Почему так важно развивать фонематический слух у дошкольников?
статья по развитию речи (старшая группа)
Иногда дети дошкольного возраста, имея нормальный слух и интеллект, оказываются не готовы к обучению в школе. Причина кроется в недостаточном развитии фонематического слуха.
В настоящее время увеличивается количество дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – лет, которые не овладели в нормативные сроки звуковой стороной языка. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи – фонемы. При этом нарушении в в школьном возрасте ребёнку тяжело решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Дети затрудняются различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры .Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе, особенно при овладении письмом и чтением. У таких детей чаще встречается дисграфия и дислексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_tak_vazhno_razvivat_fonematicheskiy_sluh_u_doshkolnikov.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему так важно развивать фонематический слух у дошкольников?
Иногда дети дошкольного возраста, имея нормальный слух и интеллект, оказываются не готовы к обучению в школе. Причина кроется в недостаточном развитии фонематического слуха.
В настоящее время увеличивается количество дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – лет, которые не овладели в нормативные сроки звуковой стороной языка. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи – фонемы. При этом нарушении в в школьном возрасте ребёнку тяжело решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Дети затрудняются различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры .Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе, особенно при овладении письмом и чтением. У таких детей чаще встречается дисграфия и дислексия.
Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.
Развитый фонематический слух позволяет:
правильно произносить звуки;
четко произносить слова;
владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
успешно освоить письмо и чтение.
Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.
Рассмотрим термины:
Фонематический слух –
способность слышать заданный звук в слове;
способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.
Фонематическое восприятие -
умение определять линейную последовательность звуков в слове;
умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
осознание или подсчет количества звуков в слове.
Звуковой анализ -
определение порядка слов и звуков в слове;
установление различительной роли звука;
выделение основных качественных характеристик звука.
При нормальном речевом развитии фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Фонематическое восприятие – начальная ступень к овладению грамотой, звуковой анализ – следующая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ в более позднем возрасте. Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы правильно воспроизвести их устно.
До четырех лет у ребёнка развитие фонематического восприятия идёт в ногу с овладением произносительной стороной речи. Поэтому только при сформированных фонематических процессах возникает правильное произношение .Примерно к трем годам жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.
Развитие фонематического восприятия начинается со слуховых дифференцировок далеких звуков: гласных – согласных. Далее, ребенок учится различать звонкие – глухие или мягки – твердые.
Правильно воспринимаются только те звуки, которые правильно произносятся. Это оказывает влияние на развитие словаря и овладение ребенком грамотой. Только при правильном, четком произношении, возможна однозначная связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению дефектов речи, тормозит усвоение письменной речи.Родители заблуждаются, полагая, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. При этом основной причиной ошибок является нарушение именно фонематического слуха.
Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух! При этом не забывать, что занятия не должны быть скучными уроками, а должны интересной игрой. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения дошкольников доступным и интересным. Занятия строятся в игровой форме, но носят обучающий характер.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Также связаны между собой фонематические и лексико-грамматические представления. При постоянной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков.
Следовательно, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешен на уроках русского языка в школе, уже в дошкольном возрасте развивайте фонематический слух!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем фонематический слух у дошкольников
Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...
Развиваем фонематический слух
В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....
Развиваем фонематический слух
Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему "Игры на развитие фонематического восприятия". ...
Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.
Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....
Развиваем Фонематический слух
Картотека сдлогов, слов, для развития фонематического слуха...
Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....
Развиваем фонематический слух
памятка для родителей...