НОД по развитию речи "Рассказывание на заданную тему."
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Маненкова Татьяна Николаевна

Тема: Рассказывание на заданную тему.

 

Цель: Учить детей составлять рассказ на заданную тему.

 

Образовательные задачи: уточнить значения слов мебель и посуда;

                                              учить сравнивать предметы, точно обозначая              

                                              словом  черты сходства и различия; находить                    

                                              смысловые несоответствия в тексте стихотворения  

                                              и аргументировать свои суждения;

                                              учить самостоятельно образовывать

                                              названия предметов  посуды,

                                              с помощью суффиксов;

                                              упражнять в построении предложений.

 

Развивающие задачи: развивать у детей         

                                       память, мышление, внимание, фразовую речь.

 

Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные навыки и умения,  

                                            бережное отношение к животным; воспитывать   

                                            навыки культуры общения, гостеприимство,  

                                            вежливость, доброжелательность; умение  

                                            действовать совместно.

 

Материал. Игрушки: зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда          

                    (чашка, кружка, стакан); цветные карандаши, бумага.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_otkrytoe_zanyatie_starshaya_gruppa1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание на заданную тему.

Цель: Учить детей составлять рассказ на заданную тему.

Образовательные задачи: уточнить значения слов мебель и посуда;

                                              учить сравнивать предметы, точно обозначая              

                                              словом  черты сходства и различия; находить                    

                                              смысловые несоответствия в тексте стихотворения  

                                              и аргументировать свои суждения;

                                              учить самостоятельно образовывать

                                              названия предметов  посуды,

                                              с помощью суффиксов;

                                              упражнять в построении предложений.

Развивающие задачи: развивать у детей        

                                       память, мышление, внимание, фразовую речь.

Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные навыки и умения,  

                                            бережное отношение к животным; воспитывать  

                                            навыки культуры общения, гостеприимство,  

                                            вежливость, доброжелательность; умение  

                                            действовать совместно.

Материал. Игрушки: зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда          

                    (чашка, кружка, стакан); цветные карандаши, бумага.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

(Дети заходят в группу, приветствуют гостей, становятся в круг возле воспитателя).

- Здравствуйте, дети! Около нашего детского сада я встретила зайца    

(показывает игрушку). Он сидел и плакал. У всех зверей есть дом:

лиса прячется… в норе, медведь спит… в берлоге, а у зайца нет дома.

Он прячется под кустиками. Давайте устроим зайцу дом.

- Проходите и садитесь на стулья.

2. (дети садятся на стулья напротив столика с мебелью).

- Внимательно посмотрите. Что вы видите?

- Как вы думаете, какую мебель  мы поставим

в комнате?

    Ребёнок расставляет  на столе мебель.

- Какую ещё мебель вы знаете?

- Какие бывают столы?  (Обеденный, кухонный, письменный, журнальный).  - Для чего нужен обеденный стол? Письменный?

- Какие бывают шкафы? (Платяной, кухонный - буфет, книжный).

- Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать – что это? (Мебель.)

           Физкультминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

- Из чего зайка будет есть и пить?

- Как все эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда.)

- Какие ещё предметы посуды вы знаете?

- Для чего нужны чашка и стакан?

- Чем отличаются друг от друга эта чашка и стакан? ( Стакан из стекла, стеклянный, а кружка сделана из металла, металлическая, стакан прозрачный, а кружка нет, кружка выше стакана.)

- Что выше – стакан или чашка? Стакан выше, а чашка…ниже.

- Из чего едят суп? ( Из тарелки.)

- Из чего едят второе? (Тоже из тарелки.)

- Как называются тарелки для первого и второго? (Тарелки глубокие и тарелки мелкие.)

-Заяц ждет гостей. Поможем ему накрыть стол?

- Куда заяц положит хлеб?

- Как называется специальная посуда для хлеба? (Хлебница.)

- Для сахара? Для салата? Для сухарей? Для салфеток? Для конфет? (Сахарница, салатница, сухарница, салфетница, конфетница.)

- Гости любят пить чай и кофе. В чём заваривают чай?  

- В чём варят кофе?

- В чем заяц подаст к столу молоко? (В молочнике.) Сливки? (В сливочнике.) - Вот какой стол получился!

 - Кто хочет рассказать, как заяц ждал гостей и накрывал праздничный стол? Воспитатель вызывает трех человек, предлагает распределить обязанности: один должен рассказать, как заяц устроил дом и пригласил друзей, второй – как заяц готовился к встрече гостей, третий – закончить рассказ.

         Физкультминутка:

Жили – были зайчики

На лесной опушке.

Жили – были зайчики

В маленькой избушке.

Мыли зайки ушки,

Мыли зайки лапки.

Обували зайчики

Новенькие тапки.

 3. А сейчас внимательно послушайте стихотворение Л. Станчева “Это правда или нет?” и постарайтесь заметить, нет ли в нем нелепиц, путаницы, т.е. того, чего не бывает на самом деле.

     

       Теплая весна сейчас,

       Виноград созрел у нас.

       Конь рогатый на лугу

      Летом прыгает в снегу.

      Поздней осенью медведь

      Любит в речке посидеть.

      А зимой среди ветвей

     “Га-га-га!” – пел соловей.

      Быстро дайте мне ответ-

      Это правда или нет?

 Дети называют нелепицы. Если они что-то упустят, стихотворение читается снова.

- Назовите нелепицу и объясните, в чем она заключается.

- Итак, когда слова стоят не на своем месте, попали не  в свое предложение, то получается неправильно и смешно.

 - А сейчас мне нужны трое детей, я скажу  каждому его слово (на ушко, шепотом.) Они произносят свое предложение: “Га-га-га!” – пел соловей”.  

- Дети, какую  нелепицу вы слышали из стихотворения? Эту нелепицу, путаницу можно распутать.

- Кто догадается, что нужно сделать, чтобы распутать путаницу, чтобы получилось так, как бывает на самом деле? (Надо заменить и га-га-га, и пел, и соловей.)

- Какие слова здесь можно заменить? ( Можно заменить и  га-га-га, и пел, и соловей.)

-Каким словом можно заменить слово соловей? ( Тот, кто предложит свое слово для замены, встает на место ребенка, исполняющего роль слова соловей.)

- Что у нас получилось?

- А каким словом можно заменить слово пел?

- Что получилось, какое предложение?

-Я тоже придумала вот такую путаницу: “ Летит пушистый крокодил”.

- А эту путаницу можно распутать?

 Далее проводится работа, аналогичная описанной выше, но уже без модели “ живые слова”. Дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя.

 - Теперь вы сами придумаете путаницы, нелепицы – то, чего на самом деле не бывает.

               Физкультминутка:

Зайка по полю бежит

И ушами шевелит.

Тук – тук дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка забегай

Лапу мне давай.

4.Итог.

- Итак, что мы сегодня делали для зайчика?

- А сейчас, пожалуйста, найдите себе пару. Вам нужно пройти и сесть за столы парами. Задание: нарисовать цветными карандашами на альбомном листе домик для зайчика. Таким образом, занятие переходит в свободную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе"Придумывание сказки на заданную тему".

Цель:формировать умение придумывать сказку на заданную тему;учить передавать с помощью интонации различные чувства(радость,огорчение,безразличие).Оборудование: репродукция картины Б.Бакшеев "Голу...

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сочинение сказки на заданную тему»

Цель НОД: Образовательная -формирование навыков точного выбора слова при формулировании   мысли и правильного его употребления в любом контексте.Развивающая–расширять представления о весенни...

Конспект НОД по развитию речи.Тема:составление рассказов на заданную тему "Мы живем в России"

Развитие патриотических чувств у дошкольников является важной составляющей в воспитании детей.Данный материал поможет воспитателю закрепить знания детей о своей Родине....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на заданную тему»

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеВид деятельности детей: коммуникативная, игрова...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа на заданную тему»

Конспект занятияв старшей группе по развитию речи.  Тема: «Составление рассказа на заданную тему»...