«Развитие познавательной функции речи у детей в процессе становления логического мышления»
статья по развитию речи (старшая группа)

В старшем дошкольном возрасте речь перестает быть средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания. Тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решать задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности практически невозможно без участия речи, с её помощью мы организуем и планируем все свои действия. Речь определяет ориентировочную часть деятельности, и только потом следует ее выполнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной функции речи у детей в процессе становления логического мышления»

Введение

Речь - сложная, многоуровневая система деятельности человека, которая неразрывно связана с высшими психическими процессами: вниманием, памятью, воображением, мышлением.

У детей с адекватным развитием речи в старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в деятельности, сознании. У них развивается произвольность психических процессов - способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью.) Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий - способности оперировать в уме, а не только в наглядном плане, различными представлениями.

Одной из составляющих психического развития является речь. У детей с тяжелым нарушением речи эта речевая функция также нарушается

становится неполноценная речевая деятельность. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Без специального обучения воспитанники с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях в процессе ознакомления с окружающей действительностью, а также в повседневной жизни. Дети обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе. Житейские понятия — это субъективные понятия, связанные со словами бытового, повседневного языка. Благодаря этому старшие дошкольники имеют свой мировоззренческий взгляд на решение различных вопросов. В неситуативно - личностное общение и сюжетно-ролевая игра бурно развивают в этом возрасте у детей представление о социальном устройстве и взаимоотношении взрослых. Благодаря словесно - логическому мышлению некоторые из этих представлений становятся абстрактными не зависимыми от конкретно образного содержания.

Актуальность и значимость

Активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, памяти, воображения являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего развития дошкольников. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в детях определенные навыки и умения - а главное привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верным решениям.

В старшем дошкольном возрасте речь перестает быть средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания. Тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решать задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности практически невозможно без участия речи, с её помощью мы организуем и планируем все свои действия. Речь определяет ориентировочную часть деятельности, и только потом следует ее выполнение.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря этому ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно, четко. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Краткое определение логических операций, доступных для детей старшего дошкольного возраста.

Сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез - можно охарактеризовать как мыслительное соединение частей предмета в единое целое, с учетом их правильного расположения в предмете. Игры: «Разрезные картинки», «Сложи фигуру».

Упорядоченность действий. Игры: «Продолжи ряд» (чередование фигур), «что сначала, что потом?» и т.д. - этот прием формирует навык последовательности действий.

Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.

Классификация включает два логических действия:

1.        Выделение общего признака

2.        Деление на классы по основным признакам.

Логическая связка «не» - очень важна для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.

Система работы.

Прежде чем предложить ребенку задание для выполнения, надо убедиться, что он знает название цифр и умеет их писать, знает название геометрических фигур и умеет их рисовать, знает времена года, части суток, умеет различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве и т.д.

Для этого лучше всего провести диагностику. Обследование проводится на выявление познавательной сферы, произвольности поведения, мировоззренческих представлений и графической деятельности. Результаты обследования показывают контрастность в плане развития детей. Уровень мышления каждого ребенка коррекционной группы специфичен. Для успешной работы подбор занимательного материала и задач, а также дидактических и развивающих игр проводится, ориентируясь на уровни развития и восприятия. Особый подход необходим к «слабым» детям. Необходимо учитывать их психические и физические особенности, психологически поддерживать,  

подводить к самостоятельному решению простых задач. В случае утомления, предлагать поменять вид деятельности.

С родителями детей проводится консультативная работа, по закреплению навыков словесно - логического развития, дается наглядный и практический материал в конце каждой недели.

Организация самостоятельной и совместной деятельности.

Ежедневная работа на неделю выстраивается по схеме организации игровой совместной и самостоятельной деятельности. Учитывая то, что решение задач и упражнений должно быть всегда связано с тем, что уже хорошо знакомо ребенку. После выполнения задания ребенком, обязательно предлагается рассказать и объяснить свои действия.

Схема деятельности (примерная)

Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

понедельник

- Настольно/печатные д/ игры

- Загадки

(на закрепление

изученной темы).

-        Игры на развитие мелкой моторики

-        Мозаика

-        Шнуровка

-        Игры с пересыпным материалом.

вторник

- Блоки Дьенеша.

- Настольно-печатные, д/ игры.

среда

- Работа со строительным материалом (по схеме и без).

-Блоки Дьенеша

-Игры в экспериментальном

уголке.

Четверг

- Работа со счетными палочками (по схеме и без).

-        Кубики «Сложи узор»

-        Пазлы «Сложи квадрат».

Пятница

- Игры на развитие творческого воображения.

- Внесение новой развивающей игры.

- Игры со строительным материалом (по схеме и без)

- Со счетными палочками.

Располагая развивающий материал, таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную затем уже в бытовую. Элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности. Например: работа в уголке природы

- Исследование (какие цветы политы, а какие нет?) - логическая операция «сравнение»

- Наблюдение за поведением (внешним видом) ворон - логические операции «сравнение», «синтез», «обобщение»

- Знакомство с хохломской росписью (элементами), сравнение с дымковскими игрушками - логические операции «синтез», «сравнение», «обобщение»

Задачи обучения и воспитания.

- Обучение детей элементарным навыкам логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, ориентировка в пространстве)

- Развитие речи у детей (умение рассуждать, доказывать)

- Развитие познавательных процессов.

- Побуждать детей правильно пользоваться своей речью в свободном обращении.

-Воспитание коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей.

- Уверенности в себе.

Классификация игр (примерный перечень).

Средством достижения поставленных задач можно использовать игры на развитие логического мышления творческого и пространственного воображения, речевой и познавательной активности. Подбор игр и создание развивающей среды осуществляется с учетом разноуровневого развития детей группы, индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

1. Предметные:

-  Дидактические игры (настольно-печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов.

Цель: Развитие речи, логики рассуждения, действовать по правилам, умение сравнивать и отделять предметы по признакам: цвет, форма, назначение.

Например: «Логический поезд», «Что общего?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» и т.д.

- Развивающие игры: имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении). Набор логических блоков Дьенеша универсален. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цвет, форма, размер, толщина. При работе с блоками используются карточки - символы, на которых условно обозначены свойства блоков.

Использование таких блоков позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать информацию о них. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развивается навык алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

- Игры на развитие пространственного воображения

Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме. В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта).

- Счетные палочки. Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение.

Предполагаются следующие задания:

- Выложить геометрическую фигуру.

- Сосчитать количество палочек в каждой фигуре.

- Назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура.

- Сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура; сосчитать углы, входящие в фигуру.

- Построить фигуру по образцу

- Самому придумать и сложить фигуру.

Игры – головоломки «Головоломка Пифагора», «Клумбовое яйцо», «Составь квадрат, круг» и другие. Эти игры объединяют общность цели, способ действия и результата. Дети производят в уме логические операции сравнение, синтез (воссоздание образа)

2. Пальчиковые игры:

Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Развитию мелкой моторики способствуют и такие игры: шнуровка, мозаика, вкладыш, чудесный мешочек, разрезные картинки и т.д.

Работа над мышлением ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективней тогда, когда воспитатель включит ее в любой вид деятельности, в занятия, в труд, игры и наблюдения, в обсуждении поступка и в рисовании с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.

Заключение.

 Таким образом, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая особенно заметна при многоразовом использовании игр на развитие мышления (логических операций), дети лучше усваивают и используют приемы сравнения, анализирования, классификации. Возрастает активность в самостоятельной деятельности. Повышается интерес к развивающим играм. Дети умело пользуются доказательствами. Познавательная функция речи -это сложная речевая деятельность, которую необходимо развивать для успешного обучения в школе.

Используемая литература.

1.        Л.Ф.Тихомирова «Развитие логического мышления детей».

2.        Л.Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день- логика для дошкольников».

3.        З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

4.        Пальчиковая гимнастика (Узорова, Нефедова)

5.        С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».

6.        Чистякова М.И. «Психогимнастика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Материал может быть использован для работы с родителями, при организации НОД, при организации индивидуальной работы с детьми....

Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.

Организация проектной деятельности в ДОУ для  совершенствования  познавательно-исследовательской активности у детей....

методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»

laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...

Тема недели: «Лето красное пропело…» Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе экологического воспитания в ДОУ.

Рекомендации родителям по проведению организованной образовательной деятельности в домашних условиях 20.09.2021 – 24.09.2021...

Конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у детей с ТМНР

Конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у детей с ТМНР...

Консультация для педагогов «Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация для педагогов  «Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»...