Консультация для родителей «Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей «Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped_sayt.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. С появлением компьютеров, планшетов, телефонов и других гаджетов, стало мало живого общения детей со сверстниками и с родителями. Всё свободное время дети играют в одиночестве, наедине с собой. В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Наиболее значимые причины снижения речевой активности:
- Ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости. Дети поступают в детские сады уже с задержкой речевого развития.
- Снижение уровня языковой культуры общества в целом. Искажение русского литературного языка, засилие жаргонизмов, нецензурной лексики, что, в конечном счёте, привело к резко обеднённой языковой среде.
- Существенное уменьшение общения взрослых и детей из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания. Современные дети лишены возможности слышать «живую» речь в необходимом объёме.
Нарушение речевого развития может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности развития речевых функций коммуникации ребёнка ограничены, снижается уровень успешности в усвоении новых знаний, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма. Таким образом, анализ перечисленных проблем позволил сделать вывод о поиске новых путей и средств развития речевой активности.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Образовательная область «Коммуникация» согласно ФГОС – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей
- практическое овладение нормами речи.
Все это ребенок достигает за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах, познание чего возможно через опытно-экспериментальную деятельность. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование и развитие речи тесно связаны между собой. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и в словесном рассказе об увиденном.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Детское экспериментирование -один из наиболее эффективных методов развития не только познавательных закономерностей и явлений окружающего мира, но и развития речи, т. к. оно тесно связано с ним. Именно поэтому в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности. Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности.
Во - вторых, формирует исследовательские способности, т. е учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями.
В процессе ознакомления детей с окружающим миром я обнаружила, что при непосредственном действии с предметами, дети усваивают материал гораздо быстрее и качественнее, чем со слов или при демонстрации наглядного материала. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Как гласит китайская мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Поэтому в соответствии с годовой задачей для своего самообразования я взяла тему «Организация детского экспериментирования», чтобы пополнить свои знания и успешно применять их на практике.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи.
Занимаясь с детьми экспериментированием, я не ставила самоцелью развитие речи. Однако в процессе своей работы, я пришла к выводу, что экспериментирование оказывает большое влияние на развитие коммуникативных навыков (умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника).
Обогащение словарного запаса детей путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.
Особенно отчётливо тесная взаимосвязь экспериментирования и развития очевидна в формировании связной речи, т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями, чему они учатся во время эксперимента.
В связи с этим я пришла к выводу, что экспериментирование может являться одним из средств развития речевой активности.
Работая в этом направление, я наметила для себя необходимость решения ряда задач:
- Стимулировать познавательную активность.
- Развивать мыслительные процессы.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать способы познания путём сенсорного анализа.
- Формировать мотивацию, порождающую желания высказаться, рассказать, сообщить о чём – либо.
Мотивация (внутреннюю потребность высказать свои мысли и чувства, мотив речи – «ради чего я говорю» ) возникает у детей при наличии слушателей и при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями и интересам к заданиям взрослых.
В своей работе я использовала: поисково-исследовательские наблюдения (случайные наблюдения и эксперименты; плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы). Проведение опытов, как часть занятия. Создание проблемных ситуаций. Беседы (конструктивные).
Экспериментирование пронизывает все виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, творческую, а самое главное коммуникативную.
Чем глубже познаётся мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях.
Игры-эксперименты являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций – всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности способствует приобретению сенсомоторного опыта, пробуждает творческую активность, стимулирует высказывания, тем самым способствует развитию коммуникативной функции речи.
В новых федеральных государственных стандартах, поисково-исследовательская деятельность занимает отдельное место, наравне с другими видами деятельностями. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через познавательно – исследовательскую деятельность.
Поэтому я использовала игры-эксперименты, как части занятий в разных видах деятельности, а также на прогулках, в режимных моментах, в играх и совместной деятельности с детьми.
Во время экспериментирования с бумагой, дети узнали не только её свойства (рвётся, мнётся, намокает, но и непосредственное применение той или иной бумаги (картон; писчая, акварельная, копировальная бумага) в разных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании из бумаги).
Проводя занятие по закрепления названия сезонной одежды, предложила детям помочь выбрать ткань для плаща или пальто в дождливую погоду для куклы. Спросила, как это можно сделать, выслушав разные варианты ответов, предложила это проверить. Дети положили под разные кусочки ткани салфетки и накапали на неё воды, подождали и посмотрели, под какой тканью салфетка осталась сухой, сделали вывод, какие ткани впитывают воду. Ткань, из болоньи, не промокает. Поэтому кукле надо сшить плащ, именно из этой ткани.
Например, знакомя детей с овощами и фруктами, я использовала такие игры – эксперименты: «Определи, из чего сделан салат», «Угадай по запаху» - в этих играх, дети учились использовать такие прилагательные, как: сладкий, кислый, кисло – сладкий, сладковатый, ароматный, резкий, хрустящий, сочный. И уже в повседневной жизни, в игровой деятельности, во время приёма пищи, дети самостоятельно оперировали этими словами. А на занятиях по развитию речи из цикла описательных рассказов по теме «овощи - фрукты», дети учились загадывать загадки, используя свой непосредственный опыт с предметом на основе своих тактильных, вкусовых и зрительных восприятий.
Дети очень любят экспериментировать, особенно с водой и песком, интерес детей к этим играм можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Создавая детям условия для разнообразных действий с водой, помогаю им выделить из множества признаков и качеств предмета наиболее существенные и доступные для восприятия («плавает», «тонет», «намокает», «лёгкий», «тяжёлый»).
В процессе игр с песком дети узнают свойства материала: сыпучесть сухого песка, его способность пропускать воду; пластичность сырого песка. Учатся его использовать в своём творчестве. Эти эксперименты хороши для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Знакомя детей с кухонной посудой и её назначением, посредством сказки «Золушка», предложила помочь героине сказки попасть на бал, перебрав крупу (манная крупа смешана с рисовой). Дети отметили, что вручную , это делать очень долго. Тогда при рассматривании кухонной посуды, предложила найти предмет, который нам поможет. В результате этого эксперимента, дети познакомились с разными видами круп, приобрели опыт пользования ситом.
Всем хорошо известно, что не одну воспитательную или образовательную задачу невозможно решить без взаимодействия с родителями. Увидев заинтересованность своих детей, родители приобрели энциклопедии; оказали помощь в оборудовании уголка экспериментирования. Всё это объединило наши усилия в развитие детей.
Наш уголок для самостоятельного детского экспериментирования оснащён природными материалами (камешки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, засушенные листья, семена фруктов и овощей);бросовым материалом (пробки, проволока, контейнеры из под киндер сюрпризов, деревянные катушки, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет); приборами -помощниками (увеличительное стекло, песочные часы); красителями (акварельные краски, ягодный сироп); прочим материалом (зеркала, воздушные шары, соломинки для коктейля); игровым оборудованием (игры на магнитной основе «рыбалка», «одень куклу», теневой театр, ванна для игр с песком и водой).
Дети с удовольствием проводят время в экспериментальном уголке, продолжая познавать всё новые свойства и качества, связи и зависимости. А новые знания рождают новые вопросы. Например, знакомя детей со свойствами и качествами различных материалов путём экспериментирования, знания детей, полученные практически, закрепляются в виде дидактических игр: «Что из чего сделано?», «Подбери пару», «Логическая цепочка» и т. д.
Опытно-экспериментальная работа в ДОУ направлена на совершенствование знаний, воспитание и развитие дошкольников, достижение положительных результатов происходит в практической деятельности. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт развитие памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Связь эта носит двусторонний характер. С одной стороны, во время проведения какого-либо эксперимента дети выражают свои мысли словесно (задают вопрос, ставят познавательную задачу); обсуждают ход действий, общаясь фразами (рассуждают, доказывают, спорят, используя в своей речи сложноподчиненные предложения); делают свои умозаключения или выводы при завершении опыта и получении результатов эксперимента. Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. С другой стороны, пополнение знаний и представлений об окружающем мире способствует развитию речи. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях наряду с другими видами работ я использую и экспериментальную деятельность детей по формированию фонематического слуха и звукопроизношения. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в изучении родного языка. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.
На моих занятиях дети не просто учатся правильно говорить, но и самостоятельно экспериментировать с речью, добывая знания, развивая свою речь. Я хочу предложить те задания и упражнения, которые использую в своей работе каждый день.
Конструирование букв. На столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.
Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть или добавить деталь).
«Дорисуй букву» (дорисовать сломанную букву: работаем по заданию в тетради)
Игра «Слово рассыпалось». На доске слово с измененным порядком букв (вариант: при этом может получиться не одно слово, а несколько).
Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из неокрашенных фишек или цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).
«Буквы спрятались». Используя готовые буквы, выложить те, которые ребенок видит в схеме (или обвести пальцем). Найти заданную букву и разукрасить ее.
Образование новых слов из букв данного слова.(игра «Таинственные буквы»)
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка – майка – гайка – чайка. Игра «Замени звук» при дифференциации звуков Ш-С, Р-Л.
Подбор слов к данной рифме.
Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
Составление предложений по графическим схемам(игра «Телеграф»).
Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Миши, новая, машина, у».
Соединение частей разорванных предложений.(Например: «Идёт моросящий. Дождь»).
Составление рассказа из двух текстов, когда предложения перепутаны.
Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
В конце учебного года, занимаясь экспериментированием, мы отметили, что увеличился активный словарь детей, речь стала более связной; дети приобрели коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми (умение участвовать в беседе, умение делиться с педагогами и детьми разнообразными впечатлениями, аргументировать свои высказывания; все чаше можно наблюдать попытки детей решать спорные вопросы с помощью речи). Для нас это показатель того, что работа по внедрению детского экспериментирования принесла свои плоды. И я считаю, что экспериментирование заслуживает большего внимания, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей.
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах. Экспериментирование является средством развития познавательной активности детей. Благодаря экспериментальному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Дети способны к творческому решению задач, проблем, к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речи посредством театрализовано - игровой деятельности"
Известно, что движение – это жизнь. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, попешки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, м...
«Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»
В данной статье раскрывается значение познавательно- исследователской деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи посредством поисково — исследовательской и экспериментальной деятельности. Тема: «Радужный калейдоскоп».
это занятие решает основные задачи нод, формирует навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности....
Консультация для родителей «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.Задачи:• создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на ...
Презентация.Развитие речи посредством познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности "Наблюдаю и познаю"
Презентация...
Консультация для родителей "Развитие речи посредством игровой деятельности"
Консультация для родителей "Развитие речи посредством игровой деятельности "...
Консультация для родителей "Развитие речи посредствам театральной деятельности"
Уважаемые, родители! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о методах развития речи детей. Ведь речь – это основное средство человеческого общения, а в нашем случае правильная, грамотная речь &nd...