НОД по развитию речи "Рассказывание на заданную тему."
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Тема: Рассказывание на заданную тему.
Цель: Учить детей составлять рассказ на заданную тему.
Образовательные задачи: уточнить значения слов мебель и посуда;
учить сравнивать предметы, точно обозначая
словом черты сходства и различия; находить
смысловые несоответствия в тексте стихотворения
и аргументировать свои суждения;
учить самостоятельно образовывать
названия предметов посуды,
с помощью суффиксов;
упражнять в построении предложений.
Развивающие задачи: развивать у детей
память, мышление, внимание, фразовую речь.
Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные навыки и умения,
бережное отношение к животным; воспитывать
навыки культуры общения, гостеприимство,
вежливость, доброжелательность; умение
действовать совместно.
Материал. Игрушки: зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда
(чашка, кружка, стакан); цветные карандаши, бумага.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_otkrytoe_zanyatie_starshaya_gruppa1.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Рассказывание на заданную тему.
Цель: Учить детей составлять рассказ на заданную тему.
Образовательные задачи: уточнить значения слов мебель и посуда;
учить сравнивать предметы, точно обозначая
словом черты сходства и различия; находить
смысловые несоответствия в тексте стихотворения
и аргументировать свои суждения;
учить самостоятельно образовывать
названия предметов посуды,
с помощью суффиксов;
упражнять в построении предложений.
Развивающие задачи: развивать у детей
память, мышление, внимание, фразовую речь.
Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные навыки и умения,
бережное отношение к животным; воспитывать
навыки культуры общения, гостеприимство,
вежливость, доброжелательность; умение
действовать совместно.
Материал. Игрушки: зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда
(чашка, кружка, стакан); цветные карандаши, бумага.
Ход занятия:
- Организационный момент.
(Дети заходят в группу, приветствуют гостей, становятся в круг возле воспитателя).
- Здравствуйте, дети! Около нашего детского сада я встретила зайца
(показывает игрушку). Он сидел и плакал. У всех зверей есть дом:
лиса прячется… в норе, медведь спит… в берлоге, а у зайца нет дома.
Он прячется под кустиками. Давайте устроим зайцу дом.
- Проходите и садитесь на стулья.
2. (дети садятся на стулья напротив столика с мебелью).
- Внимательно посмотрите. Что вы видите?
- Как вы думаете, какую мебель мы поставим
в комнате?
Ребёнок расставляет на столе мебель.
- Какую ещё мебель вы знаете?
- Какие бывают столы? (Обеденный, кухонный, письменный, журнальный). - Для чего нужен обеденный стол? Письменный?
- Какие бывают шкафы? (Платяной, кухонный - буфет, книжный).
- Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать – что это? (Мебель.)
Физкультминутка «Посуда»:
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс.
- Из чего зайка будет есть и пить?
- Как все эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда.)
- Какие ещё предметы посуды вы знаете?
- Для чего нужны чашка и стакан?
- Чем отличаются друг от друга эта чашка и стакан? ( Стакан из стекла, стеклянный, а кружка сделана из металла, металлическая, стакан прозрачный, а кружка нет, кружка выше стакана.)
- Что выше – стакан или чашка? Стакан выше, а чашка…ниже.
- Из чего едят суп? ( Из тарелки.)
- Из чего едят второе? (Тоже из тарелки.)
- Как называются тарелки для первого и второго? (Тарелки глубокие и тарелки мелкие.)
-Заяц ждет гостей. Поможем ему накрыть стол?
- Куда заяц положит хлеб?
- Как называется специальная посуда для хлеба? (Хлебница.)
- Для сахара? Для салата? Для сухарей? Для салфеток? Для конфет? (Сахарница, салатница, сухарница, салфетница, конфетница.)
- Гости любят пить чай и кофе. В чём заваривают чай?
- В чём варят кофе?
- В чем заяц подаст к столу молоко? (В молочнике.) Сливки? (В сливочнике.) - Вот какой стол получился!
- Кто хочет рассказать, как заяц ждал гостей и накрывал праздничный стол? Воспитатель вызывает трех человек, предлагает распределить обязанности: один должен рассказать, как заяц устроил дом и пригласил друзей, второй – как заяц готовился к встрече гостей, третий – закончить рассказ.
Физкультминутка:
Жили – были зайчики
На лесной опушке.
Жили – были зайчики
В маленькой избушке.
Мыли зайки ушки,
Мыли зайки лапки.
Обували зайчики
Новенькие тапки.
3. А сейчас внимательно послушайте стихотворение Л. Станчева “Это правда или нет?” и постарайтесь заметить, нет ли в нем нелепиц, путаницы, т.е. того, чего не бывает на самом деле.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
“Га-га-га!” – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ-
Это правда или нет?
Дети называют нелепицы. Если они что-то упустят, стихотворение читается снова.
- Назовите нелепицу и объясните, в чем она заключается.
- Итак, когда слова стоят не на своем месте, попали не в свое предложение, то получается неправильно и смешно.
- А сейчас мне нужны трое детей, я скажу каждому его слово (на ушко, шепотом.) Они произносят свое предложение: “Га-га-га!” – пел соловей”.
- Дети, какую нелепицу вы слышали из стихотворения? Эту нелепицу, путаницу можно распутать.
- Кто догадается, что нужно сделать, чтобы распутать путаницу, чтобы получилось так, как бывает на самом деле? (Надо заменить и га-га-га, и пел, и соловей.)
- Какие слова здесь можно заменить? ( Можно заменить и га-га-га, и пел, и соловей.)
-Каким словом можно заменить слово соловей? ( Тот, кто предложит свое слово для замены, встает на место ребенка, исполняющего роль слова соловей.)
- Что у нас получилось?
- А каким словом можно заменить слово пел?
- Что получилось, какое предложение?
-Я тоже придумала вот такую путаницу: “ Летит пушистый крокодил”.
- А эту путаницу можно распутать?
Далее проводится работа, аналогичная описанной выше, но уже без модели “ живые слова”. Дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя.
- Теперь вы сами придумаете путаницы, нелепицы – то, чего на самом деле не бывает.
Физкультминутка:
Зайка по полю бежит
И ушами шевелит.
Тук – тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай.
4.Итог.
- Итак, что мы сегодня делали для зайчика?
- А сейчас, пожалуйста, найдите себе пару. Вам нужно пройти и сесть за столы парами. Задание: нарисовать цветными карандашами на альбомном листе домик для зайчика. Таким образом, занятие переходит в свободную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе"Придумывание сказки на заданную тему".
Цель:формировать умение придумывать сказку на заданную тему;учить передавать с помощью интонации различные чувства(радость,огорчение,безразличие).Оборудование: репродукция картины Б.Бакшеев "Голу...
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сочинение сказки на заданную тему»
Цель НОД: Образовательная -формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте.Развивающая–расширять представления о весенни...
Конспект НОД по развитию речи.Тема:составление рассказов на заданную тему "Мы живем в России"
Развитие патриотических чувств у дошкольников является важной составляющей в воспитании детей.Данный материал поможет воспитателю закрепить знания детей о своей Родине....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на заданную тему»
Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеВид деятельности детей: коммуникативная, игрова...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа на заданную тему»
Конспект занятияв старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа на заданную тему»...