«Развитие познавательной функции речи у детей в процессе становления логического мышления»
статья по развитию речи (старшая группа)
В старшем дошкольном возрасте речь перестает быть средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания. Тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решать задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности практически невозможно без участия речи, с её помощью мы организуем и планируем все свои действия. Речь определяет ориентировочную часть деятельности, и только потом следует ее выполнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_funktsii_rechi_v_protsesse_stanovleniya_logicheskogo_myshleniya.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной функции речи у детей в процессе становления логического мышления»
Введение
Речь - сложная, многоуровневая система деятельности человека, которая неразрывно связана с высшими психическими процессами: вниманием, памятью, воображением, мышлением.
У детей с адекватным развитием речи в старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в деятельности, сознании. У них развивается произвольность психических процессов - способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью.) Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий - способности оперировать в уме, а не только в наглядном плане, различными представлениями.
Одной из составляющих психического развития является речь. У детей с тяжелым нарушением речи эта речевая функция также нарушается
становится неполноценная речевая деятельность. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Без специального обучения воспитанники с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях в процессе ознакомления с окружающей действительностью, а также в повседневной жизни. Дети обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе. Житейские понятия — это субъективные понятия, связанные со словами бытового, повседневного языка. Благодаря этому старшие дошкольники имеют свой мировоззренческий взгляд на решение различных вопросов. В неситуативно - личностное общение и сюжетно-ролевая игра бурно развивают в этом возрасте у детей представление о социальном устройстве и взаимоотношении взрослых. Благодаря словесно - логическому мышлению некоторые из этих представлений становятся абстрактными не зависимыми от конкретно образного содержания.
Актуальность и значимость
Активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, памяти, воображения являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего развития дошкольников. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в детях определенные навыки и умения - а главное привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верным решениям.
В старшем дошкольном возрасте речь перестает быть средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания. Тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решать задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности практически невозможно без участия речи, с её помощью мы организуем и планируем все свои действия. Речь определяет ориентировочную часть деятельности, и только потом следует ее выполнение.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря этому ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно, четко. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Краткое определение логических операций, доступных для детей старшего дошкольного возраста.
Сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез - можно охарактеризовать как мыслительное соединение частей предмета в единое целое, с учетом их правильного расположения в предмете. Игры: «Разрезные картинки», «Сложи фигуру».
Упорядоченность действий. Игры: «Продолжи ряд» (чередование фигур), «что сначала, что потом?» и т.д. - этот прием формирует навык последовательности действий.
Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.
Классификация включает два логических действия:
1. Выделение общего признака
2. Деление на классы по основным признакам.
Логическая связка «не» - очень важна для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.
Система работы.
Прежде чем предложить ребенку задание для выполнения, надо убедиться, что он знает название цифр и умеет их писать, знает название геометрических фигур и умеет их рисовать, знает времена года, части суток, умеет различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве и т.д.
Для этого лучше всего провести диагностику. Обследование проводится на выявление познавательной сферы, произвольности поведения, мировоззренческих представлений и графической деятельности. Результаты обследования показывают контрастность в плане развития детей. Уровень мышления каждого ребенка коррекционной группы специфичен. Для успешной работы подбор занимательного материала и задач, а также дидактических и развивающих игр проводится, ориентируясь на уровни развития и восприятия. Особый подход необходим к «слабым» детям. Необходимо учитывать их психические и физические особенности, психологически поддерживать,
подводить к самостоятельному решению простых задач. В случае утомления, предлагать поменять вид деятельности.
С родителями детей проводится консультативная работа, по закреплению навыков словесно - логического развития, дается наглядный и практический материал в конце каждой недели.
Организация самостоятельной и совместной деятельности.
Ежедневная работа на неделю выстраивается по схеме организации игровой совместной и самостоятельной деятельности. Учитывая то, что решение задач и упражнений должно быть всегда связано с тем, что уже хорошо знакомо ребенку. После выполнения задания ребенком, обязательно предлагается рассказать и объяснить свои действия.
Схема деятельности (примерная)
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |
понедельник | - Настольно/печатные д/ игры - Загадки (на закрепление изученной темы). | - Игры на развитие мелкой моторики - Мозаика - Шнуровка - Игры с пересыпным материалом. |
вторник | - Блоки Дьенеша. | - Настольно-печатные, д/ игры. |
среда | - Работа со строительным материалом (по схеме и без). | -Блоки Дьенеша -Игры в экспериментальном уголке. |
Четверг | - Работа со счетными палочками (по схеме и без). | - Кубики «Сложи узор» - Пазлы «Сложи квадрат». |
Пятница | - Игры на развитие творческого воображения. - Внесение новой развивающей игры. | - Игры со строительным материалом (по схеме и без) - Со счетными палочками. |
Располагая развивающий материал, таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную затем уже в бытовую. Элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности. Например: работа в уголке природы
- Исследование (какие цветы политы, а какие нет?) - логическая операция «сравнение»
- Наблюдение за поведением (внешним видом) ворон - логические операции «сравнение», «синтез», «обобщение»
- Знакомство с хохломской росписью (элементами), сравнение с дымковскими игрушками - логические операции «синтез», «сравнение», «обобщение»
Задачи обучения и воспитания.
- Обучение детей элементарным навыкам логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, ориентировка в пространстве)
- Развитие речи у детей (умение рассуждать, доказывать)
- Развитие познавательных процессов.
- Побуждать детей правильно пользоваться своей речью в свободном обращении.
-Воспитание коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей.
- Уверенности в себе.
Классификация игр (примерный перечень).
Средством достижения поставленных задач можно использовать игры на развитие логического мышления творческого и пространственного воображения, речевой и познавательной активности. Подбор игр и создание развивающей среды осуществляется с учетом разноуровневого развития детей группы, индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
1. Предметные:
- Дидактические игры (настольно-печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов.
Цель: Развитие речи, логики рассуждения, действовать по правилам, умение сравнивать и отделять предметы по признакам: цвет, форма, назначение.
Например: «Логический поезд», «Что общего?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» и т.д.
- Развивающие игры: имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении). Набор логических блоков Дьенеша универсален. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цвет, форма, размер, толщина. При работе с блоками используются карточки - символы, на которых условно обозначены свойства блоков.
Использование таких блоков позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать информацию о них. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развивается навык алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
- Игры на развитие пространственного воображения
Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме. В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта).
- Счетные палочки. Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение.
Предполагаются следующие задания:
- Выложить геометрическую фигуру.
- Сосчитать количество палочек в каждой фигуре.
- Назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура.
- Сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура; сосчитать углы, входящие в фигуру.
- Построить фигуру по образцу
- Самому придумать и сложить фигуру.
Игры – головоломки «Головоломка Пифагора», «Клумбовое яйцо», «Составь квадрат, круг» и другие. Эти игры объединяют общность цели, способ действия и результата. Дети производят в уме логические операции сравнение, синтез (воссоздание образа)
2. Пальчиковые игры:
Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Развитию мелкой моторики способствуют и такие игры: шнуровка, мозаика, вкладыш, чудесный мешочек, разрезные картинки и т.д.
Работа над мышлением ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективней тогда, когда воспитатель включит ее в любой вид деятельности, в занятия, в труд, игры и наблюдения, в обсуждении поступка и в рисовании с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.
Заключение.
Таким образом, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая особенно заметна при многоразовом использовании игр на развитие мышления (логических операций), дети лучше усваивают и используют приемы сравнения, анализирования, классификации. Возрастает активность в самостоятельной деятельности. Повышается интерес к развивающим играм. Дети умело пользуются доказательствами. Познавательная функция речи -это сложная речевая деятельность, которую необходимо развивать для успешного обучения в школе.
Используемая литература.
1. Л.Ф.Тихомирова «Развитие логического мышления детей».
2. Л.Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день- логика для дошкольников».
3. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
4. Пальчиковая гимнастика (Узорова, Нефедова)
5. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».
6. Чистякова М.И. «Психогимнастика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:"Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Материал может быть использован для работы с родителями, при организации НОД, при организации индивидуальной работы с детьми....
Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности»
Консультация для будущих и действующих педагогов...
Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.
Организация проектной деятельности в ДОУ для совершенствования познавательно-исследовательской активности у детей....
методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»
laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...
Тема недели: «Лето красное пропело…» Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе экологического воспитания в ДОУ.
Рекомендации родителям по проведению организованной образовательной деятельности в домашних условиях 20.09.2021 – 24.09.2021...
Конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у детей с ТМНР
Конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у детей с ТМНР...
Консультация для педагогов «Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов «Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»...