Развиваем фонематический слух
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Развиваем фонематический слух
Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой обучения детей чтению, подготовки к грамотному и правильному письму.
Фонематический слух сам по себе не развивается. Это те знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе обучения, под руководством взрослых.
На занятиях дети знакомятся с понятиями “звук”, “слог”, “слово”; узнают, что слова состоят из разных звуков, могут звучать по-разному и сходно, а звуки в слове находятся в определенной последовательности.
Слова различаются по длине, звучанию. Звуки делятся на мягкие и твердые, звонкие и глухие. А в произношении слов важна интонация, ударение.
Затем дети учатся выделять первые и последние звуки в слове, находить место звука в слове.
Уровень развития фонематического слуха у ребенка можно проверить, а в случае если он недостаточно развит, совершенствовать в специальных играх и заданиях.
Если вы решили позаниматься с ребенком:
– объясните ему задание, проследите за выполнением;
– обыграйте задание, увлеките ребенка игрой.
Занятия не должно утомлять ребенка. В завершении не забудьте похвалить ребенка за старание.
1. Послушай внимательно и скажи, какое слово произнесено (по звукам):
д. О.м., К. О. Т., У. Т. К. А., С. Т. О. Л., В. А. З. А.
2. Какими звуками отличаются слова?
Кот – год сом – дом ветка – сетка
коса – лоза, ложка – кошка, бочка – ночка
3. На какой звук начинаются слова:
МЯЧ, СОН, ТАНК, ЛЕС, ИГЛА, ДЫМ
4. Какое слово длиннее?
Юбка – юбочка, лента – ленточка,
змея – червячок, книга – книжечка
5. Звуковая цепочка. Назови следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова.
Кот – танк – крокодил – лиса – аист – . . .
6. Похожи или нет слова по звучанию.
Мишка – миска, рак – мак
тетрадь – лошадь, корова – лошадь
пол – гол миска – киска.
7. По очереди называй длинные и кроткие слова.
Дом – карандаш – жук – самолет – мяч – черепаха – . . .
8. Если услышишь звук [ж] хлопни в ладоши
лужа – муха – жук – шишка – жук – собака – жаба – . . .
9. Повтори за мной чистоговорку.
бы - бы - бы – во дворе стоят столбы.
да - ду - да – гудят провода.
жа - жа - жа – есть иголки у еже.
зо - зу - за – уходи домой коза.
ма – ми – мо – едим эскимо.
ры – ре – ра – вот и кончилась игра.
10. Кто больше назовет слов с одинаковым окончанием
“рифмой”.
лисичка – сестричка – синичка –
Игры и игровые задания можно взять у воспитателей, логопеда.
Успехов Вам, уважаемые родители , в занятиях с ребенком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем фонематический слух у дошкольников
Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...
Развиваем фонематический слух
В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....
Развиваем фонематический слух
Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему "Игры на развитие фонематического восприятия". ...
Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.
Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....
Развиваем Фонематический слух
Картотека сдлогов, слов, для развития фонематического слуха...
Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....