Система работы по развитию мыслительной и речевой деятельности детей дошкольного возраста путем активизации межполушарного взаимодействия
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Грачёва Елена Викторовна

Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                     «Октябрьский детский сад №2»

 Опыт работы по теме «Система работы по развитию мыслительной и речевой деятельности детей дошкольного возраста путем активизации межполушарного взаимодействия»

                                                                                          Учитель-логопед: Е.В. Грачёва

Введение

Детство – самое счастливое время в жизни каждого человека. Но, с другой стороны, детство – это время формирования и развития будущей личности, определяющей в дальнейшем свой жизненный путь. И в начале этого пути каждый родитель радуется достижениям своих детей: первым шагам, первым словам и фразам. Движения и речь – основные показатели развития ребенка. Можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. 

  Научить ребенка говорить правильно и красиво – это сложно, но необычайно интересно. Это большая ответственность и высокая честь! Грамотная, четкая и правильная речь – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых он растет и развивается.

Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В этих словах содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Н. М. Аксарина, А. С. Галанов, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Павлова и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка.

       Поэтому  работу по развитию мелкой моторики и координации движений руки нужно начинать в раннем возрасте, так как она является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Актуальность

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

 Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка.

Одной из главных задач ФГОС ДОО является обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе и ограниченных возможностей здоровья).

Поэтому задачей педагога является поддержка и развитие ребенка в ДОУ с учетом его индивидуальных особенностей.

Основными задачами в работе учителя-логопеда являются постановка звуков, развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук, формирование лексико-грамматических конструкций и связной речи.

В своей работе по развитию мелкой моторики рук, для достижения положительных результатов в короткие сроки и повышения интереса к занятиям я применяю такие современные методы как, биоэнергопластика, Су-джок терапия, кинезиология.

 Биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это развивает координацию движений и мелкую моторику. Работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

При знакомстве с новым артикуляционным упражнением, каждому ребенку дается объяснение, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру и могут самостоятельно подбирать движения рук.

Следующий метод, который я применяю для развития мелкой моторики, это Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа). Базируется на взаимовлиянии отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Стимулируя нужные точки в системах соответствия можно развивать  речевую сферу ребенка. Главное  то, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата. Актуальность использования Су-джок  массажера в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в применении массажного кольца и шарика при проведении пальчиковых игр.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Хочется отметить высказывания выдающихся людей.

  • “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”. И.Кант
  • “...кончики пальцев рук – это второй мозг”. ЙосироЦуцуми
  • “...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию”. В. М.Бехтерев
  • “…речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук”. Д.Селли
  • “При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг”.Н.А.Бернштейн

Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память.

Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали, что речь – это, прежде всего результат согласованной деятельности многих отделов головного мозга. Двигательная проекционная зона кистей соседствует с речевой моторной зоной в области коры головного мозга, это подразумевает их сотрудничество и взаимосвязь. Помимо этого, двигательная зона — это связующее звено между полушариями мозга.

Исследования ученых доказали, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий.

По мнению нейрофизиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения в функциональной ассиметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

Методикой, позволяющей выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, является кинезиология.

 Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. 

Основная цель кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.  

Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий. Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику.

Диагностика уровня речевого развития, включающая оценку состояния мелкой моторики детей, зачисленных на логопункт в 2016 году, выявила, что 60% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики.

Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что формирование межполушарного взаимодействия в первую очередь зависит о сформированности  движений кистей и пальцев рук. Стандартные формы работы по развитию мелкой моторики я преобразовала с учетом межполушарного взаимодействия, активизируя работу правой, левой руки и одновременные движения обеих рук.

 Особое значение имеют упражнения, в которых используются разнотипные или асинхронные движения рук. Осуществление и автоматизация таких движений расширяет резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

При проведении упражнений по развитию мелкой моторики методом кинезиологии необходимо использовать не только движения сжатия, но и растяжения, расслабления. Для получения максимального эффекта упражнения должны включать:

-сжатие, растяжение и расслабление кисти,

-изолированные движения каждого из пальцев.

К таким упражнениям относятся:

  • Игры с предметами (карандашами, счетными, палочками, цветными прищепками, пробками, камешками Марблс, природным материалом).
  • Бродилки, трафареты.
  • Выкладывание по заданному контуру (бусин, пуговиц, счетных палочек, цветных скрепок).
  • Зеркальное рисование (на крупе, песке, цветными мелками на бумаге).
  • Игры-шнуровки.
  • Пазлы, мозаики.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с мячами, шариками, су-джок кольцами.

Развитие межполушарного взаимодействия я учитывала при проведении игр и использованием су-джок терапии, биоэнергопластики,  гидро- и криотерапии, основанной на воздействии на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.

Кинезиологические упражнения используются для адаптации леворукого ребенка к школе, для которого характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность, возбудимость, чувствительность.

Широкий спектр применения методов кинезиологии актуален в инклюзивном воспитании детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и детей, способных к опережающему обучению.

 На развитие речи дошкольников большое влияние оказывает развивающая предметно-пространственная среда.  В соответствии с ФГОС ДО она должна представлять собой хорошо оборудованное пространство. Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организуя РППС кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО, я руководствовалась принципами:

  • доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация логопеда – на верхних полках;
  • системности: весь материал систематизирован по разделам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;
  • здоровьесбережения: проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей разной группы мебели; стены кабинета теплого, спокойного светлого цвета; мебель также имеет светлый пастельный тон;
  • учета возрастных особенностей: размеры мебели, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей;
  • мобильности: дидактические пособия  легко переносятся во время занятий и игры, зеркало, по мере необходимости, закрывается шторами;
  • вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны.

Предметно-развивающая среда логопункта создана для эффективной работы с воспитанниками по всем направлениям коррекционного обучения согласно требованиям ФГОС.

Для развития предметно-развивающей среды я создала большое количество дидактических игр для автоматизации поставленных звуков, по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Это игры «Разноцветные бусины», «Гости», «Рыбалка», «Домик звука», «Веселые прищепки», «Колечки», «Солнышко и дождик», «Волшебные палочки», «В гости к Маше», «Звуковое поле», «Где спрятался звук», «Чудесный мешочек» и др.

Только при взаимодействии учителя-логопеда, педагогов и родителей можно помочь ребенку полноценно использовать возможности рук. Контакт в  работе учителя-логопеда с педагогами ДОУ прослеживается в тетрадях взаимодействия, включающих инструкции к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики, дыхания, лексико-грамматического строя речи. Педагогам рекомендовано использование игр и упражнений в повседневной деятельности в группах с детьми.

Для педагогов проводились мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в работе воспитателя», консультация «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».  

Разработав систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников, я апробировала их. На консультации  «Развитие мелкой моторики и влияние ее на речевые зоны коры головного мозга» я познакомила родителей с механизмом формирования речевого высказывания, взаимосвязи речевой и моторной зон головного мозга.

Мастер-класс «Использование методов биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики» дал возможность родителям самостоятельно подобрать движения рук к артикуляционным упражнениям.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гидрогимнастика и криотерапия). Огромный интерес родителей вызвали индивидуальные консультации по развитию мелкой моторики рук с помощью кинезиологических упражнений, где они изучили нетрадиционные  приемы в развитии мелкой моторики пальцев рук, которые с интересом были апробированы на практике.  

Родители охотно участвовали в играх, разучивали пальчиковые гимнастики, включающие разнотипные движения обеих рук. Родители совместно с детьми изготовили почту волшебных звуков и слов, наглядные картинки по автоматизации звуков, пополнили игротеку логопедического кабинета играми по развитию мелкой моторики.

За успехами своих детей родители следят в «Книге логопедических рекордов», в которой звездочками разного цвета отмечаются поставленный, автоматизированный звуки.

Я убедилась, что взаимодействие с родителями помогает мне быстрее достигнуть результатов в коррекционной работе, создать дружеское общение детей с родителями. Все мероприятия помогают выявлению интересов, потребностей, запросов родителей, повышению уровня их педагогической грамотности.

В работе по развитию мелкой моторики  я придерживаюсь некоторых правил:
- подбираю задания с учетом постепенно возрастающей сложности;                                                                                                        - провожу работу регулярно, систематически;                                                                                                                                           - соблюдаю временной регламент,  чтобы не вызвать переутомление ребенка;                                                                                                 - повышаю интерес  к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;                                                                                                                                                              - забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной;                                                                                                                        - стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики рук, включающее в себя навыки работы с мелкими предметами, совместную деятельность рук и языка, способствующую развитию межполушарного взаимодействия согласованную работу обеих рук, активизируют мыслительные процессы и когнитивные функции, развивают речь, внимание, повышают  интеллектуальные способности, нормализуют деятельность эмоциональной сферы  детей дошкольного возраста. Только при систематическом и разнообразном применении упражнений по развитию мелкой моторики можно добиться положительных результатов в коррекционной работе учителя-логопеда, устранении речевых нарушений у дошкольников, избавлении от дефектов речи, возможности полноценного общения детей в коллективе.

Мониторинг развития мелкой моторики.

I – диагностический. Включает проведение диагностики мелкой моторики правой и левой рук.

II–практический. Мероприятия по развитию мелкой моторики, включающие в себя игровые приемы. Промежуточный контроль.

III–анализ проведенной работы.

Диаграмма 1. Уровень развития мелкой моторики дошкольников (сентябрь).

Диаграмма 2. Уровень развития мелкой моторики дошкольников (январь).



Предварительный просмотр:

Перспективный план по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь.

  1. Пальчиковые игры «Урожай» с Су-джок кольцами.
  2. Игра в сухом бассейне из бобовых  «Найди предмет».
  3. Конструирование из палочек геометрических фигур.
  4. Рисунки на крупе «Солнышко  и дождик».
  5. Игра с карандашами «Гусеница».
  6. Кинезиологические упражнения «Моторчик», «Пальчики     здороваются», «Паучок».

Октябрь.

  1. Пальчиковые игры «Божья коровка», «Перелетные птицы» с массажными ковриками.
  2. Гидрогимнастика «Переложи предмет».
  3. Игра-трафарет «Птицы», «Домашние животные».
  4. Игра с цветными крышками «Башня», «Пальма».
  5. Разрезные картинки «Времена года».
  6. Кинезиологические упражнения «Колечки», «Танец», «Кулак-кольцо».

Ноябрь

  1. Пальчиковые игры «Идет коза рогатая», «Как у нашей кошки».
  2. Гидрогимнастика «Ракушки».
  3. Игры-бродилки «Зигзаг», «Петельки», «Цветок».
  4. Зеркальное рисование
  5. Игра «Собери карандаши»
  6. Кинезиологические упражнения «Солнце-луна», «Вверх, в сторону»

Декабрь

  1. Пальчиковые игры «Прогулка», «Елочка» с массажными мячами.
  2. Игра с камешками Марблс.
  3. Конструирование из палочек «Домик», «Заборчик», «Лесенка».
  4. Игры с крупами «Найди предмет».
  5.  Игры с природным материалом.
  6. Кинезиологическое упражнение «Гости», «Коза-заяц».

Январь

  1. Пальчиковые игры «Зоопарк», «Этот пальчик» с Су-Джок кольцами.
  2. Криотерапия «Рыбалка».
  3. Игра-трафарет «Игрушки».
  4. Игры с камешками Марблс.
  5. Игры с прищепками «Подбери по цвету», «Павлин», «Гном».
  6. Кинезиологическое упражнение «Пальчики шалят», «Путаница».

Февраль

  1. Пальчиковые игры «Рыбка плавает в водице», «Кто на Севере живет?»
  2. Криотерапия «Камешки».
  3. Обведи по контуру северных животных.
  4. Рисование на песке, крупе.
  5. Игра «Волшебный мешочек».
  6. Кинезиологические упражнения «Змейка», «Восьмерка».

Март

  1. Пальчиковые игры «Набухла речка», «Пирожки».
  2. Игра Су-Джок кольцами, массажными мячами.
  3. Игра-бродилка «В гости к Маше».
  4. Игра  «Собери бусы маме».
  5. Игры с крупой «Найди предмет».
  6. Кинезиологическая сказка «Два котенка».

Апрель

  1. Пальчиковые игры «Наш дом», «Весна-красна».
  2. Гидрогимнастика «Переложи предмет».
  3. Игры с природным материалом (шишки, ракушки, камешки).
  4. Игра «Веселые палочки».
  5. Игра «Разрезные картинки».
  6. Кинезиологическая сказка «В лесу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме: "Транспорт".

Преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и дошкольников. Поиск новых вариантов, ориентированных на развитие у...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей дошкольного возраста....

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Актуальность  данной темы заключается в том, что  развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельнос...

Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

«Здоровым быть это модно!» Система работы по развитию социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста 6-7 лет через различные педагогические технологии по программе «Разговор о правильном питании»

Методическая разработка по формированию у детей целостного отношения к собственному здоровью с выделением главного компонента — культуры питания и развитие социально-бытовых компетенций, связанн...