Развиваем фонематический слух
консультация (подготовительная группа)
Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему "Игры на развитие фонематического восприятия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_fonematicheskiy_sluh.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Подготовила
учитель - логопед
Костенко Ю.В.
Фонематический слух позволяет различать и распознавать фонемы (звуки) речи, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Степень развития фонематического слуха у детей влияет на обучение чтению и письму, а также на изучение иностранного языка.
При слабо развитом фонематическом слухе, отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, дети путают близкие по звучанию фонемы. Это сказывается на неправильном произношении звуков, на развитии связной речи, на обучении чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в произношении и на письме.
Специальные игры и упражнения позволяют развить фонематический слух.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
«Чудесные мешочки».
Насыпаем в мешочки крупу, пуговицы, камешки. Ребёнок должен угадать по звуку, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Перед ребёнком предметы: карандаш или палочка, стол, ваза, чашка, кастрюля… Взрослый стучит палочкой по предметам: «Послушай, как палочка может оживить любой предмет» (взрослый стучит палочкой по столу, по книжке…). Затем пусть ребенок закроет глаза и с закрытыми глазками отгадает, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Взрослый отстукивает ритм ладошками или на музыкальном инструменте. Ребенок повторяет ритмический рисунок. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо. Ех: Если я скажу громко, подпрыгните, а если тихо – присядьте.
Чтение сказки «Три медведя»
После прочтения сказки «Три медведя», ребенок отгадывает, голосом какого героя вы говорите. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.
Что ты я делаю?
Ширма, разные предметы: колокольчик, бумага, ножницы, вода.
Описание игры:
Взролый за ширмой, звонит в колокольчик, режет или рвёт бумагу, переливает воду из стакана в стакан и т.д., а ребенок должен отгадать, что делает взрослый. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Верно – неверно»
Взрослый показывает ребенку картинку и называет её, заменяя звуки (альбом, айбом, альпом…).
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.
«Кто внимательный?»
При чтении детских стихотворений взрослый заменяет в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю) Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными,
Ех:
***
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.
***
Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
***
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.
***
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
***
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
***
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
***
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
***
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
***
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Найди ошибку и назови слово правильно.
Описание игры.
Послушай какие стихи сочинил Незнайка. Найди ошибку и назови слово правильно.
Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.
Доску на гору везём, будем строить новый ком.
Между гор издалека течёт бурная щека.
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
Писем мы не написали - тучку целый день искали.
Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.
Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.
Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
Прилетел из леса лук и залез под старый сук.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.
Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.
Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.
Подарила мама ночке разноцветные платочки.
Очень рада бочка маленьким платочкам.
Какой звук пропал в слове?
Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.
Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?
- Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.
- Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
- Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.
- Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.
- В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.
- Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
- Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
- Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.
- Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.
- На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.
Игра «Поймай звук»
Взрослый: «Если я произнесу звук [а] хлопни в ладоши».
Взрослый произносит цепочку звуков Ех: у, и, а, о, у, а, а, а…
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.
Игра «Услышь слово»
Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Что общего?
Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: пол, суп, лопата.
Кто больше слов придумает?
Взрослый называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук (или назвать слова на этот звук).
Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.
«На какой звук начинает слово?»
Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его определить, а маме — выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребенок некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.
«Какой звук спрятался в середине слова?»
Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая. Ребенку разница в понятиях звук-буква еще неведома.
«Какой звук в конце слова?»
Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»). Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.
«Назови слово со звуком «у»
Взрослый произносит ряд слов Ех: утка-Ира-аист, осы-ужин-эхо и т.д.
Ребёнок должен услышать и назвать слово с заданным звуком (например со звуком [у]).
Трудно выбрать из трех? Оставим два слова. Если легко — увеличим до четырех-пяти: иней-улитка-облако-Эмма, эльф-ослик-ухо-армия-Ира. Не забудем и провокационный ряд слов, где слова на звук «у» не будет.
“Нанизываем колечки (бусинки и т. д.)”
Придумываем по очереди слова со звуком [с] и нанизываем по одному колечку, по одной бусинке, ставим по одному кубику в башне.
У кого больше получилось, тот и выиграл.
Другой вариант этой игры заключается в том, что первый человек говорит слово на определённый звук, а второй повторяет это слово и придумывает своё, затем нанизывает бусинку, следующий произносит все предыдущие слова и добавляет новое слово, нанизывает бусинку и т.д.
Запомни и повтори слоговые ряды:
Ас – ос – ус – ыс, ос – ус – ыс – ас, ус – ыс – ас – ос, ыс – ас – ос – ус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем фонематический слух у дошкольников
Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...
Развиваем фонематический слух
В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....
Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.
Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....
Развиваем Фонематический слух
Картотека сдлогов, слов, для развития фонематического слуха...
Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....
Развиваем фонематический слух
памятка для родителей...
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....