Рабочая программа «Особенности обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по методике Т. А. Ткаченко»
рабочая программа по развитию речи
Цель программы – развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи программы:
- приобщать детей к русской национальной культуре;
-развивать речь у детей правильное произношение;
- формировать у детей грамматически правильную, лексически богатую речь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabochaya_programma.docx | 131.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад №81» города Бийска, ул. Декабристов 4/2, 8(3854) 31 48 03
Утверждаю
Подпись___________ Ф. И. О. Заведующего
№ приказа_____________________________
Дата__________________________________
Рабочая программа
«Особенности обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по методике Т. А. Ткаченко»
Автор-составитель:
воспитатель
Петрухина Оксана Юрьевна
г. Бийск 2016г
Структура
- Целевой раздел …………………………………………………………………………… 3
- Пояснительная записка…………………………………………………………………… 3
- Цель рабочей программы…………………………………………………………………. 3
- Задачи рабочей программы……………………………………………………………….. 4
- Методы, принципы и подходы в организации образовательного процесса…………… 4
- Особенности развития детей старшего и подготовительного дошкольного возраста (3-4 лет)…………………………………………………………………………………… 4
- Планируемые результаты освоения Программы ……………………………………….. 5
- Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)………………….. 5
- Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе)…………………… 12
- Литература…………………………………………………………………………………13
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно - правовые документы:
- СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Государственная программа РФ «Развитие образование» на 2013-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р)
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. (Приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва);
- Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2011 г. № 312
Актуальность.
Непременным условием всестороннего развития ребенка-дошкольника является общение его с взрослыми. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сказано, что одной из главных задач речевого развития ребенка-дошкольника является владение речью как средством общения культуры. Фольклор является богатейшим источником нравственного, познавательно-речевого, развития детей. Одним из значимых жанров фольклора является сказка.
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
1.2 Цель программы – развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
1.3 Задачи программы:
- приобщать детей к русской национальной культуре;
-развивать речь у детей правильное произношение;
- формировать у детей грамматически правильную, лексически богатую речь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
1.4 Методы, принципы и подходы в организации образовательного процесса.
- Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.
- Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов.
- Игровые методы: народная словесная игра, игровые действия, воображаемая ситуация, игры на развитие мелкой моторики, театрализованная деятельности..
- Словесные методы: чтение сказок, пересказ небольших отрывков из любимых сказок.
- Графические методы: рисунки, схемы.
- Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение учебного материала, идет в определенном порядке, системе.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
-Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, музыки, окружающему миру.
1.5 Особенности развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со
взрослыми и сверстниками. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
Ребенок может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
Ребенок может уметь называть по одному признаку каждого предмета.
Ребенок может знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
Ребенок может уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
Ребенок может знать свое имя и фамилию.
Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
1.6 Планируемые результаты освоения программы:
- Дети расширили словарный запас;
- Дети правильно произносят звуки;
- Дети с удовольствием слушают сказки, могут пересказать небольшие отрывки;
- Сформировались навыки доброжелательного отношения между детьми;
- Содержательный раздел
Рабочая программа реализуется для детей младшего школьного возраста (3 -4 лет) в рамках кружковой работы.
Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
1 | 4 | 36 |
Кружковая работа проводится во второй половине дня, по 15 мин.
Форма деятельности: занятия, специально организованная деятельность, совместная деятельность, индивидуальная работа, досуги.
Календарно - тематический план
Месяц | Тема занятия | Примерный ход | Совместная деятельность с детьми | |
Сентябрь | 1. Обследование звукопроизношения, фонематического восприятия | Наблюдения, беседы, индивидуальная работа. | ||
2. Обследование звукопроизношения, фонематического восприятия | Наблюдения, беседы, индивидуальная работа. | |||
3. Осень. Труд людей в природе. | Артикуляционная гимнастика Упр. «Осенью», «Ветер дует»; Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки!»» Физкультминутка «Осень» | Чтение сказки «Репка». Инсценировка сказки. | ||
4. Осень. Животные. | Артикуляционная гимнастика Упр. «Киска лакает молоко»; Пальчиковая гимнастика «Киска, киска, киска, брысь!» Физкультминутка «Осень» | Инсценировка сказки «Курочка Ряба» (кукольный театр). | ||
Октябрь | 5. Я в мире человек. | Артикуляционная гимнастика «Улыбка»; Физкультминутка «Листочки» ; Пальчиковая игра «Водичка -водичка…» | Экскурсия в « Русскую избу». | |
6. Я и моя семья. | Артикуляционная гимнастика Упр. «Улыбка», «Трубочка»; Пальчиковая игра «Баю-бай, баю-бай…»; Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять!» | Чтение сказки «У страха глаза велики». Обсуждение героев сказки. | ||
7. Мой дом. | Артикуляционная гимнастика Упр. «Самовар» Пальчиковая игра «Тили- бом, тили-бом..» | Чтение и обсуждение сказки «Как коза избушку построила» | ||
№8. Транспорт. | Артикуляционная гимнастика Упр. «Паровоз» « Машина»; Пальчиковая игра «Еду-еду к бабе-деду!» | Рассматривание альбома с иллюстрациями «Русские народные сказки» | ||
Ноябрь | 9. Человек и природа. | Артикуляционная гимнастика Упр. «Ветерок» ; Физкультминутка «Бегут, бегут со двора» ; Пальчиковая игра «Солнышко,ведрышко…» | Экскурсия в комнату сказок. | |
№10. Поздняя осень. Растения. | Артикуляционная гимнастика Упр. «Ветерок» ; Формирование навыка рассказывания любимой сказки; Пальчиковая игра «Сорока-ворона». | Создание рисунков к сказкам «Репка» и «Курочка Ряба». | ||
11. Поздняя осень. Животные. | Артикуляционная гимнастика «Рычание», «Вой»; Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука» ; Подвижные игры «Заинька попляши», «У медведя во бору». | Инсценировка сказки «Колобок» (кукольный театр). | ||
12. День матери. | Артикуляционная гимнастика «Теленок пьет молоко» Формирование навыка рассказывания отрывка из сказки | Драматизация русской народной сказки «Теремок» | ||
13. Зимующие животные. | Артикуляционная гимнастика «Теленок вытягивает язычок»; Пальчиковая игра « Бежала лесочком лиса с кузовочком…»
| Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц» | ||
Декабрь | 14. Зимующие птицы. | Артикуляционная гимнастика «Птичка»; Пальчиковая игра « Наши уточки с утра…»; Физкультминутка « Птички сели на забор»
| Конструирование избушек для лисы и зайчика. | |
15. Мебель, бытовые приборы | Артикуляционная гимнастика «Стучит швейная машина» ; Пальчиковая игра «Наша Маша маленька…»
| Обыгрывание сказки «Кот, петух и лиса» | ||
16. Посуда | Артикуляционная гимнастика «Самовар»; Пальчиковая игра «Идет лисичка по мосту»; Физкультминутка « Часы» | Рассматривание иллюстраций к сказкам «Теремок», « Колобок» | ||
17. Новогодний праздник | Артикуляционная гимнастика «Ветерок»; Пальчиковые игры «Пирог», «Наряжаем елку» ; Физкультминутка «Как у наших у ребят» | Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса». | ||
Январь | ||||
18. Сказки. | Артикуляционная гимнастика «Сорока-ворона»; Физкультминутка «Как у наших у ребят» | Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят» | ||
19. Неделя здоровья. | Артикуляционная гимнастика «Лопата», «Чашечка»; Пальчиковая игра «Тень-тень-потетень» Физкультминутка «Идем гулять» | Отгадывание загадок по теме «Русские народные сказки» | ||
20. Одежда, обувь, головные уборы. | Артикуляционная гимнастика «Погреем ручки»; Пальчиковая игра « Едет белка на тележке...»; Физкультминутка « Идем гулять» | Выучить песенку петушка из сказки «Кот, петух и леса» | ||
21. Зима | Артикуляционная гимнастика «Ветерок» Отгадывание загадок по теме «Сказки» | Составление выставки рисунков « Моя любимая сказка». | ||
Февраль | 22. Военные машины. | Артикуляционная гимнастика «Паровоз», «Машины». Отгадывание загадок по теме Физкультминутка «Мы- шоферы» | Чтение и обсуждение сказки «Гуси-лебеди» | |
23. Военные профессии. | Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок»; Физкультминутка «Разминка»
| Отгадывание загадок по теме «Сказки» | ||
24. Защитники Отечества | Артикуляционная гимнастика «Защитники», «Солдатик» Пальчиковая гимнастика «Танки», «Бойцы – молодцы» | Инсценирование сказки «Три медведя» (кукольный театр) | ||
25. Комнатные растения. | Артикуляционная гимнастика « Пыхтелка»; Пальчиковая игра «Травка-муравка...»
| Составление сказки «Колобок» по опорным предметным картинкам. | ||
Март | 26. Мамин праздник | Артикуляционная гимнастика Упр. « Помощники», «Маму я свою люблю» Пальчиковая гимнастика «Мамин день» Физкультминутка «Большой – маленький» | Выучить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» | |
27. Профессии людей. | Артикуляционная гимнастика «Иголочка»; Пальчиковая игра «Заря-заряница…» Физкульминутка «Мы шоферы»
| Чтение и обсуждение сказки «Бычок – черный бочок» | ||
28. Народная игрушка. | Артикуляционная гимнастика «Дудочка»; Пальчиковая игра «Радуга-дуга».
| Рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят». Составление сказки по картинкам. | ||
29. Народная культура и традиции. | Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка »; Пальчиковая игра « Ой, ду-ду-ду-ду-ду-ду! Сидит ворон на дубу!...» Отгадывание загадок по теме «Сказки»
| Чтение и обсуждение сказки «Два упрямых козленка» | ||
Апрель | 30. Весна. Растения. | Артикуляционная гимнастика « Язычок здоровается»; Пальчиковая игра «Травушка – муравушка».
| Выучить песенку Колобка из одноименной сказки. | |
31. Космос | Артикуляционная гимнастика « Вкусеая конфетка» Физкультминутка «Как у наших у ребят» | Составление сказок по опорным картинкам | ||
32. Весна. Животные. | Артикуляционная гимнастика «Котик пьет молочко»; Пальчиковая игра « На улице три курицы…» Физкультминутка « Котенок»
| Чтение и обсуждение сказки «Маша и медведь» | ||
33. Неделя пожарной безопасности. | Артикуляционная гимнастика «Хобот»; Физкультминутка «Разминка»
| Рисование иллюстраций к книге сказок. | ||
Май | 34. Мир природы. | Артикуляционная гимнастика «Теленок улыбается», «Индюк»; Пальчиковая игра «Дождик, дождик, пуще…» | Чтение и обсуждение сказки «Коза –дереза» | |
35. В гостях у сказки. | Артикуляционная гимнастика « Белка грызет орешки»; Пальчиковая игра «Курочка-рябушечка»; Физкультминутка «Теремок».
| Инсценировка сказки «Лиса и заяц» ( кукольный театр) | ||
36. Скоро лето. | Артикуляционная гимнастика «Пчелка»; Пальчиковая игра «Радуга-дуга»; Физкультминутка «Лягушки». | Викторина «Угадай, из какой сказки» | ||
- Организационный раздел
Материально – техническое обеспечение:
- база МБДОУ, образовательной программой которого является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. одним из разделов которой является -- образовательная область «Речевое развитие».
- ноутбук, проектор, музыкальный центр,
- интернет-ресурс.
Местом реализации программы является среда групповой ячейки. Предметно-развивающая среда группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. В группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, настольно-печатного и речевого материала, картин, сюжетных картинок, моделей, карточек-схем, настольные и пальчиковые кукольные театры, способствующие развитию речи детей.
Формы индивидуальной оценки развития воспитанников:
- Педагогическое наблюдение.
- Карты индивидуального развития.
Критерии оценки способностей воспитанников 3-4 лет.
Высокий уровень –ребенок справился с заданием самостоятельно, с небольшой помощью воспитателя.
Средний уровень – ребенок справился с заданием с помощью воспитателя.
Низкий уровень – ребенок частично справился с заданием с помощью воспитателя или отказался выполнять задание
Взаимодействие с родителями воспитанников
К образовательному процессу по освоению детьми содержания программы предполагается привлечение родителей, которые помогают организовать праздники и развлечения, изготавливают наглядный материал, выполняют вместе с детьми домашние задания, совершенствуют свои знания и педагогические умения (лекции, консультации, рекомендации, беседы).
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ минестерства и науки РФ от 17 октября 2013 г., №1155
2. Алексеева М.М. , Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников", М. ,Academia 2000.
3. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008., с.20-23;
4.Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года) // Ребенок в детском саду. – 2001. – №1
5.Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович.- СПБ.: 1999.
6. Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора: учебное пособие / Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
7. Детские частушки, шутки, прибаутки / Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова. Ярославль: Академия развития, 1997. - 224 с.
8. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Полякова Т.В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1
9. Психолого-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников: метод. пособие / И.С.Дементьева,
10. Л.А. Кремплевекая; под ред.: Т.М.БабуновоЙ, Н.И. Левшиной, Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 161 с.
11. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 189 с .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц
Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Успешно выполнить эту "программу" самостоя...
Статья « Обучение рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»
Данная статья поможет педагогам в обучении рассказывания детей младшего дошкольного возраста....
Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития приёмами наглядного моделирования.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения для детей дошкольного возраста с ОДА и ЗПР является использование наглядного моделирования. Наглядн...
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»
Использование метода мнемотехники...
Методическая разработка "Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста по программе Н.В.Нищевой"
Развитие речи, коммуникативных способностей речевого общения детей — одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Решение этой задачи предполагает в первую очередь ознакомление...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.» на 2023-2024 учебный год
В данном материале содержится программа кружковой работы по "Обучению чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Зайцева"...