Статья. "Приемы и способы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)

Зная особенности диалогической речи, её развития у детей можно определить задачи и содержание обучения. Основной целью развития диалогической речи у дошкольников - формирование навыка использования диалога как формы общения. В процессе можно использовать разнообразные методы и приёмы.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и в ходе образовательной деятельности является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и способы формирования диалогической речи
у детей дошкольного возраста

Зная особенности диалогической речи, её развития у детей можно определить задачи и содержание обучения. Основной целью развития диалогической речи у дошкольников - формирование навыка использования диалога как формы общения. В процессе можно использовать разнообразные методы и приёмы.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и в ходе образовательной деятельности является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог).

Человеку присуща потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Педагог постоянно разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Педагог должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются педагогом заранее. Непреднамеренные – педагог не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных моментов.

Для разговоров с детьми педагог использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия.

Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. 

В методике развития речи разработано много дидактических игр: «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Игры- инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений. К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия. Методами и приёмами развития диалога являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд). Одной из форм обучения диалогу со сверстниками являются сценарии активизирующего общения. 

Это, прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Именно в общении со взрослым дошкольник очень рано научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. 

Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстником. Общение со сверстниками - область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.

Основные педагогические условия развития диалогического общения детей:

- развивающая педагогическая среда, пространство общения;

- правила организации жизни детей;

- неурочные формы обучения родному языку;

- недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;

- эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Рассмотрим их более подробно:

 Организация пространства общения.

 Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты полезно иметь мини – мастерские, мини – театр, мини – библиотеку, изостудию и т.д. Желательно иметь модули, большие мольберты, фланелеграф, магнитные доски и т.п. Для того чтобы дети обжили пространство общения, необходимо соответствующие правила организации жизни:

- побуждение к самостоятельному пользованию кабинетами;

- объединение детей разных возрастов в инсценировках, играх на воздухе;

- вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Всё это воспитывает в детях самостоятельность, обогащает их опыт общения с людьми разного возраста (приветствие, обхождение, прощание).

 Обучение на занятиях – составляющая педагогической культуры    дошкольного учреждения, где особенно отчётливо проявляется дидактический аспект коммуникации. 

Обучение детей родной речи желательно проводить в жанре сценариев активизирующего общения. В сценариях используются неурочные формы обучения:

- стиль общения педагога с детьми (доверительный, допускающий шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье);

- неурочная организация среды (такое расположение детей на стульях, за столом, на ковре, чтобы они могли видеть друг друга, свободно контактировать с партнёром – сверстником).

Но главное – это неучебная мотивация деятельности детей. Они не пересказывают сказки и рассказы, а в них играют. Дидактические игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнёров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности. Эмоциональному комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания:

- разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки);

- слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и         зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка);

-  элементы костюма воспитателя и детей;

- событийность (рисование воспитателя на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).

В качестве основной формы обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников (3-5 лет) выбираются формы игр-занятий (фронтальная и подгрупповая). 

На занятиях ставятся и решаются две основные задачи:

1) в области языкового развития - развитие речевого внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей;

2) в области связной речи – налаживание игрового и речевого взаимодействия со сверстниками.

Эти задачи взаимосвязаны. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в форме игрового взаимодействия детей, а речевое и игровое общение между детьми активизируется с помощью проблемных речевых ситуаций. В процессе подобных игр дети ориентируются, прежде всего, на смысловую сторону речи. В их воображении возникает образ игрового персонажа. Взаимодействуя со сверстниками, ребёнок слышит звукоподражания, которые издаёт сосед, и непроизвольно подстраивает собственное произношение. В играх-занятиях используются разные виды практического взаимодействия: хоровод, перекидывание мяча, передача предмета (картинки, игрушки), ролевой диалог в театрализованных играх и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Вашему вниманию представлена статья  опыту работы по  формированию диалогического общения у детей дошкольного возраста....

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру.

Презентация  на тему: Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру....

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста

Самой сложной функцией человека считается речь. Её развитие связано со множеством особенностей и моментов. Одним из главных видов работы, которым ребёнок овладевает в процессе онтогенеза, является реч...

Педагогическая технология "Развитие развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через изучение основ журналистики"

Актуальность Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познава...