Проза Николая Носова Реализация образовательных областей Речевое и Художественно-эстетическое развитие
книга по развитию речи (старшая группа)

Симнова Елена Николаевна

Цель НОД:  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. (ФГОС ДО ст.2.6)

Программное содержание:

          - Познакомить дошкольников с биографией и творчеством Н.Носова. Использовать различные педагогические приемы и ситуации, способствующие формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Дифференцировать литературные жанры: рассказ, сказка.

          - Развивать любознательность, желание знакомиться с произведениями Н.Носова.

          - Воспитывать интерес к детской литературе.

 

Материал: предметы из рассказов Н.Носова (можно использовать рисованные карточки), кукла Незнайка, аудиозапись Е.Чарушина «Страшный рассказ». Книги с иллюстрациями Н.Носова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы затейники

Проза Николая Носова

Реализация образовательных областей Речевое и

Художественно-эстетическое развитие

Открытое занятие по НОД в старшей группе.

Подготовила и провела воспитатель

 старшей группы:

Симонова Е.Н.

Воронеж

Мы затейники

        

Проза Н.Носова

Цель НОД:  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. (ФГОС ДО ст.2.6)

Программное содержание:

        - Познакомить дошкольников с биографией и творчеством Н.Носова. Использовать различные педагогические приемы и ситуации, способствующие формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Дифференцировать литературные жанры: рассказ, сказка.

        - Развивать любознательность, желание знакомиться с произведениями Н.Носова.

        - Воспитывать интерес к детской литературе.

Материал: предметы из рассказов Н.Носова (можно использовать рисованные карточки), кукла Незнайка, аудиозапись Е.Чарушина «Страшный рассказ». Книги с иллюстрациями Н.Носова.

Конспект

Оргмомент: «Доброе утро» - слова и движения в кругу.

Воспитатель: Ребята, каждое занятие по художественной литературе – это встреча с чудесными произведениями: стихотворениями, рассказами, сказками. А хотите узнать, что за встреча нас ожидает сегодня?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Итак, внимание. У меня в руках карточки, на которых изображены различные предметы. Они помогут Вам узнать произведение.

Дети: Мишкина каша, заплатка, на горке, живая шляпа, фантазеры, Незнайка.

Воспитатель: Дети, обратите внимание, на каждой Вашей карточке в верхнем правом углу нарисована буква. Буквы есть и на стульчиках. Займите места, согласно указанной букве.

Дети занимают места.

Воспитатель: Положили карточку на стол, сели правильно.  Внимание на экран.  (ВЫСТАВЛЯЕМ НА ЭКРАН 6 ЭПИЗОДОВ – файл №1)

        - Перед Вами эпизоды из произведений. Еще раз вспомним их названия.

Дети называют.

Воспитатель: Скажите, что объединяет все эти произведения?

Дети: 1. Их написал один и тот же писатель – Николай Николаевич Носов.

          2. У них один автор Носов.

Воспитатель: 

        Скажите, что эти произведения отличает?

        Не догадались? Тогда я Вам подскажу.

        Одно произведение – это сказка, все другие – рассказы.

        Мы уже с Вами знаем, чем отличается сказка от рассказа и сейчас среди этих произведений  найдем сказку.

        Перед вами лежат листочки с произведениями.

        - Возьмите в руки синий фломастер и отметьте все произведения, где события происходят на самом деле, герои настоящие, а предметы такие же, как в жизни.

        - Итак, какие произведения Вы отметили?

Дети называют.

Воспитатель: Как называется произведение, которое  у нас осталось неотмеченным?

Дети: Незнайка и его друзья.

Воспитатель: Почему?

Дети: 1. Потому, что на самом деле такого города нет.

          2. Коротышки – герои придуманные.

          3. Предметы волшебные, настоящие.

Воспитатель: Так что же мы можем сказать об этом произведении. Это рассказ или сказка?

Дети: Это сказка «Незнайка и его друзья».

Воспитатель: А остальные?

Дети: Рассказы.

        (ПОЯВЛЯЕТСЯ игрушка НЕЗНАЙКИ И ЕГО ГОЛОС – файл №»2)

 «Озорной, смешной мальчишка

   Я – художник и поэт

   Я – веселый коротышка

   От меня Вам всем привет

   Вы сейчас меня узнайте,

   К Вам пришел герой – Незнайка».

Воспитатель: Ребята, Незнайка у нас в гостях. «Здравствуйте, ребята!» Я рад, что меня узнали, и предлагаю нам немного повеселиться. Встаньте у стульчиков и спросите у меня:

- Как идешь?                Вот так

- Как плывешь?                Вот так

- Как живешь?                Вот так

- Как шалишь?                Вот так

Воспитатель: Ребята, мне так понравилось эта игра. Сейчас я у вас буду спрашивать.

 - Давайте еще веселиться!

-  Нет, Незнайка, у нас дети уже в старшей группе, они готовятся идти в школу, и понимают слова пословицы  «делу – время, а потехе – час». Садись и послушай, о чем мы еще будем говорить.

Воспитатель: Ребята, какие чувства вызывают произведения Николая Носова, когда мы их читаем?

Дети: улыбку, смех, радость, удивление.

Воспитатель: Но смех имеет разные оттенки. И сейчас я предлагаю Вам разобраться в ситуациях, когда смех бывает добрым, а когда – нет.

  1. Дети смеются в цирке.
  2. Бабушка упала на скользкой дороге, а один мальчик засмеялся.

Дети: Не добрый смех.

Воспитатель: А как бы поступили Вы?

Воспитатель: А что бы сказала бабушка?

Дети: Она бы улыбнулась и сказала: Какой ты добрый мальчик.

Воспитатель: Мальчик неправильно застегнул куртку, а дети засмеялись.

Дети: Смеяться не надо, а нужно помочь.

Воспитатель: Собачка потеряла своего хозяина, бегает, ищет его.

Дети: Не надо смеяться, нужно помочь собачке, дать объявление.

Воспитатель: Да, ребята, нужно и можно смеяться, потому что смех улучшает настроение, но смех должен быть всегда каким? Этому нас учат произведения  Н.Н.Носова. (Портрет Н.Н.Носова. Биография. – файл №3)

        Далее воспитатель выставляет портрет Н.Носова, рассказывает биографию писателя.

         Ребята, я хочу познакомить вас с биографией этого замечательного писателя.

        - Н.Носов родился недалеко от Киева. Он не сразу стал писать детские истории и сказки. Началось все очень интересно. У Николая Носова родился сын, который был «почемучкой».

        - Как Вы думаете, кто такие «почемучки»? (ответы детей обсуждаются).

        - И Николаю Носову приходилось очень много отвечать на разные вопросы. И вскоре ответы на все почему стали превращаться в маленькие рассказы. Первую свою книгу с такими рассказами писатель назвал «Тук-тук-тук».

        - Как вы думаете почему? (ответы детей обсуждаются).

        - Его сын постепенно рос. Папа-писатель стал придумывать новые сказки и вспоминать события из своего детства. В одном из рассказов он описывает историю, которая произошла с ним и его другом Мишей. Мы с вами читали рассказ Мишкина каша.

        - Как вы думаете, как звали друга Миши в этом рассказе («Мишкина каша»)? (Коля)

Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран. Вы видите изображение различных эмоций  (ВЫСТАВЛЯЮТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ НА ЭКРАН – файл №4)

        : это удивление

        это огорчение

        это злость

        это радость

        Какие же эмоции вызывает рассказ – «Заплатка» - огорчение,  - радость

        Ни в одном произведении Носова нет места злости.

        Возьмите эмоцию, которой нет в произведении, и сложите в эту коробочку.

        Улыбнитесь друг другу. Улыбайтесь чаще и дарите улыбки окружающим.

        Пусть Коротышки в их Цветочном городе будут только удивляться, иногда, огорчаться, и всегда радоваться. А со злостью нам не по пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования

Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников проис...

"Космическое путешествие" Открытый показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»

Цели: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи:       Образовательные:Ø У...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.

Тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба»». Цель: познакомить со сказкой «Курочка Ряба» (обраб. К. Ушинского),Задачи:Образовательные:Знакомство детей с сюже...