Формирование связной речи в подготовительной группе
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Речь – одна из основных линий развития ребёнка. С помощью речи дети познают мир,
высказывают свои мысли, общаются с нами – взрослыми и со сверстниками.
Нормальное речевое развитие необходимо ребёнку для успешного обучения в школе.
Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребёнок в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, креативность, коммуникативность.
В старшем дошкольном возрасте наряду с определёнными достижениями очевидными становятся недостатки в речевом развитии.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование его личности. В дальнейшем при обучении детей в школе это приводит к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети чаще испытывают отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения.
К сожалению всё чаще и чаще я в своей работе сталкиваюсь с такими проблемами: Разговорная речь бедная, малословна, резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточного времени и внимания всестороннему развитию своих детей. Телевидение и компьютер широко вошли в нашу жизнь. Всю нужную и ненужную информацию дети черпают там. Телевизоры и компьютеры заменяют собой живое речевое общение. Поэтому серьёзной ответственностью работа по развитию речевой готовности к школе ложится на нас педагогов.
Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности умения говорить и слушать.
Основными направлениями при речевой подготовке в нашей группе являются:
- Формирование связной и содержательной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря.
- Совершенствование грамматически правильной речи.
- Развитие элементарного осознания языковой действительности (что такое предложение, звук, фраза).
- Развитие звуковой культуры и слова и умение ориентироваться в ней.
- Подготовка к обучению чтению и письму.
Особое значение в своей работе я уделяю обучению диалогу и монологу.
Именно в общении со сверстниками и взрослыми речь детей, становится более богата точными языковыми средствами. Среди обучающих ситуаций большое место занимают сюжеты, дидактические игры, игры – инсценировка; игры импровизации: Я использую ряд дидактических пособий разработанными авторами: Гербовой, Фесюковой, Гризик.
Вместе с детьми мы рассматриваем предметные и сюжетные картинки. Содержание картинок позволяет детям в произвольной форме высказать своё мнение по интересующему поставленному вопросу перед детьми.
Для большей речевой активизации детей я использую такое пособие как «Составление сказок», где предлагаю им по три картинки с одним заданным героем, второго героя дети выбирают самостоятельно. В последующем я предлагаю им другие три картинки, где дети уже выбирают самостоятельно других героев. Данные картинки значительно расширяют диапазон вариантов работы по составлению диалогических сказок. Работа происходит в парах, где я специально подбираю пары, объединяя детей с разной коммуникативной позицией.
Например: пара А-А (активный-активный), данное объединение позволяет совершенствовать навыки диалогического взаимодействия.
Пара А-П (активный-пассивный) – позволяет активизировать коммуникативно-пассивных детей посредством образца активного ребёнка.
И пара П-П (пассивный-пассивный) – обычно вводится после взаимодействия каждого участника с активным ребёнком и направлено на закрепление навыка диалогического взаимодействия.
С помощью пособия «Назови и расскажи» я работаю над формированием монологической речи, где закрепляют умение детей составлять описательные рассказы и повествовательные рассказы.
Например: «Снеговик идёт в гости» воспитатель рассказывает детям, что Снеговик очень любит ходить в гости и далее работа может осуществляться в двух вариантах:
- По описанию воспитателя ребёнок определяет, к какому домику пошёл Снеговик. В этом случае закрепляется умение ребёнка соотносить описание с изображением.
- Дети сами выбирают домик, к которому пришёл Снеговик. Воспитатель говорит, что домик он видит, а вот что внутри дома и кто там живёт, не видит. Войти он не сможет – он взрослый, а вот дети могут это сделать, и предлагает детям войти и рассказать. В этом случае ребёнком закрепляется умение описывать обстановку и портрет. В работе с картинками с последовательностью события позволяют детям составлять рассказы и сказки по плану:
Где это было?
Когда это было?
Что случалось, произошло?
И чем это закончилось?
Также, большую роль в развитии монологической речи в своей работе я уделяю пересказу с использованием опорных схем. В этом мне помогают конспекты занятий разработанных авторами: Лебедевой, Козиной, Кулаковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Симакина С.А. ( 5 гр )
Формирование связной речи в подготовительной группе
(из опыта работы)
Речь – одна из основных линий развития ребёнка. С помощью речи дети познают мир,
высказывают свои мысли, общаются с нами – взрослыми и со сверстниками.
Нормальное речевое развитие необходимо ребёнку для успешного обучения в школе.
Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребёнок в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, креативность, коммуникативность.
В старшем дошкольном возрасте наряду с определёнными достижениями очевидными становятся недостатки в речевом развитии.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование его личности. В дальнейшем при обучении детей в школе это приводит к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети чаще испытывают отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения.
К сожалению всё чаще и чаще я в своей работе сталкиваюсь с такими проблемами: Разговорная речь бедная, малословна, резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточного времени и внимания всестороннему развитию своих детей. Телевидение и компьютер широко вошли в нашу жизнь. Всю нужную и ненужную информацию дети черпают там. Телевизоры и компьютеры заменяют собой живое речевое общение. Поэтому серьёзной ответственностью работа по развитию речевой готовности к школе ложится на нас педагогов.
Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности умения говорить и слушать.
Основными направлениями при речевой подготовке в нашей группе являются:
- Формирование связной и содержательной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря.
- Совершенствование грамматически правильной речи.
- Развитие элементарного осознания языковой действительности (что такое предложение, звук, фраза).
- Развитие звуковой культуры и слова и умение ориентироваться в ней.
- Подготовка к обучению чтению и письму.
Особое значение в своей работе я уделяю обучению диалогу и монологу.
Именно в общении со сверстниками и взрослыми речь детей, становится более богата точными языковыми средствами. Среди обучающих ситуаций большое место занимают сюжеты, дидактические игры, игры – инсценировка; игры импровизации: Я использую ряд дидактических пособий разработанными авторами: Гербовой, Фесюковой, Гризик.
Вместе с детьми мы рассматриваем предметные и сюжетные картинки. Содержание картинок позволяет детям в произвольной форме высказать своё мнение по интересующему поставленному вопросу перед детьми.
Для большей речевой активизации детей я использую такое пособие как «Составление сказок», где предлагаю им по три картинки с одним заданным героем, второго героя дети выбирают самостоятельно. В последующем я предлагаю им другие три картинки, где дети уже выбирают самостоятельно других героев. Данные картинки значительно расширяют диапазон вариантов работы по составлению диалогических сказок. Работа происходит в парах, где я специально подбираю пары, объединяя детей с разной коммуникативной позицией.
Например: пара А-А (активный-активный), данное объединение позволяет совершенствовать навыки диалогического взаимодействия.
Пара А-П (активный-пассивный) – позволяет активизировать коммуникативно-пассивных детей посредством образца активного ребёнка.
И пара П-П (пассивный-пассивный) – обычно вводится после взаимодействия каждого участника с активным ребёнком и направлено на закрепление навыка диалогического взаимодействия.
С помощью пособия «Назови и расскажи» я работаю над формированием монологической речи, где закрепляют умение детей составлять описательные рассказы и повествовательные рассказы.
Например: «Снеговик идёт в гости» воспитатель рассказывает детям, что Снеговик очень любит ходить в гости и далее работа может осуществляться в двух вариантах:
- По описанию воспитателя ребёнок определяет, к какому домику пошёл Снеговик. В этом случае закрепляется умение ребёнка соотносить описание с изображением.
- Дети сами выбирают домик, к которому пришёл Снеговик. Воспитатель говорит, что домик он видит, а вот что внутри дома и кто там живёт, не видит. Войти он не сможет – он взрослый, а вот дети могут это сделать, и предлагает детям войти и рассказать. В этом случае ребёнком закрепляется умение описывать обстановку и портрет. В работе с картинками с последовательностью события позволяют детям составлять рассказы и сказки по плану:
Где это было?
Когда это было?
Что случалось, произошло?
И чем это закончилось?
Также, большую роль в развитии монологической речи в своей работе я уделяю пересказу с использованием опорных схем. В этом мне помогают конспекты занятий разработанных авторами: Лебедевой, Козиной, Кулаковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...
Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе.
Перспективное планирование работы с детьми имеющими диагноз ОНР....
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”
В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...
Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной группы посредством инсценировки литературных произведений"
Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной группы посредством инсценировки литературных произведений"...
Опыт работы по формированию связной речи детей подготовительной группы в ходе обучения рассказыванию.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкоеснижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшениемздоровья детей, наруш...
конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ. Целью методической разработки ...