«Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Зайцева Татьяна Петровна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

                                              Воспитатель: Зайцева Т.П. МБДОУ д/с №4

    Грамотная речь - важное условие всестороннего развития детей. Если у ребенка правильная и «богатая» речь, то ему легче высказать свои мысли, больше возможности в познании окружающего мира.

Правильное общение называется культурой речи. Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом.

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения является необходимым условием полноценного развития ребенка. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5-6 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.
Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому – компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями.

Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок. Разговаривайте с ребенком, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте деревья, камни, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Игры и упражнения, которые можно проводить дома:

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

 «Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Жмурки с колокольчиком» и т.д.

«Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», « Эхо», «Путаница», «Какой последний звук?», «Лишнее слово «и т.д.

«Слушаем тишину»

Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам.

«Угадай, что звучало»

 Послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

«Различение слов, близких по звуковому составу»

Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:

крыша - крыса; бочка - точка; удочка - уточка; коза - коса; ком - дом; лак - рак; ложки - рожки; мука - рука; тень - день; башня - пашня и так далее.

«Хлопни, когда верно»

Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

«Исправь ошибки»

Попросите ребенка помочь навести порядок в буквах - исправить ошибки. Море веселья вам обеспечено. Примеры взяты из книги А.Х. Бубновой «Развитие речи».

К нам в окно залетел Лук (правильно - жук).

У дедушки на груди педаль (медаль)

Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)

На асфальт упала лень (тень)

Из трубы идет дом (дым)

В океане живет кит (кот)

Спит на заборе кит (кот)

Дедушка с пасеки принес лед (мед)

Над чайником шар (пар)

Любит кушать шубу соль (моль)

Моряки зашли в торт (порт)

У слона вместо носа робот (хобот)

Наступил новый пень (день)

В лесу течет печка (речка)

Жучка доедает будку (булку)

Орехи в дупло несет булка (белка)

Папа в трамвае взял жилет (билет)

На пальме растут бараны (бананы)

«Поймай врага»

Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, »бу - бу - бу- му - бу-бу…»и т.п.

«Ищем звук»

Выберите букву. Называйте слова, у которых эта буква первая (в середине или последняя), вперемешку с другими словами. Пусть ребенок хлопает, когда услышит звук. Например, для буквы М: муха, молоко, масло; рама, домра, румба; дом, ком, лом и так далее.

«Доскажи слово»

Нужно произносить фразу,  но не договаривать слог в   последнем   слове.    Дети   должны   закончить   это   слово.

Ра-ра-ра — начинается иг. . .                     ра.

Ры-ры-ры — у мальчика ша.  . .     ры.

Ро-ро-ро — у нас новое вед.  . .    ро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. .              ру.

Ре-ре-ре — стоит дом на го.  . .     ре.

Ри-ри-ри — на ветках снега.  . .                 ри.

Ар-ар-ар — кипит наш само.  .  .               вар.

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ма - ма - ма - вот пришла зима.

Ма - ма - ма - я поймал сома.

Му-му-му-молоко кому?

Ум-ум-ум - вот аквариум.

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Ом- ом- ом - мы гулять идем.

Ом- ом-ом - это снежный ком.

«Чем отличаются слова?»

 Есть слова, которые хотя и похожи по звучанию, но разные. Дом и сом. Одинаковые слова? Правильно, разные, но они близки по звучанию. Кошка и ложка. Похожи по звучанию? А дом и кошка? Дом и сом близки по звучанию и отличаются только одним звуком. В слове дом первый звук д, в слове сом — с. Какой звук надо заменить в слове дом, чтобы получилось слово сом? А чем отличается слово лак от слова рак? Какой звук надо заменить в слове рак, чтобы получилось слово лак?

Примеры:

Чем отличаются такие слова; шишка — мишка, кот — рот, мак — рак, тесто место, галка — палка, день — пень, губка — шубка, грач — врач, друг — круг; крыса — крыша, коса — коза, миска — мишка, мушка — мошка и т. д. Дети повторяют слова, устанавливают отличия, четко произнося изолированные звуки.

Игры на развитие речевого дыхания

"Птицеферма"

Дети подражают звукам птиц: утки, гуся, цыпленка, петуха. В процессе подражания задействуется их речевое дыхание.

«Капитаны».

Дети переправляют кораблик (пароход) с одной стороны таза на другой произнося звук " ф", при ровном ветре и звук " п " при порывистом ветре.

"Ветерок"

Дети дуют на султанчики, представляя, что это листочки шелестят на деревьях. Подражание "ветерку".

"Снежинки"

Детям предлагается дуть, делая плавный и длительный выдох на кусочки рыхлой ваты, представляя, что это снежинки.

"Кляксография"

Дети делают кляксы на листах бумаги и раздувают их из трубочек.

Развитие дикции с помощью скороговорок.

Вначале скороговорку произносить нужно очень медленно и четко, разбивая на слоги. Нужно правильно выучить скороговорку. При этом надо обращать внимание на произношение всех звуков. Затем разобрать смысл всех слов и смысл самой скороговорки - как понимает её ребенок. Далее проговаривать скороговорку шепотом, но четко. Только после этого убыстрять темп.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.

Синичка, синичка - воробью сестричка.

Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

Игра «Произнеси по-разному»

 Дети выучивают скороговорку, которую затем по указанию произносят с определенной интонацией: Тревога. Обида. Гнев. Презрение. Любопытство. Сожаление. Страх.

Игры и упражнения, которые помогут Вам научить ребёнка

правильно определять звуковой состав слов:

«Самый внимательный»

Для игры применяют сюжетные картинки, на которых нарисовано много разных предметов. Ребёнок получает задание: найди на картинке предметы, в названии которых есть звук,  например,  С.
Игра “Замкни цепочку”

Для игры подготавливаются карточки с предметными картинками.  Цель игры – научить ребёнка выделять первый и последний звук в словах. Цепочку из картинок ребёнок должен выкладывать по следующему правилу: первый звук названия последующей картинки должен совпадать с последним звуком предыдущего названия (стол – лампа – аист – ток – книга – артист – танк и т.п.)

Игра “Доскажи звук”

Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч ребёнку. Ребёнок досказывает звук. Можно использовать стихи и потешки.

Ходит по лесу хорек,                                              Лежебока рыжий кот

Хищный, маленький зверё___.                             Отлежал себе живо___.   и т.д.

Поскольку наши дети имеют речевые нарушения, нам предстоит ещё больше и активнее помогать им, освоить разные стороны речи. Только при нашей – логопеда, воспитателей, а также вас, уважаемые родители – совместной работе мы добьёмся положительных результатов и успехов!

          «Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне».



Предварительный просмотр:

Консультация

«Создание условий для речевого развития            дошкольников»

                                         Воспитатель: Зайцева Т.П. МБДОУ д/с №4

          Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удаётся.

Поэтому, в детском саду необходимо проводить большую работу по формированию речевого общения дошкольников.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

- создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;

- изучение состояния устной речи детей;

- участие родителей в речевом воспитании детей.

Одним из условий развития речевого общения является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая группу материалом, необходимо предусмотреть, чтобы дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности: в познании, в движении и в общении.

Необходимым условием воспитания звуковой культуры речи является наличие предметной развивающей среды:

 Диагностические материалы

 Наборы предметных картинок-карточек на каждый звук (в начале, в середине и в конце слова) или логопедические альбомы

 Картотека загадок

 Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, составленная по алфавитному принципу

 Комплексы артикуляционной гимнастики

 Комплексы пальчиковой гимнастики

 Пособия и комплексы упражнений развития физиологического и речевого дыхания  Консультативный материал для родителей и воспитателей Развитие речи дошкольников в игре — это дополнительная эмоциональная связь между вами и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей

   Важными составляющими речевой среды в группе являются:

*разнообразные виды театров;

*литература, иллюстрации, картины;

*дидактические игры;

*картотека художественного слова;

*игротека «Говори правильно»;

*книжки-самоделки;

*альбомы и т. д.

    Еще одним условием является широкая речевая практика. Дети должны иметь возможность общаться не только со своими сверстниками, и с детьми младше и старше себя. Этому общению способствуют совместные праздники, театрализованная деятельность, выставки, походы в гости, обмен подарками и сюрпризами.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечение эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Педагог должен воспитывать своей речью

Ребенок должен понять содержание речи и по ее тону. Воспитатель не должен допускать неточностей и небрежностей в своей речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, загадки.

В средней и особенно старших группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. Если в младших группах воспитатель в основном побуждает детей к инициативным высказываниям, то теперь большее внимание он обращает на содержание детской речи, ее правильность. С детьми можно разговаривать о том, что они видели на улице, о прочитанных книгах. Они вспоминают ход событий, используют образные выражения, сравнения, красивые описания. Повышаются требования к поведению детей во время разговора: они не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно.

Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепени менее активных. Педагог дает образец словесной просьбы, который дети могут повторить. «Ира, пожалуйста, пойди к Анне Ивановне и скажи: «Анна Ивановна, поменяйте, пожалуйста, нам воду в тазу». По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает, и ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Для развития речевого общения в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. При этом главными условиями являются инициативность и активность самого ребенка, которые должны всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что влияние совместной деятельности детей на развитие культуры общения значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться.

     Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Выступление на тему "Развитие словарного запаса и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Как помочь ребенку не потерять интерес к логопедическим занятиям? Ответ  тут!...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....

Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...