Почему так важно развивать фонематический слух у дошкольников?
статья по развитию речи (старшая группа)

Иногда дети дошкольного возраста, имея нормальный слух и интеллект, оказываются не готовы к обучению в школе. Причина кроется  в недостаточном развитии фонематического слуха.

В настоящее время увеличивается  количество дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – лет, которые не овладели  в нормативные сроки звуковой стороной языка. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи – фонемы. При этом нарушении в в школьном возрасте ребёнку тяжело решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Дети  затрудняются  различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры .Такие  дети составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе, особенно при овладении письмом и чтением. У таких детей чаще встречается дисграфия и дислексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему  так  важно развивать фонематический слух  у дошкольников?

Иногда дети дошкольного возраста, имея нормальный слух и интеллект, оказываются не готовы к обучению в школе. Причина кроется  в недостаточном развитии фонематического слуха.

В настоящее время увеличивается  количество дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – лет, которые не овладели  в нормативные сроки звуковой стороной языка. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи – фонемы. При этом нарушении в в школьном возрасте ребёнку тяжело решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Дети  затрудняются  различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры .Такие  дети составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе, особенно при овладении письмом и чтением. У таких детей чаще встречается дисграфия и дислексия.

Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Развитый фонематический слух позволяет:

правильно произносить звуки;

четко произносить слова;

владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);

овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

успешно освоить письмо и чтение.

Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.

Рассмотрим термины:

Фонематический слух –

способность слышать заданный звук в слове;

способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.

Фонематическое восприятие -

умение определять линейную последовательность звуков в слове;

умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

осознание или подсчет количества звуков в слове.

Звуковой анализ -

определение порядка слов и звуков в слове;

установление различительной роли звука;

выделение основных качественных характеристик звука.

При нормальном речевом развитии фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Фонематическое восприятие – начальная ступень к овладению грамотой, звуковой анализ – следующая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ в более позднем возрасте. Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы правильно воспроизвести их устно.

До четырех лет у ребёнка  развитие фонематического восприятия идёт в ногу с овладением произносительной стороной речи. Поэтому только при сформированных фонематических процессах возникает правильное произношение .Примерно к трем годам  жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Развитие фонематического восприятия начинается со слуховых дифференцировок далеких звуков: гласных – согласных. Далее, ребенок учится различать звонкие – глухие или мягки – твердые.

Правильно воспринимаются только те звуки, которые правильно произносятся. Это оказывает влияние на развитие словаря и овладение ребенком грамотой. Только при правильном, четком произношении, возможна однозначная связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению дефектов речи, тормозит усвоение письменной речи.Родители заблуждаются, полагая, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. При этом основной причиной ошибок является нарушение именно фонематического слуха.

Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух! При этом не забывать, что занятия не должны быть скучными уроками, а должны  интересной игрой. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения дошкольников доступным и интересным. Занятия строятся в игровой форме, но носят обучающий характер.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Также связаны между собой фонематические и лексико-грамматические представления. При постоянной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков.

Следовательно, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешен на уроках русского языка в школе, уже в дошкольном возрасте развивайте фонематический слух!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем фонематический слух у дошкольников

Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...

Развиваем фонематический слух

В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....

Развиваем фонематический слух

Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему  "Игры на развитие фонематического восприятия". ...

Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.

Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....

Развиваем Фонематический слух

Картотека сдлогов, слов, для развития фонематического слуха...

Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....

Развиваем фонематический слух

памятка для родителей...