Использование художественного слова в развитии экологической культуры дошкольников
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование художественного слова в развитии
экологической культуры дошкольников
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Экологические знания, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе своего края.
Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста. Одна из задач экологического воспитания состоит в том, чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие фрм, красок, звуков в природе, научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир.
Важную роль в экологическом воспитании играет художественное слово. Сила образов художественной литературы состоит в том, что они обращены не только к нашему разуму, но и к чувствам. Мир литературы нас вдохновляет, вызывает подъем, открывает красоту окружающего нас мира, природы. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.
Привлекая внимание к птичьим голосам, к следам животных, к изменениям, которые происходят в лесу, на лугу, на реке в разную погоду, в разное время года, необходимо использовать художественное слово, которое поможет научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в ней явления. Расскажите детям, что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны.
Художественное слово способствует усвоению детьми новых образов сезонных изменений в природе. Именно слово позволяет ребенку вступить в сферу познания взаимосвязей окружающего мира. Дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые – должны только помочь им. Интересные наблюдения, увлекательные экскурсии и прогулки в природу, как бы хорошо они ни были поставлены воспитателем, все-таки не позволят детям обойтись без чтения книг. Живая интересная книга, научно правильно освещающая жизнь природы, ее отдельные явления, а также деятельность человека, преобразующего природу, совершенно необходима, чтобы в одном случае пробудить интерес у детей к природным явлениям, в другом случае, наоборот, углубить интерес, возникший у ребенка в процессе живого общения с природой, расширить знания и представления дошкольников. Исходя из этого, можно создать эко-библиотеку, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, литература известных детских писателей-природоведов. Детская литература поможет закрепить у детей те знания, которые они не могли увидеть сами в природе. Например, как выводятся лягушки, как появляются бабочки и т.д.. В таких случаях на помощь и приходит детская литература, но выставлять ее нужно в эко-библиотеке не всю сразу, а периодично менять. В свободное время дети самостоятельно будут рассматривать иллюстрации в книгах и у них возникнут вопросы, на которые воспитатель даст ответы.
Произведения и отрывки из них наших поэтов, которые любят русскую природу, просто и правдив рисуют картины ее и учат не только любоваться природой, но и видеть такие явления, по которым часто поверхностно скользит наш взор, видеть на первый взгляд незаметное в природе, но помогающее нам раскрывать некоторые ее тайны.
Многие стихотворения русских поэтов передают художественные образы знакомых детям растений, животных, явлений природы. Наблюдая с детьми за погодой, за живой природой, можно предложить им отгадать загадки о ромашке, колокольчиках, одуванчике, дожде, солнце и др., побуждающие дошкольников в размышлению, к применению ранее приобретенного опыта в новых ситуациях. Организовать развлечение «Бал цветов», дети читают стихотворения о цветах В.Суслова «Маки», О.Высотской «Одуванчик», Н.Саконской «Василёк», Е.Серовой «Гвоздика» и рассказывают, где растут эти цветы и какие у них достоинства, опираясь на свой опыт или с помощью воспитателя. По ситуации и к месту хорошо загадать загадки о деревьях: березе, осине, лиственнице и др., стихи-загадки развивают у детей воображение, смекалку, умение сравнивать, сопоставлять и запоминать. Например, воспитатель обращает внимание детей на красоту берез – свисающие ветки, белые стволы, нежную зелень распускающейся листвы или, стоя под березой, загадывает детям загадки, говорит пословицы, читает стихотворение В.Рождественского «Березка». И все вместе водят хоровод под песню «Во поле береза стояла….». летом в теплую погоду можно повести праздник с экологическим содержанием «Люблю березку русскую».
Работу с литературными произведениями можно начать с чтения произведений Е.И.Чарушина. Это большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, затем изобразительная деятельность детей помогут лучше понять мир природы.
В непринужденной обстановке прочитать воспитанникам произведения В.В.Бианки, связывая их с различными наблюдениями в природе. Например, наблюдения за разными насекомыми дают повод прочитать воспитанникам «Приключение муравьишки», а сказка «Чей нос лучше?»будет способствовать пробуждению у детей интереса к ротовому аппарату разных животных, поможет обратить их внимание на то, кто как ест, кто помогает себе лапами, а кто нет. В сказке В.Бианки «Сова» доступно представлены взаимосвязь человека с природой, цепи питания в экосистеме. Эту сказку можно разыграть в виде спектакля. Сюжеты произведений В.В.Бианки доступны и привлекательны для детей, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Воспитатель предлагает детям рисовать иллюстрации к прочитанным рассказам и сказкам, собирает готовые рисунки в книжечки, по которым дети составляют рассказы о природе. Неоднократно все вместе рассматривают книгу о животных, созданную коллективными усилиями.
После многократных наблюдений за солнцем можно сделать вывод, что осенью путь солнца короче. Когда дети выходят из детского сада вечером, уже темно. День уменьшается. Можно детям прочитать отрывок из произведения А.С.Пушкина. ребнок легко запоминает отрывок, так как он сам видит на прогулках то о чем говорится в стихотворении.
На прогулке предложить детям описать деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву. Можно предложить детям подумать, почему листва кажется на солнце золотой. Оказывается, что солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и дарит им свое золотое тепло, отчего она становится золой. И прочитать детям стихотворение Ф.Тютчева «Осень».
Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, поможет созданию ярких образов, обогатит словарь детей. Во время снегопада можно прочитать И.Сурикова «Зима». При наблюдении за снежинками можно прочитать стихотворение К.Бальмонта «Снежинка». Во время расчистки снега на прогулке хорошо прочитать детям стихотворение М.Познанской «Снег идет». Прежде чем учить с детьми стихотворение С.Есенина «Белая береза», рассмотрите на прогулке березу, сравните несколько берез, и вы увидите, что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы – все они разные. Каждая береза по-своему прекрасна. Расскажите детям, что белая бахрома бывает на веточках в морозный день, и прочитайте стихотворение. Стоя в зимний вечер с детьми у окна прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер», сравните слова в стихотворении с реальной жизнью.
Весной, пробуждается природа, обращайте внимание детей на изменения, которые происходят в природе: тает снег, бегут ручьи, первый дождь, появление первой травки, насекомых. А если вы еще при наблюдениях будете использовать художественное слово, это надолго останется в памяти детей, так как художественное описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям.
Летом можно провести наблюдение за радугой. Дети легче усвоят ее основные цвета. Предложите детям представить, что мир вдруг потерял свое разноцветие и окрасился в серый скучный цвет. Какое бы тогда было у всех настроение? Предложите детям побывать в воображаемом дворце, где живет царица Радуга. Расскажите етям, что все радужные дуги разного цвета, имеют форму полукруга и неодинаковую длину, что радугу в древности называли мостом между небом и землей. Прочитайте детям сказку Н.Абрамцевой «Радуга».
Для воспитания экологической культуры у дошкольников необходимо сотрудничество и тесное взаимодействие детского сада с семьей, так как для ребенка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека. Поэтому педагогу необходимо донести до родителей, что, разговаривая с детьми о природе, маленького человечка необходимо удивлять, пробуждать в нем чувства любви к природе, к родному краю, к растениям и животным, нас окружающим.
Ведь только в семье возможно подарить радость выбегать босиком из дома на траву, бродить по чистому, живому, любимому лесу. Родители могут знакомить детей с отличительными признаками растительного и животного мира посредством познавательных бесед, проблемных ситуаций, прогулок, используя литературные произведения и художественное слово.
Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и деятельностью детей в природе поможет воспитать у дошкольников внимание и интерес к окружающей их природе, развить творческое воображение, фантазию, полет мысли, создать основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 207 комбинированного вида» Московского района г.Казани
Использование художественного слова в развитии экологической культуры дошкольников
сообщение на педагогический совет
Подготовила
2013-2014 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет ин...
Методическая разработка одного из раздела общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме: «Использование художественного слова в развитие звуковой культуры речи»
Методическая разработка одного из раздела общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме: «Использование художественного слова в развитие звуковой культу...
Конспект НОД по физической культуре в средней группе."Формирование правильной осанки. Профилактика и коррекция плоскостопия с использованием художественного слова"
Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Важно, чтобы в детском сад...
Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольника
В консультации даны рекомендации родителям о том, какие произведения экологического содержания нужно читать детям и какое значение они имеют для воспитания у детей любви и бережного отношения к природ...
Консультация «Использование художественного слова в развитии звуковой культуры речи дошкольников 5-6 лет»
Консультация...
Консультация для воспитателей. "Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников"
Влияние художественного слова на экологическое воспитание дошкольников....