«Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»
статья по развитию речи
В данной статье раскрывается значение познавательно- исследователской деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slyunina_s.v._-statya.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»
С.В.Слюнина,
воспитатель МДОУ ЦРР-
детский сад «Сказка» п.Ивня Белгородская обл.
Н.С.Кошлакова,
воспитатель МДОУ ЦРР-
детский сад «Сказка» п.Ивня Белгородская обл.
Аннотация. В данной статье раскрывается значение познавательно- исследователской деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: познавательно – исследовательская, речевое развитие, познание, эксперименты, опыты., социализация, игровая деятельность.
В настоящее время отмечается большой рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Как показала практика, число детей, посещающих детский сад , имеющих речевые нарушения, возрастает с каждым годом. Дети поступают в детские сад уже с задержкой речевого развития.
Это связано с ростом детской заболеваемости, с уменьшением общения взрослых и детей в силу их занятости. Дети получают информацию, смотря телевизор и играя в компьютер. Они испытывают дефицит в общении со взрослыми в силу их занятости. Все это приводит к серьезным негативным последствиям. У детей отмечается низкий уровень усвоения новых знаний, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера . В дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.
Проанализировав все эти проблемы, сделали вывод, что необходим поиск новых путей и средств развития речевой активности.
Детское экспериментирование и развитие речи тесно взаимосвязаны между собой. Действуя с предметами, ребенок дошкольного возраста усваивает материал быстрее и качественнее, чем со слов или при демонстрации наглядного материала. А знания, которые он добыл самостоятельно, являются более прочными. В процессе поисково- исследовательской деятельности дошкольники учатся отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы; высказываться распросраненными предложениями.У детей обогащается словарный запас, развиваются мелкая моторика, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи. Исходя из этого, пришли к выводу, что детское экспериментирование является одним из средств развития речевой активности детей дошкольного возраста.
Работу в этом направление начали, наметив следующие задачи:
- Формировать познавательную активность.
- Развивать мыслительные процессы.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать способы познания путём сенсорного анализа.
- Формировать мотивацию, порождающую желания высказаться, рассказать, сообщить о чём – либо.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательную деятельность, прогулку. Ребенок дошкольного возраста, сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе .Чем глубже познаётся мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО, позна-вательно – исследовательская деятельность, рассматривается как целевой ори-ентир на этапе завершения дошкольного образования.
Основная форма экспериментальной деятельности, которую мы используем в работе с детьми дошкольного возраста– это опыты.
Начав работу в данном направлении, для детей 4 – 5 лет совместно с родителями оборудовали центр экспериментальной деятельности «Познавай- ка, разместив природный материал: (семена растений, скорлупа грецкого ореха, шишки, желуди, семена фруктов и овощей); бросовый материал(баночки, пробки, проволока, деревянные катушки и т.д.); различные приборы( песочные часы, весы, лупы , зеркала, трубочки от коктейлей).Приобрели планшет для песочной терапии, стол для экспериментирования «Песок –вода». Имеется множество книг познавательного характера , детские энциклопедии.
Все предметы и материалы безопасны для детей, находятся в доступном месте. Ребенок без труда может экспериментировать с любым предметом, просмотреть заинтересовавшую его книгу.
Дети с большим удовольствием проводят опыты с песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой. Например , экспериментируя с песком, дети узнают о его свойствах, самостоятельно приходят к выводу, что слепить фигурку из мокрого песка можно , а из сухого нельзя. Так же детям очень нравится экспериментировать с кинетическим песком.
Как показала практика, наиболее эффективными и часто применяемыми в совместной деятельности детей и педагогов нашего ДОУ, стали опыты с растениями, с объектами неживой природы.
Опыты проводим как в групповой комнате, так и на участке детского сада.
В зимний период проводим опыты со снегом и льдом. Дети с удовольствием изготавливают цветные льдинки, окрашивая воду в разные цвета, наблюдают за состоянием воды ( замерзает на холоде, принимает форму емкости, а в теплом помещении лед тает) В летний период часто проводятся опыты с песком, глиной и водой.
Проводя опыты с водой дети определяют, что вода не имеет запаха, прозрачная, жидкая, не имеет вкуса и формы . Дети делают выводы , что без воды растения погибнут.
Экспериментируя с бумагой , дети узнали не только её свойства (рвётся, мнётся, намокает, но и непосредственное применение той или иной бумаги (картон; писчая, акварельная, копировальная бумага) в разных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании из бумаги).
В ходе непосредственно образовательной деятельности «Оденем куклу Катю на прогулку» дети выбирали одежду для прогулки в дождливую погоду, закрепляли знания о сезонной одежде. Капнув воду на кусочки ткани, определили, что плащ , который сшит из болоньевой ткани не промокает, поэтому кукле надо надеть на прогулку плащ , который сшит из этой ткани. Знакомя детей с овощами и фруктами, использовали игры – эксперименты:«Определи, из чего сделан салат», «Угадай по запаху. вкусу» . В этих играх, дети учились использовать прилагательные,: сладкий, кислый, сладковатый, ароматный, , хрустящий, сочный. И уже в повседневной жизни, в игровой деятельности, во время приёма пищи, дети самостоятельно использовали эти слова. А в непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи по теме «овощи - фрукты», дети учились загадывать загадки, используя свой непосредственный опыт с предметом на основе своих тактильных, вкусовых и зрительных восприятий.
Знакомя детей с кухонной посудой и её назначением, посредством сказки «Золушка», предложили помочь героине сказки попасть на бал, перебрав крупу (манная крупа смешана с рисовой). Дети отметили, что в ручную, это делать очень долго. Тогда при рассматривании кухонной посуды, предложила найти предмет, который нам поможет. В результате этого эксперимента, дети познакомились с разными видами круп, приобрели опыт пользования ситом. Полученные детьми знания путем экспериментирования закрепляем , используя дидактические игры: «Из чего это сделано?», «Подбери пару», «Логическая цепочка» и т. д.
Таким образом, занимаясь экспериментированием, мы отметили, что у дошкольников увеличился активный словарь, речь стала более связной, дети приобрели коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Они принимают участие в беседе, делятся с педагогами и детьми разнообразными впечатлениями, с помощью речи пытаются решить спорные вопросы. В дальнейшем мы будем продолжать работу над этой проблемой, как в старшей, так и в подготовительной группе.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дыбина, О.В., Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников - Творческий Центр «Сфера» Москва 2002
2. Иванова, А.И., Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М., Организация опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования М.:ТЦ Сфера, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»
доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»...
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...
Консультация для родителей «Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»
Консультация для родителей «Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи посредством поисково — исследовательской и экспериментальной деятельности. Тема: «Радужный калейдоскоп».
это занятие решает основные задачи нод, формирует навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности....
Развитие речи старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ С КАПЕЛЬКОЙ»
Цели: Познакомить детей с веществом – водой, ее свойствами, использованием, применением.Задачи:Образовательные: Актуализировать словарь по лексическим темам «Транспорт», «Посуд...
Презентация.Развитие речи посредством познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности "Наблюдаю и познаю"
Презентация...
Развитие речи старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности
Развитие речи старших дошкольниковв познавательно-экспериментальной деятельности "Древесина"...