конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звук [ж]
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Фархутдинова Гузалия Раиловна

Знакомить детей с согласным твердым звуком [ж]. Занятие составлено в интересной игровой форме с использованием музыкальной записи-распевки "Жуки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk.kult_rechi.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 г. Туймазы

Конспект организованной образовательной деятельности

по звуковой культуре речи

образовательная область: «Речевое развитие»

раздел: «Развитие речи»

возрастная группа: старшая

Выполнил: воспитатель

Фархутдинова Г.Р

г. Туймазы- 2015

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с согласным твердым звуком [Ж];

- объяснить и уточнить артикуляцию звука [Ж];

- способствовать умению определять место звука в словах;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

развивающие:

- развивать интонационную речь, фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память;

воспитательные:

- воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

- воспитать  усидчивость, умение  доводить начатое дело до конца.

Оборудование: музыкальная запись- распевка «Жуки», картинки: жук, ножи, ежи, жираф, дождик, снежинка, ножницы, художник, сапожник, лыжник, пожарник; звуковая дорожка на каждого ребенка, фишки; су-джок на каждого ребенка;

1.Орг.момент

Артикуляционная гимнастика: «Жил был веселый язычок в домике под названием роток. Решил он как-то солнечным днем прогуляться. Вышел из домика. Посмотрел направо, потом налево, смотрит, а заборчик перед домом совсем грязный стал. Решил язычок почистить забор. С одной стороны почистил, потом с другой стороны. Устал язычок и лег отдохнуть.

Дети садятся на свои места. Воспитатель следит за осанкой. Звучит песня-распевка «Жуки»

Воспитатель.  Какой звук чаще всего мы слышим в песне?

Дети. Звук [Ж]

2.Характеристика звука

Воспитатель. Правильно. Мы слышим звук [Ж]. Сегодня мы познакомимся со звуком [Ж]. Послушайте как правильно звучит этот звук (произносит) . Теперь вместе произнесем [Ж]Что делают губы и язык, когда мы произносим этот звук?

Дети. Губы слегка округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» , боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздух теплый.

Воспитатель. Давайте определим, какой это звук? Его можно пропеть?

Дети. Нет

Воспитатель. Значит звук [Ж] согласный

Воспитатель. А как он звучит – твердо или мягко? Послушайте слова: лужи, пижама, жираф.

Дети. Твердо

Воспитатель. Мы определили, что этот звук  [Ж] согласный, твердый. Теперь определим, какой он звонкий или глухой?. Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники»,  (закрываем руками уши) и произносим звук [Ж], слышите шум в наушниках?,

Дети. Да

Воспитатель. Значит  звук [Ж ]– звонкий.

Воспитатель. Назовите слова со звуком [Ж]

Дети. Жук, жираф, дождик, еж, снежинка, ножницы.

Воспитатель. Теперь посмотрите на доску и прочитайте слоги с этим звуком. (воспитатель выкладывает слоги на доску, опрашивает детей)

3.Игра «Доскажи словечко», «Громко-тихо»

Воспитатель. А сейчас я начну произносить чистоговорки, а вы дожлны закончить предложение:

Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).

Воспитатель. Теперь произнесем вместе (произносят), теперь произнесем тихо.

По аналогии произносятся и следующие чистоговорки.

Жа-жа-жа – есть колючки у … (ежа)

Же-же-же – живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).

4. Игра «Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок) 

Воспитатель. Я буду называть слова, а вы должны назвать это слово ласково так, чтобы в нем появился звук [Ж]. Например, сапог – сапожок

пирог – пирожок

творог – творожок

друг – дружок

круг – кружок

утюг – утюжок

флаг – флажок

снег – снежок

берег – бережок

5.Игра « Добавь слово –ты»

Воспитатель. Теперь я буду называть слово, а вы должны добавить к нему слово ты. Например, я говорю: я лежу, а вы должны сказать – ты лежишь.

я кружу – ты кружишь

я дружу – ты дружишь

я скажу – ты скажешь

я покажу – ты покажешь

я положу – ты положишь

я сторожу – ты сторожишь

я дрожу – ты дрожишь

я дорожу – ты дорожишь

я служу – ты служишь

6.Физминутка

Высоко летает жук,
Низко опускается.
Опять быстро он летит,
И жужжит, жужжит, жужжит.
Замедляет свой полет
И садится на цветок.

Дети выполняют движения в соответствие с текстом.

Дети садятся на места, воспитатель следит за осанкой.

7.Игра «Назови профессию»

Воспитатель. Сейчас я назову некоторые предметы, а вы назовете мне профессию, к которой относятся эти предметы:

краски и кисточка…. художник

сапоги…. сапожник

огонь….. пожарный

чертеж…. чертежник

лыжи…. лыжник

8.Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…  (ежик)

Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

9.Определение места звука в слове

Воспитатель. Возьмите звуковую дорожку, фишки. Положите перед собой. Сейчас мы будем определять место звука  [Ж] в слове: в начале, в середине или в конце.

Воспитатель называет слова: Крыжовник, жук, пирожок, жираф, мираж, дождик, журавль, чиж

Итог.

Воспитатель. С каким звуком вы познакомились?

Дети. Со звуком [Ж]

Воспитатель. А какой это звук?

Дети. Согласный, твердый, звонкий.

Воспитатель. В названии каких профессий слышится звук Ж?

Дети. Художник, сапожник, пожарный, чертежник, лыжник

Воспитатель. Вы сегодня дружно поработали, справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Дети  средней группы знакомяться  со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки   иллюстрации....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Задачи:1.        Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2.        Упр...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»

       Данное занятие  закрепляет правильное произношение звуков с-ц ,развивает умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным...

МДОУ № 45 «Рябинка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ по звуковой культуре речи в старшей группе по теме: «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Воспитатель: Рожкова Ирина Алексеевна Дата проведения: 26.11.2015. г. Клин

Программное содержание: Учить детей отчетливо произносить звуки [с]-[ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение ...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: " Дифференциация звуков с- з".

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе .Тема: " Дифференциация звуков с-з "....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»

Программное содержание:1. Закрепить правильное произношение звуков С-Ц.2. Развивать умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой р...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»...