«Познавательно-речевое развитие» по теме «Домашние птицы»
статья по развитию речи (средняя группа)

Гончар Татьяна Владимировна

Речь – одна из важных линий развития  ребенка. Работа по направлению «познавательно-речевому развитию»  детей тесно связана с развитием всех сторон речи. 

     В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление и активизация слова, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связные высказывания.

 

Игры  по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Домашние птицы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

     «Познавательно-речевое развитие»

 по теме «Домашние птицы»

 

Речь – одна из важных линий развития  ребенка. Работа по направлению «познавательно-речевому развитию»  детей тесно связана с развитием всех сторон речи.  

     В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление и активизация слова, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связные высказывания.

    Развивая обучения на основе речи, необходимо решать одновременно две задачи: развивать у детей понимание речи и формировать навыки активного использования её в коммуникативных целях. При этом развитие пассивной речи, т.е. понимание, опережает становление активной речи, «ведет за собой» её развитие.

    Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы.

Я предлагаю  вашему вниманию  игры  по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Домашние птицы».

Театрализованная игра «Петух»

Цели:

  • Развивать диалогическую речь детей, учить отвечать на вопросы;
  • Активизировать в речи детей доброжелательную лексику.

Описание игры:

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Шел по берегу петух,                           Будет знать петух, что впредь

Поскользнулся, в речку – бух!           Надо под ноги смотреть!

                                                                                 (М. Пляцковский)

Игра проводится несколько раз. В конце игры педагог предлагает детям пожать петушка.

- Как мы пожалеем петушка? Какие добрые и ласковые слова ему скажем? Дети стоят по кругу и передают петушка друг другу. Они гладят петушка и произносят, Н-р, так: не плачь, петушок, ты хороший, мы тебя высушим, и т.д.

Игра «Мяч катай – слово называй»

Цель: 

  • Развивать ловкость и внимание;
  • формировать грамматический навык – учить детей образовывать названия птенцов домашних птиц,

Оборудование: мяч среднего размера.

Описание игры:

Воспитатель прокатывает  мяч по столу одному из детей и говорит «Утка». Просит малыша, поймав мяч, послать его обратно, назвав при этом птенца утки. Ребенок катит мяч взрослому, говоря: «Утенок». Затем следующему ребенку и т.д.

Игра «Один и много»

Цель: 

  • Развивать ловкость и внимание;
  • формировать умение употреблять в речи имена существительные домашних птиц во множественном числе.

Оборудование: мяч среднего размера.

Описание игры:

Воспитатель прокатывает  мяч по столу одному из детей и говорит «Гусь». Просит малыша, поймав мяч, послать его обратно, назвав при этом когда их много. Ребенок катит мяч взрослому, говоря: «Гуси». Затем следующему ребенку и т.д.

Игра «Курица и цыпленок».

Цель:

  • Закреплять знания названий частей тела птиц;
  • употреблять в речи имена существительные в ед. и мн. числе;
  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Описание игры:

Воспитатель показывает детям картинку с курицей и цыпленком и предлагает сравнить птиц. Взрослый говорит: «У курицы голова, а у цыпленка головушка. У  курицы клюв, а у цыпленка клювик». Затем вос-тель предлагает детям назвать у курицы и цыпленка гребень, глаза, крыло, спину, хвост. Аналогично дать задание по сравнению с другими домашними птицами: гусь и гусенок, утка и утенок.

Игра «Позови свою маму»

Цель: Развитие речевого внимания, артикуляционного аппарата и речевого дыхания детей.

Оборудование: На каждого ребенка по картинке с изображением одного из детенышей домашних птиц: цыпленка, утенка, гусенка, индюшонка. У воспитателя соответствующий набор взрослых дом. птиц.

Описание игры:

Воспитатель. Кто у тебя нарисован, Боря? (Цыпленок.) Кто у цыпленка мама? (Курица.) Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».) воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Игра с разрезными картинками.

Цель: Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мелкой моторики.

Оборудование: Целые и разрезные на части картинки с изображением дом. птиц.

Описание игры: 

Взрослый раздает детям картинки, предлагает показать и назвать их, а потом собрать из частей точно такие же картинки.

Игра «Узнай по тени»

Цель: 

  • Развитие зрительного внимания, учить узнавать домашних птиц на силуэтном изображении;
  • закреплять в словаре название черного цвета, навык употребления родительного падежа имен существительных – названий домашних птиц.

Описание игры: 

Взрослый показывает детям картинки с изображением домашних птиц и вместе называет их. Затем предъявляет малышам такие же  по очертаниям картинки-силуэты с изображением тех же домашних птиц и просит узнать их по тени, а затем сказать, чья это тень: «Это тень, курицы, это тень гуся, …..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи тема: "Домашние птицы" 2 младшая группа

Конспект занятия по развитию речи тема: "Домашние птицы" 2 младшая группа...

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Домашние птицы" (2 мл. группа).

Формирование целостной картины мира.Тема: "Домашние птицы".Цели:Закреплять знания о домашних птицах.Учить использовать в речи слова: цыплята, перышки, крылышки.Побуждать внимательно слушать ...

Занятие по познавательному развитию на тему"Домашние птицы"

Познавательное занятие "Домашние птицы"...

Конспект НОД по познавательному развитию по теме "Домашние птицы"

Цель: знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами....

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Домашние птицы»

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Домашние птицы» возрастная группа:...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Домашние птицы"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка для детей средней группы...