцевать, выходные деньки встречать!

Русский народный танец  « БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»

Девушка: Ребята, вам  понравилось в русской избе?

Дети: Да!

Девушка: Ребята, приходите ко мне в гости. Буду очень вас ждать. До свидания, ребята.

Дети: До свидания.

Воспитатель: А сейчас  мы возьмем клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь в наши группы укажи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ "Новоселье" праздник в русской избе

Праздник начинается в театральной студии.  Гости (родители) уже сидят на приготовленных для них местах. Хозяйка (одна из воспитателей) встречает девочек – участниц праздника и второго ведущего.Де...

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Как живут в деревне? Добрые избы?"

Цель: Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представление об избе, учить детей изображать « лицо» рубленной избы с помощью мазка – брёвнышка, украшать её ...

Конспект открытого занятия в старшей группе детей с ОНР для воспитателей по теме «В деревенской избе, в светлой горенке».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,фольклору, обычаям, традициям.Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,/вещам, традициям, быту, культуре народа/. Воспитыват...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ"

Дети познакомились с предметами русского быта. Беседовали о народном творчестве русского народа. Целью было обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми с...

Конспект открытого итогового просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой».

Прежде всего это сформировать у детей представления о русской избе. А именно познакомить, что представляет собой русская изба: внутри, снаружи. Также познакомить детей с домашним бытом....

Открытый показ НОД в средней группе ( 4-5 лет) № 5 "Пчелки" Тема " Знакомство с русской избой"

Знаковмство детей с русской избой,  жизнью простого народа в древности, его быте, труде, предметах домашней утвари....

Сценарий открытия «Русской избы»

Сценарий открытия «Русская изба»...