конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звук [ж]
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Знакомить детей с согласным твердым звуком [ж]. Занятие составлено в интересной игровой форме с использованием музыкальной записи-распевки "Жуки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk.kult_rechi.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 г. Туймазы
Конспект организованной образовательной деятельности
по звуковой культуре речи
образовательная область: «Речевое развитие»
раздел: «Развитие речи»
возрастная группа: старшая
Выполнил: воспитатель
Фархутдинова Г.Р
г. Туймазы- 2015
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с согласным твердым звуком [Ж];
- объяснить и уточнить артикуляцию звука [Ж];
- способствовать умению определять место звука в словах;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развивающие:
- развивать интонационную речь, фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
- воспитать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: музыкальная запись- распевка «Жуки», картинки: жук, ножи, ежи, жираф, дождик, снежинка, ножницы, художник, сапожник, лыжник, пожарник; звуковая дорожка на каждого ребенка, фишки; су-джок на каждого ребенка;
1.Орг.момент
Артикуляционная гимнастика: «Жил был веселый язычок в домике под названием роток. Решил он как-то солнечным днем прогуляться. Вышел из домика. Посмотрел направо, потом налево, смотрит, а заборчик перед домом совсем грязный стал. Решил язычок почистить забор. С одной стороны почистил, потом с другой стороны. Устал язычок и лег отдохнуть.
Дети садятся на свои места. Воспитатель следит за осанкой. Звучит песня-распевка «Жуки»
Воспитатель. Какой звук чаще всего мы слышим в песне?
Дети. Звук [Ж]
2.Характеристика звука
Воспитатель. Правильно. Мы слышим звук [Ж]. Сегодня мы познакомимся со звуком [Ж]. Послушайте как правильно звучит этот звук (произносит) . Теперь вместе произнесем [Ж]Что делают губы и язык, когда мы произносим этот звук?
Дети. Губы слегка округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» , боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздух теплый.
Воспитатель. Давайте определим, какой это звук? Его можно пропеть?
Дети. Нет
Воспитатель. Значит звук [Ж] согласный
Воспитатель. А как он звучит – твердо или мягко? Послушайте слова: лужи, пижама, жираф.
Дети. Твердо
Воспитатель. Мы определили, что этот звук [Ж] согласный, твердый. Теперь определим, какой он звонкий или глухой?. Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [Ж], слышите шум в наушниках?,
Дети. Да
Воспитатель. Значит звук [Ж ]– звонкий.
Воспитатель. Назовите слова со звуком [Ж]
Дети. Жук, жираф, дождик, еж, снежинка, ножницы.
Воспитатель. Теперь посмотрите на доску и прочитайте слоги с этим звуком. (воспитатель выкладывает слоги на доску, опрашивает детей)
3.Игра «Доскажи словечко», «Громко-тихо»
Воспитатель. А сейчас я начну произносить чистоговорки, а вы дожлны закончить предложение:
Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).
Воспитатель. Теперь произнесем вместе (произносят), теперь произнесем тихо.
По аналогии произносятся и следующие чистоговорки.
Жа-жа-жа – есть колючки у … (ежа)
Же-же-же – живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).
4. Игра «Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок)
Воспитатель. Я буду называть слова, а вы должны назвать это слово ласково так, чтобы в нем появился звук [Ж]. Например, сапог – сапожок
пирог – пирожок
творог – творожок
друг – дружок
круг – кружок
утюг – утюжок
флаг – флажок
снег – снежок
берег – бережок
5.Игра « Добавь слово –ты»
Воспитатель. Теперь я буду называть слово, а вы должны добавить к нему слово ты. Например, я говорю: я лежу, а вы должны сказать – ты лежишь.
я кружу – ты кружишь
я дружу – ты дружишь
я скажу – ты скажешь
я покажу – ты покажешь
я положу – ты положишь
я сторожу – ты сторожишь
я дрожу – ты дрожишь
я дорожу – ты дорожишь
я служу – ты служишь
6.Физминутка
Высоко летает жук,
Низко опускается.
Опять быстро он летит,
И жужжит, жужжит, жужжит.
Замедляет свой полет
И садится на цветок.
Дети выполняют движения в соответствие с текстом.
Дети садятся на места, воспитатель следит за осанкой.
7.Игра «Назови профессию»
Воспитатель. Сейчас я назову некоторые предметы, а вы назовете мне профессию, к которой относятся эти предметы:
краски и кисточка…. художник
сапоги…. сапожник
огонь….. пожарный
чертеж…. чертежник
лыжи…. лыжник
8.Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ежик)
Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик — прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
9.Определение места звука в слове
Воспитатель. Возьмите звуковую дорожку, фишки. Положите перед собой. Сейчас мы будем определять место звука [Ж] в слове: в начале, в середине или в конце.
Воспитатель называет слова: Крыжовник, жук, пирожок, жираф, мираж, дождик, журавль, чиж
Итог.
Воспитатель. С каким звуком вы познакомились?
Дети. Со звуком [Ж]
Воспитатель. А какой это звук?
Дети. Согласный, твердый, звонкий.
Воспитатель. В названии каких профессий слышится звук Ж?
Дети. Художник, сапожник, пожарный, чертежник, лыжник
Воспитатель. Вы сегодня дружно поработали, справились со всеми заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"
Дети средней группы знакомяться со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки иллюстрации....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"
Задачи:1. Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2. Упр...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»
Данное занятие закрепляет правильное произношение звуков с-ц ,развивает умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным...
МДОУ № 45 «Рябинка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ по звуковой культуре речи в старшей группе по теме: «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Воспитатель: Рожкова Ирина Алексеевна Дата проведения: 26.11.2015. г. Клин
Программное содержание: Учить детей отчетливо произносить звуки [с]-[ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение ...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: " Дифференциация звуков с- з".
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе .Тема: " Дифференциация звуков с-з "....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»
Программное содержание:1. Закрепить правильное произношение звуков С-Ц.2. Развивать умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой р...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»...