Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Зарид Мария Владимировна

Самой сложной функцией человека считается речь. Её развитие связано со множеством особенностей и моментов. Одним из главных видов работы, которым ребёнок овладевает в процессе онтогенеза, является речевое взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_masha.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

            формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста

Самой сложной функцией человека считается речь. Её развитие связано со множеством особенностей и моментов. Одним из главных видов работы, которым ребёнок овладевает в процессе онтогенеза, является речевое взаимодействие. Именно речевое взаимодействие – это основное и универсальное условие формирования человека в течение периода дошкольного возраста. В процессе игры происходит общение, в следствие чего ребёнок познаёт мир во всем его многообразии, а также может создать и показать своё «Я». А также, следует отметить, что при речевом взаимодействии усваиваются и формируются культурные значения.

    Существует 5 компонентов развития ребёнка или, иными словами, образовательных областей. Эти компоненты представлены в Федеральном государственном стандарте ДО. Рассмотрим их более детально.

      Первым направлением является социально-коммуникативное развитие. Данное направление включает себя ряд задач, а именно:

   освоение ценностей и норм, которые приняты в социуме, не исключая нравственные и моральные ценности;

    развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;  развитие и становление самостоятельности, целеустремлённости и само регулировка своих действий;  

   развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания эмоциональной отзывчивости.

   формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

   формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

    формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

    формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 Вторым направлением является познавательное развитие.

Задачи:

   развитие различных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

   формирование познавательных действий, становление сознания;

   развитие воображения и творческой активности;

    формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

   формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Речевое развитие является третьим направлением. Основными задачами являются:

  владение речью как средством общения и культуры;

  обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

 знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

 формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        Художественно-эстетическое развитие – это четвёртое направление. К задачам данного направления относятся:

   развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;

    формирование элементарных представлений о видах искусства;

    восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

    стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;  

    реализация самостоятельной творческой деятельности детей

(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    И, наконец пятое направление – это физическое развитие.

   Физическое развитие направлено на решение ряда задач:

   приобретение опыта в двигательной деятельности детей;

   развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

    формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

    овладение подвижными играми с правилами;  становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере;

    становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

   Апогей речевого развития приходится на дошкольный возраст. Поэтому эксперты уделяют немалое внимание развитию речи детей дошкольников. Процесс социализации ребёнка происходит с помощью речевого формирования. Но в связи с развитием телевизионных технологий, продвижением компьютеризации, происходит замедление развития речи, связь с непосредственным собеседником ограничивается.

      Формирование диалогической выступления представляет основную значимость в ходе речевого формирования детей и захватывает основное роль в единой концепции деятельность согласно формированию выступления в младенческом саду.

     Своевременное и высококачественное формирование складной выступления – существенное требование полного речевого формирования выпускника ДОУ.

     Самой сложной моделью взаимодействия людей является диалог. Зачастую проще вести монолог, чем участвовать в разговоре с кем бы то ни было. Ведь в процессе диалога необходимо одновременно с восприятием высказываний собеседника продумывать собственные реплики.

     Для того, чтобы участвовать в процессе диалога необходимо уметь слушать и понимать идею, которую выражает собеседник. Также диалог требует грамотно высказывать свои мысли и мнение, не терять мысль и идею разговора. Не следует забывать и о нормативности речи и в случае чего вносить коррективы.

     Одним из главных моментов в формировании речи дошкольников является умение говорить связной диалогической речью. Ребенок в дошкольном возрасте завладевает, в главную очередность, диалогической информацией, то что включает личные отличительные особенности, проявляющиеся в использовании языковых денег, вероятных в разговорные выступления.

     Диалогическая разговор предполагает собой в характерные черты очень красивое представление коммуникативной функции манеры. Специалисты называют разговор главной естественной конфигурацией языкового общения, классической конфигурацией речевого общения. Отличительной особенностью беседы является замена говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

     В своей работе с дошкольниками воспитатель большее внимание уделяет именно качеству ответов детей. Ребёнка начинаю приучать отвечать и в краткой, и в более широкой форме, при этом не отклоняться от самой сути заданного вопроса. На занятиях в период дошкольного возраста важно научить ребёнка участвовать в беседе. А именно следует уделить внимание тому моменту, что ребёнок должен знать, когда отвечать, как отвечать, не перебивать и слушать своих товарищей.

      Когда ребёнок обучается родному языку, важно соблюдать методику формирования диалогической речи. Здесь следует отметить, что речь бывает двух видов: ситуативная и контекстуальная.

    Рассмотрим первый вид связной речи.

    Ситуативная речь сопряжена с определенной обстановкой и никак не отображает целиком нахождения идеи в речевых конфигурациях. В ходе такой речи оппонент широко использует мимику и жесты.

    Вторым видом диалогической речи является контекстуальная речь. Её суть понятна из контекста.

   Важным условием развития диалогической речи является освоение разных направлений речи. При развитии диалогической речи ребёнок   может самостоятельно использовать синтаксические конструкции и отдельные слова.

     В ходе диалога оппоненты полностью включены в разговор и понимают, что происходит, поэтому необходимость в развертывании идеи и выражении отпадает. Диалог происходит при определенных условиях и наполнен невербальными компонентами (жесты, мимика). Это является важным моментом при формировании речи в целом. Следует отметить, что сама речь в диалоге может быть отрывистой, неполной, сокращённой. Связность диалога происходит с помощью двух оппонентов. Диалог непроизволен и креативен. При диалоге важно применять речевые стандарты, слова-клише и формулы общения.

    На диалогическую речь влияют как внутренние, так и внешние факторы. Примером может послужить обстановка, при которой происходит диалог. Сама сложность контекстной речи заключается в требовании строить высказывания без учета ситуации, а опираться только на языковые средства . Правильно построенный диалог поможет ребёнку легко найти контакт со своими сверстниками и со взрослыми.

    Часто бывает, что ситуативная речь выступает в форме диалога (разговора), а контекстная речь имеет характер диалога. Но приравнивать ситуативную речь к диалогу, а контекстную – к монологу, не есть правильно, как подчеркивает Д.Б. Эльконин.                                 А.М. Леушина в своих исследованиях особое внимание уделяла развитию связной речи у детей. Она изучила то, как дети высказываются при различных задачах и условиях, и пришла к мнению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

      При изучении сущности связной речи, важно пояснить понятие «разговорная речь». Дошкольники, прежде всего, осваивают разговорный стиль речи, который в свою очередь, присущ диалогу.

      Очень важно овладеть такой формой общения как диалог, так как в широком смысле диалогические отношения – это универсальное явление, которое пронзает всю речь человека и все стороны человеческой жизни.

   Сам процесс обучения диалогу можно рассмотреть с разных сторон: и как средство овладения языком, и как цель. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

    Главная цель воспитателя в процессе обучения заключается в том, что необходимо добиться, чтобы ребёнок свободно, без трудностей вступал в диалог как со взрослыми, так и с другими детьми. Необходимо научить детей свои просьбы выражать словами, а также отвечать на вопросы взрослых.

    Следует отметить тот факт, что дети, которые посещали ясли или детский сад намного смелее и охотнее вступают в диалог с окружающими людьми. Такому раскладу способствуют различные методики воспитателя, а именно разговоры и встречи воспитателя с детьми.

    Хотелось бы еще отметить, что детей дошкольного возраста необходимо научить конкретно и точно отвечать на поставленный вопрос. Обучение детей диалогу всегда должно сопровождаться воспитанием культурного поведения. Так, например, важно научить ребёнка слушать собеседника и не перебивать его.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка.

   Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих и, само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать, как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Дети достигнут больших результатов в развитии диалогической речи только в том случае, если окружающие их люди, мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д., будут относиться к ребёнку с уважением и любовью, прислушиваться к мнению своего чадо, его интересам и потребностям. Важно помнить, что при общении с ребёнком необходимо соблюдать такт и терпение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Вашему вниманию представлена статья  опыту работы по  формированию диалогического общения у детей дошкольного возраста....

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру.

Презентация  на тему: Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру....

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

Статья. "Приемы и способы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста"

Зная особенности диалогической речи, её развития у детей можно определить задачи и содержание обучения. Основной целью развития диалогической речи у дошкольников - формирование навыка использования ди...

Педагогическая технология "Развитие развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через изучение основ журналистики"

Актуальность Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познава...