Формирование связной речи в младших группах ДОО
материал по развитию речи (младшая группа)

Ахмадуллина Лариса Ринатовна

Формирование связной речи в младших группах ДОО, структура ООД, дидактические пособия

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ Управление образования

 муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

МАДОУ ЦРР-детский сад №10 «Ляйсан»

Выступление

на  тему:

«Формирование связной речи в младших группах ДОО, структура ООД, дидактические пособия».

                               выполнила:

Ахмадуллина  Лариса Ринатовна

Дюртюли 2016 г

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

- учит слушать и понимать речь взрослого;

- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

- учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

- учит отвечать на вопросы воспитателя;

- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

Обучение пересказу.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

- подготовка к восприятию текста;

- первичное чтение текста педагогом;

- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

- составление плана пересказа;

- повторное чтение текста педагогом;

- пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе:

- научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3-леток:

- воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).

- запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.

- повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

- рассматривание картины;

- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

- показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;

- познакомить с картиной гостя.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

- рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

- тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

- рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.\

Из личного опыта.

Существуют еще рассказы детей из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.

Дидактические пособия

Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

Дидактическое пособие для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста является частью предметно-пространственной среды группы ДОО и создает условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительной деятельности.

Цель пособия: создать условия в группе детского сада для сенсорного и познавательного развития детей.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование связной речи в младших группах ДОО, структура ООД, дидактические пособия

Слайд 2

В программе цель развития речи определяется как достижение коммуникативной компетентности ребенка, которая предполагает возможность посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности.

Слайд 3

Формы связной речи Связная речь Диалогическая (диалог) Монологическая (монолог)

Слайд 4

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога: - учит слушать и понимать речь взрослого; - учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь; -учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке); - учит отвечать на вопросы воспитателя; - повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок; - повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

Слайд 5

Обучение пересказу

Слайд 6

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе: - научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем; - подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Слайд 7

Методика обучения пересказу детей 3- 4 лет: - воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого). - запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа. - повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

Слайд 8

Обучение рассказу по картине и по серии картин

Слайд 9

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, ( т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может ) : - рассматривание картины; - ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Слайд 10

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы: - показать картину любой игрушке; связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки; - познакомить с картиной гостя.

Слайд 11

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний

Слайд 12

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию: - рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей); - тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы; - использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней; - рассказ воспитателя об игрушке.

Слайд 13

Дидактические пособия

Слайд 14

дидактического материала для занятий. В него входит следующее: — объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.; — изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках; — графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

Слайд 15

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию связной речи в средней группе детского сада для детей с ТНР.

В коспекте представлены материалы по совершенствованию лексико-грамматической стороны языка и формированию связной речи у детей средней логопедической группы....

Формирование связной речи в подготовительной группе

Речь – одна из основных линий развития ребёнка. С помощью речи дети познают мир,...

Дидактические игры по формированию связной речи в средней группе.

Эти игры позволяют правильно расширять запас слов у ребенка, научат  правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки дошкольника....

"Формирование связной речи в младших группах" дидактические пособия.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.Связная р...

Презентация дидактическая игра формирование связной речи для младшего возраста

Презентация дидактическая игра формирование связной речи для младшего возраста...

Формирование связной речи в младшей группе посредством театрализованной игры

Формирование связной речи в младшей группе посредством театрализованной игры...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ.  Целью методической разработки ...