«Речемыслительная деятельность детей дошкольного возраста» ( Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей)
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Голубова Елена Александровна

В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия , чем в выборе слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolniki.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Речемыслительная деятельность детей дошкольного возраста» ( Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей)

Слайд 2

Франсуа де Ларошфуко В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия , чем в выборе слов.

Слайд 3

Речемыслительная деятельность особый вид деятельности , направленный на познание мира, обеспечение в процессе накопления знаний единства мысли и слова , мышления и речи развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. это важный компонент подготовки дошкольника к школе. От уровня развития речемыслительных способностей ребёнка зависит не только его школьное обучение, но и социализация в обществе.

Слайд 4

. АКТУАЛЬНОСТЬ: Предлагаемая система занятий направлена на формирование предпосылок к полноценной учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Реализация этой системы предполагает развитие и совершенствование культуры устной речи (лингвистическая часть) и формирование навыков творческого мышления, произвольности поведения и деятельности в целом.

Слайд 5

ЦЕЛЬ: Формирование общеучебных интеллектуальных умений как одной из предпосылок полноценной учебной деятельности, развитие у детей тех качеств личности, которые делают их учениками, т.е помогают им учиться (иными словами владеть учебной самостоятельностью).

Слайд 6

обучать детей развёрнутому, связному высказыванию(типа доказательства, рассуждения) развивать навыки творческого, креативного мышления ( 2-я часть занятия) совершенствовать культуру устной речи, дикции, дыхания, голоса, интонации(лингвистическая часть занятия) воспитывать произвольность поведения и деятельности в целом задачи

Слайд 7

Формирование культуры устной речи- лингвистическая часть Формирование творческого мышления СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Слайд 8

Артикуляционные упражнения Развитие речевого дыхания Развитие мимической выразительности Формирование речевого голоса Воспитание интонационной выразительности Лингвисти - ческая часть ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Слайд 9

Артикуляционные упражнения Для проведения упражнений используют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой : « совместные движения органов артикуляционного аппарата с плавными движениями кистей рук». Данные упражнения оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей , развивают координацию движенений и мелкую моторику Активизируют внимание, организуют, включают детей в работу

Слайд 10

Развитие речевого дыхания Упражнения для развития речевого дыхания могут выполняться из положений сидя, стоя

Слайд 11

Развитие мимической выразительности Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению, воспитывают волевую саморегуляцию , создают благоприятный фон для занятий.

Слайд 12

Формирование речевого голоса Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно- прямо и мгновенно, передаёт эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль свой отношение к окружающим событиям СВОЙСТВА ГОЛОСА Высота (повышение и понижение тона) Сила (произнесение звуков , слов, фраз с различной громкостью) Тембр (присоединение к основному тону издаваемого звука добавочных тонов ) ИНТОНАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ ХАРАКТЕР ЗВУКОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ РЕЧИ

Слайд 13

Воспитание интонационной выразительности ИНТОНАЦИЯ-СОВОКУПНОСТЬ ЗВУКОВЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА, КОТОРЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИ ОРГАНИЗУЮТ РЕЧЬ, УСТАНАВЛИВАЮТ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ФРАЗЫ, СООБЩАЮТ ФРАЗЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ И ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ПОЗВОЛЯЮТ ГОВОРЯЩЕМУ ВЫРАЖАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА ИНТОНАЦИЯ- сложный комплекс всех выразитель-ных средств речи, включающий МЕЛОДИКУ ТЕМП РИТМ РЕЧИ УДАРЕНИЕ ТЕМБР РЕЧИ ПАУЗЫ повышение и понижение голоса при произнесении фразы служит средством выразительности речи ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учётом пауз между речевыми отрезками равномерное чередование ударных и безударных слогов(их долготы и краткости, повышения и понижения голоса) ФРАЗОВОЕ звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ( грустный-весёлый , мрачный-светлый и т.д.) логические ЛОГИЧЕСКОЕ выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряжённостью и долготой выделение паузами, повышением голоса, произнесение отдельных слов с большей напряжённостью и долготой психологические ритмические физиологические

Слайд 14

Работа с геометрическим материалом Работа по развитию умений и навыков осуществлять интеллектуальные операции установления последовательных взаимосвязей и упорядочивания различий ( сериация ) Работа с геометрическим конструктором Работа со спичками , счётными палочками Формирование планомерного поиска закономерностей на материале «Найди отличия» и «Что перепутал художник» Формирование Творческого мышления ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Слайд 15

Работа с геометрическим материалом Формирует важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, зрительную память, находчивость, сообразительность. В ходе выполнения заданий вырабатывается устойчивость внимания, развиваются конструктивные умения, стимулируется мыслительная активность

Слайд 16

Работа по развитию умений и навыков осуществлять интеллектуальные операции установления последовательных взаимосвязей и упорядочивания различий ( сериация )

Слайд 17

Работа с геометрическим конструктором Конструирование различных фигур из треугольников, работа с танграмом Дети учатся анализировать расположение фигур на таблице, сопоставлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, сравнивать различные фигуры, находить общее в них и различия. В результате у них формируется наглядно-образное мышление, творческие способности, устойчивость и произвольность деятельности

Слайд 18

Работа со спичками , счётными палочками Поскольку в ходе выполнения различных заданий со спичками происходит трансфигурация — преобразование одних фигур в другие, а не только меняется их количество, ребенок включается в активную умственную деятельность творческого характера, требующую абстрактного мышления

Слайд 19

Формирование планомерного поиска закономерностей на материале «Найди отличия» и «Что перепутал художник» В данном виде работы у детей развиваются и закрепляются навыки произвольной деятельности, умственных действий сравнения, сопоставления, обобщения, зрительного внимания, ориентировки в пространстве, целенаправленного поиска, самоконтроля, формируются умения конструировать развёрнутые связные высказывания (умозаключение), навыки общения в процессе выполнения учебных заданий

Слайд 20

Ожидаемые результаты: внимательно слушать речь воспитателя, понимать его вопросы и точно отвечать на них внимательно слушать ответы товарищей, оценивать их участвовать в коллективном решении учебных и речевых задач (поделиться, помочь, объяснить, обобщить) оценивать насколько речевое поведение(своё и товарищей) соответствует ситуации общения, в том числе как используются этикетные формулы полноценно воспринимать и понимать учебный материал в соответствии с заложенными в нём учебными задачами, целями продуктивно осуществлять различные виды классификаций и обобщений, которые по своим психологическим механизмам находятся в прямом соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности: анализом, синтезом, абстракцией, обобщением осуществлять контрольные действия и самоконтроль планировать предстоящую работу, выбирать способы, средства её осуществления, проверять результаты вербализировать умственные действия, осуществляя таким образом формирование речемыслительной деятельности Дети учатся:

Слайд 21

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ Артикуляционные упражнения Тренировка нижней челюсти Упражнение 1 На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При проведении упражнения нужно обращать внимание на то, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта. На счет «три» рот закрыт. Показ кистью руки: 4 пальца вместе, ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускает­ся вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Тренировка губных мышц Упражнение 2. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее; затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисти рук — неподвижны. Ладонь вверх — двигаются только паль­цы; ладонь вниз — двигаются только пальцы.

Слайд 22

Тренировка мышц языка Упражнение 1. И. п.: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» язык поднимается за верхние зубы. На счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов). Упражнение повторяется 4-5 раз. Кисти рук: движения ладонями вверх, вниз. Интегративная отработка элементов интонационной выразительности (мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация ) Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения гласных звуков: а, о, у, и, ы , э; учить на слух воспринимать стихотворный текст; развивать слуховое восприятие, внимание и память, умения и навыки выделять заданные звуки, чётко их артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять голосом ударный слог, изменять темп, ритм, тембр речи. На занятии используется стихотворный текст. Воды зашумели Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.

Слайд 23

Схема проведения занятия Послушайте четверостишие. Какие звуки я выделила голосом? Назовите их. Вспомните, как правильно произносятся эти звуки: а, о, у, ы , э, и. Произнесите эти звуки, четко артикулируя (хором, по одному). Выделите ударный слог в слове птички. Произнесите текст, отхлопывая ритм. Произнесите сначала медленно, затем — убыстряя темп. Произнесите высоким голосом — девочки, низким — мальчики и на оборот. Произнесите четверостишие громко, как произносят в зале; тише, как у доски; совсем тихо. Развитие речевого дыхания Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, н а котором изображена звуковая волна красного цвета

Слайд 24

В процессе выполнения задания закрепляются правильная артикуляция звуков а, о, у, ы , э, и, синхронизация произнесения звуков с движениями пальцев рук, глаз, формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению. Детям предлагается найти глазами на рисунке верхнюю точку, мысленно поставить на нее указательный палец правой руки (в воздухе). И начать произносить звук а на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки в ускоренном темпе до нижней (противоположной) точки. Затем так же мысленно поставить в воздухе указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук у , сопровождая его движением указательного пальца левой руки в заданном темпе до верхней (противоположной) точки. Далее детям предлагается найти верхнюю точку и начать произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук а , сопровождая его только движением глаз до нижней точки и аналогично со звуком у — от нижней точки до верхней. Так же отрабатываются гласные звуки о, и, и ы , э.

Слайд 25

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ Цель: закреплять умение и навыки ориентировки на листе бумаги, развивать внимание, память; закреплять названия геометрических фигур, цветов спектра. Начало формирования конструирования связного учебного высказывания на занимательном материале «Волшебная открытка». Материал: у каждого ребенка конверт, в котором находится «игровое поле» размером с почтовую открытку, разделенное на 4 части. В каждой части наклеены различные геометрические фигуры разного цвета. Кроме этого, детям дается разрезанная на 4 части открытка, с обратной стороны которой наклеены (нарисованы) аналогичные геометрические фигуры (желтый круг, зеленый треугольник, синий квадрат, красный прямоугольник). Над каждой геометрической фигурой поставлены точки. Задания: Положите игровое поле так, чтобы точки были над геометрическими фигурами. Рядом с игровым полем, справа от него, положите 4 части открытки геометрическими фигурами вверх. По сигналу воспитателя дети накладывают геометрические фигуры друг на друга. Если правильно наложить геометрические фигуры, то будет воспроизведена разрезанная открытка с цветным изображением девочки с котёнком (желательно, чтобы открытки у всех детей были одинаковые).

Слайд 26

Воспитатель : Полюбовались открыткой? А теперь будьте внимательны: переходим к новой работе. Я сейчас проверю вашу память. Вспомните, пожалуйста, где находится желтый круг? Подумайте, прежде чем ответить, положите пальчик на то место, где находится эта фигура, не переворачивая открытки. Мирра : Желтый круг находится в левом верхнем углу. Воспитатель : Где находится красный треугольник? Маша: В правом нижнем углу. Воспитатель : к акая геометрическая фигура находится в левом нижнем углу? Ваня: Синий квадрат. Воспитатель : Какая геометрическая фигура находится в правом верхнем углу Никита : Зеленый треугольник. Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Можно задать вам более трудную задачу? Кто сможет назвать места расположения двух или трех фигур? Ярослав : Желтый круг — в левом верхнем углу, красный прямоугольник — в правом нижнем углу, зеленый треугольник — в правом верхнем углу. Воспитатель : Молодец, Ваня!

Слайд 27

Итог занятия: Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Катя: Мы составили красивую открытку, и вы проверили нашу память. Воспитатель: А как я проверяла вашу память? Лиля: Мы вспоминали, где находятся синий квадрат, зеленый треугольник, разные геометрические фигуры. Воспитатель: Спасибо за внимание! Я сегодня всеми довольна. Дети: Спасибо за занятие!

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

Использование приёмов изобразительной деятельности в развитии устной речи детей дошкольного возраста

Развитие устной речи  – одна из наиболее важных задач педагогики на современном этапе.            Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем ...

Презентация «Музыкально-театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как одно из средств воспитания основ культуры питания»

Данная презентация предназначена для музыкальных руководителей детских садов. Представлена презентация опыта работы в направлении музыкально-валеологического воспитания детей в системе дошкольного обр...

Статья "Значимость использования тем патриотического воспитания детей дошкольного возраста в системе работы по формированию физической культуры и здоровья."

Использование  патриотического направления  в формировании физической культуры и здоровья, личностно-ориентированный подход и индивидуализация образовательного процесса по данному направлени...

Ястребова А.В. Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной

Ястребова А.В. Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной...