Выявление уровня умений и навыков речевого общения детей в группе раннего возраста
методическая разработка по развитию речи
Выявление уровня умений и навыков речевого общения детей в группе раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выявление уровня умений и навыков речевого общения детей в группе раннего возраста
В настоящее время наиболее разработанной является методика диагностики развития речи детей В.И. Яшиной [2].
Данная методика разработана для изучения уровня речевой коммуникации. Автором разработаны критерии оценки речевых умений детей, в соответствии с которыми определяется уровень овладения каждым из показателей.
Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли. Автором разработаны критерии оценки коммуникативных умений детей [2, с. 56].
№ п/п | Критерии оценки коммуникативных умений детей | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
1 | Ребенок активен в общении; умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входят в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета. | 3 | Высокий |
2 | Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользовать формами речевого этикета | 2 | Средний |
3 | Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание | 1 | Низкий |
Таблица
В результате проведения данной диагностики мы получили следующие результаты:
№ п/п | Имя ребенка | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
1 | Миша | 1 | Низкий |
2 | Гордей | 2 | Средний |
3 | Аня | 1 | Низкий |
4 | Маша | 2 | Средний |
5 | Есения | 3 | Высокий |
6 | Полина | 3 | Высокий |
7 | Алина | 2 | Средний |
Рисунок 1. Диагностика развития речи детей раннего возраста по методике В.И. Яшиной
Высокий уровень коммуникативных умений был выявлен у двух детей эти дети активны в общении, умеют слушать и понимает речь, у трех детей диагностирован средний уровень развития они чаще учувствуют в общении по инициативе других и два ребенка показали низкий уровень коммуникативных умений эти дети малоразговорчивы и предпочитают речи жесты.
На основании методики «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» Громовой О.Е. были подготовлены задания на выявление присутствия в активной и пассивной речи детей имён существительных – названий животных и птиц [12].
Детям были предложены картинки с изображениями животных и птиц: кошки, собаки, коровы, мышки, петушка. Для определения уровня развития активного и пассивного словаря детей было предложено малышам следующие задания:
- ответить на вопросы по поочерёдно выкладывая перед ребёнком картинкам: «Кто это?» (Кошечка), «Кто это?» (Собачка) и т.д.;
- ответить на вопросы по указанной картинке: «Как кошечка говорит?» («Мяу»), «Как собачка говорит?» («Гав», «Ав», «Тяв») и др.
- ответить на вопросы по всем перечисленным картинкам, выложенным перед ребёнком: «Покажи, где собачка?» и др.
4) из всех представленных картинок предлагать выбрать одну вопросом, типа: «Покажи, кто говорит: «Мяу!» и тд.
В целом каждый ребёнок должен был выполнить 20 выборов.
Высокий уровень развития активного и пассивного словаря можно считать при 16 - 20 верных ответах ребёнка;
Средний уровень:15 – 8;
Низкий: 7 и меньше верных выборов.
Результаты выполнения заданий по методике О.Е.Громовой.
Имя, фамилия ребёнка | активный словарь | пассивный словарь | уровень развития словаря | ||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | ||
Миша | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
Гордей | 4 | 5 | 5 | 5 | высокий |
Аня | 1 | 3 | 2 | 2 | средний |
Маша | 3 | 3 | 4 | 3 | средний |
Есения | 4 | 4 | 4 | 3 | средний |
Полина | 4 | 4 | 4 | 4 | высокий |
Алина | 4 | 4 | 4 | 4 | высокий |
Рисунок 2. Диагностика активной и пассивной речи детей раннего возраста по методике О.Е. Громовой.
Исследование показало, что уровень развития активного и пассивного словаря двух детей можно считать высоким, пятерых – средним.
По методике Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Е.М. Мастюковой [39] нами была обследована экспрессивная сторона речи:
Задание 1: Диалог
Цель: выявить вербальные и невербальные возможности
Оборудование: игрушки (пирамидка, мяч, кукла, машина, барабан, кубики). Ход выполнения: Задавая вопросы ребенку, воспитатель стимулирует его ответы с помощью доступных ему средств общения. Перечень возможных вопросов: Как тебя зовут? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть игрушками? Поиграй игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать этими игрушками?
Оценка результатов:
1 балл - ребенок вступает в общение, пользуется невербальными средствами (мимика, жесты);
2 балла - общается при помощи лепетных слов, звукоподражаний;
3 балла - вступает в общение, с желанием общается при помощи слов, аморфных слов-корней;
4 балла - общается с желанием, активная речь выражается при помощи фраз. Задание 2: «Назови, что покажу»
Цель: выяснить объем активного предметного словаря.
Оборудование: игрушки, предметные картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Животные».
Ход выполнения: а) Звукоподражания. Воспитатель задает вопросы ребенку, при необходимости использует игрушечных животных (или изображения животных): «Как лает собачка? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как тикают часы? Как мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья?»
б) Существительные. Воспитатель предлагает ребенку назвать предметные картинки по темам.
Оценка результатов:
1 балл - проявляет интерес к игрушкам, но не произносит никаких звуков, даже после стимуляции речевой активности;
2 балла - проявляет интерес к игрушкам и картинкам, старается произнести звуки, звукоподражания после стимуляции речевой активности;
3 балла - проявляется активный интерес к игрушкам, картинкам, пользуется звукоподражанием, лепетными словами, использует в речи аморфные слова-корни;
4 балла - проявляет активный интерес к картинкам, игрушкам, предметный словарь в норме.
Уровень развития экспрессивной стороны речи:
Высокий – 6 – 8 баллов;
Средний – 3- 5 баллов;
Низкий – 0 – 2 баллов.
Результаты диагностирования по методике Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Е.М. Мастюковой.
Имя, фамилия ребёнка | Обследование экспрессивной стороны речи | уровень развития экспрессивной стороны речи | |
Задание «Диалог» | Задание «Назови что покажу» | ||
Миша | 1 | 1 | Низкий |
Гордей | 3 | 2 | Средний |
Аня | 2 | 3 | Средний |
Маша | 4 | 3 | Высокий |
Есения | 4 | 4 | Высокий |
Полина | 3 | 4 | Высокий |
Алина | 2 | 3 | Средний |
Рисунок 2. Диагностика экспрессивной стороны речи детей раннего возраста по методике Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Е.М. Мастюковой..
Уровень развития экспрессивной стороны речи согласно исследованию, составил у трех детей высокий уровень, у трёх – средний и у 1 ребенка низкий уровень развития экспрессивной стороны речи.
Проведённая на констатирующем этапе диагностика речи показала, что у детей данной группы присутствуют проблемы в речевом общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому с целью развития речевого общения детей раннего возраста был разработан перспективный план по развитию речевого общения детей раннего возраста средствами детского фольклора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по речевому развитию детей в группе раннего возраста «Фольклор для малышей».
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо вкл...
Конспект ООД по познавательно – речевому развитию детей второй группы раннего возраста на тему: «Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь».
Конспект ООД по познавательно – речевому развитию детей второй группы раннего возраста на тему: «Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произно...
Выступление на пед.совете:"Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста" (из опыта работы)
Выступление на пед.совете:Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста (из опыта работы)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей 2 группы раннего возраста (2-3 года) «Весна пришла»
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо речевому развитию детей 2 группы раннего возраста (2-3 года)«Весна пришла»Цель: закрепить и обобщить знания о весенних явлениях при...
Консультация для педагогов «Созданий условий для речевой активности детей в группах раннего возраста»
Ясность - главное достоинство речи. Аристотель...
Конспект НОД. Речевое развитие детей в группе раннего возраста. "Курочка Ряба"
Конспект разработан в соответствии с возрастными особенностями детей от 1,5 до 2-х лет....
Дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к нам пришел?" и "Чудесная коробка".
Тема: "Планирование и проведение занятия по речевому развитию". Представлены дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к ...