Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития приёмами наглядного моделирования.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения для детей дошкольного возраста с ОДА и ЗПР является использование наглядного моделирования. Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития приёмами наглядного моделирования.
Составила:
учитель-дефектолог
Садеева Эльмира Минсалиховна
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья, на наш взгляд является использование наглядного моделирования. Моделирование - представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов).
Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников с особыми возможностями. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.
Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у дошкольников при их нормальном развитии (Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с соответствующей нормой развития (Л.И. Цеханская) и детей с особыми возможностями здоровья (Ю.Ф. Гаркуша).
Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения познавательного и речевого развития, также нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой и познавательной деятельности:
– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
В современное время читают и учат художественные произведения (стихотворения) в семье мало, так как детям трудно запоминать текст стихотворения с первого раза, требуется очень много времени и сил от родителей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.
На современном этапе коррекционной практики особо остро встает вопрос о разработке эффективной методики развития наглядного моделирования как варианта коррекции речемыслительной деятельности у дошкольников с особыми возможностями здоровья, которая может существенно оптимизировать процесс овладения связной речью. В дошкольном возрасте у ребенка необходимо развивать коммуникативную сторону общения с взрослыми и сверстниками, что способствует успешному обучению в школе.
Актуальность использования наглядного моделирования мы видим в следующем:
– наглядное моделирование облегчает детям с особыми возможностями здоровья овладение связной речью, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:
1.Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2.Составление модели педагога совместно с детьми.
3.Самостоятельное составление моделей.
Осуществить это помогает метод моделирования. Можно использовать различные виды моделирования:
- предметные;
- схематические;
- цветовые;
- графические.
Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.
В дошкольном возрасте в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы– это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно
при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.
В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо...,солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.
Развитие знаково – символической деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов:
Нулевой период - «Повторение без повторения». Ребенок начинает пользоваться знаково- символическими средствами, еще не осознавая их.
1 этап– становление замещения;
2 этап- моделирование.
Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками с особыми возможностями здоровья состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,
систематизировать полученные знания.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются
геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.
Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего возраста. Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:
Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип сохранения формы.
Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.
I.Замена реального предмета схематическим изображением.
Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью. Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.
1).Игра - «Что это?»
Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение
этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.
2).Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»
Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.
3). Следующий этап - игра: «Угадай»
Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.
4) .«На что похоже?»
На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.
5). Еще один способ знакомство детей с моделями.
Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а
отдельная ее часть. Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.
6).Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.
Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».
Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили вначале: «Что это?», «Лото».
7). Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.
II. Замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой.
Этот тип модели можно использовать в образовательной деятельности по математике. Так, например, при ознакомлении детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов. Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги. Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята». Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель
обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна). А сколько «цыплят» - (много).
В ходе такой образовательной ситуации преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.
III. С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать
мнемотаблицы, мнемодорожки.
Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте. Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- Для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;
- Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
- Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов
В коррекционно-развивающем обучении с детьми с особыми возможностями здоровья мы так же используем наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, уже достаточно давно являются предметом особого внимания. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.
В нашей работе основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования являлось занятие. К занятию определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).
На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы,
сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
Часть занятия по развитию речи
у детей с ОВЗ в старшей группе по теме «Осень».
II). Основная часть.
1). Вводная беседа об осени.
-Осень, осень в гости просим
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
-Ребята, скажите, сколько у осени месяцев?
Дети: - У осени 3 месяца.
- Правильно! Назовите, пожалуйста, первый месяц осени.
Дети: – Сентябрь.
- Первый месяц сентябрь. Это самый тёплый месяц.
- Второй месяц осени? – Октябрь.
- Да, второй месяц октябрь. Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом». Как вы думаете, почему?
Дети: - Потому что с деревьев опадают увядшие листья.
-В октябре часто идёт холодный мелкий дождь. Говорят, что октябрь то плачет, то смеётся. Как же может октябрь плакать? Что люди имеют в виду, когда так говорят?
Дети: - В октябре идёт дождь.
-Дождик, дождик - кап-кап-кап,
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
-Когда выглядывает солнышко, становится теплее и веселее, тогда говорят, что октябрь смеётся.
- Третий месяц осени? - Ноябрь
- Третий месяц- ноябрь. Это самый холодный месяц осени. В ноябре выпадает снег, приближается зима.
Игра «К нам пришла осень!»
- Мы ждали … (осень).
- Долго не было … (осени).
- Мы рады … (осени).
- Мы одеваемся тепло …(осенью).
-Мы поём песни об … (осени).
- Мы любим …(осень).
2). Составление рассказа по схеме.
- Ребята, вспомним, какие признаки осени мы знаем?
Дети: - Дни стали короче, ночи длиннее; солнышко не греет, только светит;
с деревьев опадают листья; птицы улетают в тёплые края ….. и т. д.
- Молодцы! Все признаки осени вспомнили! Ребята, у Кошечки в корзинке лежит схема для составления рассказа , давайте с помощью схемы попробуем составить рассказ про осень.
А). Рассматривание и разбор каждой таблички.
Педагог выставляет на доске по одной картинке, дети составляют фразы, логопед выбирает самое удачное высказывание, акцентирует на нём внимание детей, предлагает свои варианты.
Б). Педагог составляет рассказ об осени.
В результате совместного обсуждения получается рассказ примерно такого содержания:
«Наступила осень. Солнце светит мало и греет слабо. Небо часто затянуто серыми тучами. Моросит холодный дождь. Земля мокрая, на дорогах лужи.
Листья на деревьях засыхают и меняют цвет: становятся жёлтыми, красными, коричневыми. Часто дует сильный ветер. Земля усыпана разноцветными осенними листьями. Люди собирают выращенный в садах и огородах урожай. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края»
В). Дети составляют рассказ об осени.
Описательный рассказ – отличается отсутствием временной последовательности, отношение одновременности.
При обучении детей с ОВЗ дошкольного возраста описанию предметов педагог должен помнить и решать следующие основные задачи:
- развить у детей умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
- сформировать обобщенные представления о правилах построения рассказа описания предмета;
- научить детей языковым средствам, необходимым для составления описательного рассказа.
Для работы над составлением описательных рассказов могут быть использованы «Схемы для составления описательных рассказов» Т.А. Ткаченко. Предлагаем следующие модифицированные схемы для составления описательных рассказов.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов).
Примером составления описательного рассказа по схеме может служить модифицированная схема описания и сравнения овощей и фруктов.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой работали над развитием художественного вкуса, воображения, умения чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки педагог использует различные предметы-заместители. Например, рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.
Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.
Моделирование являлось обязательной составной частью каждого занятия.
При обучении детей рассказыванию с использованием моделирования главными выступали следующие методические приемы:
- чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
- рассказ: по плану-схеме; по опорным вопросам, по цепочке, выборочный; с использованием элементов драматизации;
- технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения;
- моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность».
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА через конструктивную деятельность ...
Интерактивные игры «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата» "Дорожка здоровья"
интерактивная игра "Дорожка здоровья"...
Интерактивные игры «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата» "Здоровые ножки"
Интерактивная игра "Здоровые ножки"...
Интерактивные игры «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата» "Витамины для мышц"
Игра для интерактивной доски "Корзинка здоровья"...
«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность»
В данной работе раскрыты теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности развития мелкой моторики у детей...
Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Данные игровые упражнения позволят родителям заниматься развитием мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата,...
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...