Статья:"Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Материал может быть использован для работы с родителями, при организации НОД, при организации индивидуальной работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель логопедической группы ГБДОУ детский сад№29 Курортного р-она г. Санкт-Петербурга.

Статья: «Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.»

Речь является для ребёнка средством информации, способом передачи опыта (передачи знаний, способов действия), средством мышления и конечно средством общения со сверстниками и взрослыми. Однако даже при нормальном развитии к началу дошкольного возраста создаются лишь начальные  предпосылки к осуществлению всех этих задач. Ребёнок с ОВЗ лишь в очень ограниченных пределах может получить информацию с помощью слова – ему понятна только та информация, которая касается хорошо знакомых, наглядно воспринимаемых предметов, людей в привычной ситуации. Почти совсем невозможна передача новых знаний, сведений, способов действия с помощью речи, без наглядности. Мышление осуществляется, в основном, в наглядном плане, и лишь изредка возникает фиксация в слове его цели и результата.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с общим недоразвитием речи приходят в логопедические группы, как правило, на пятом году жизни, и их речь ещё не готова служить средством познания. Перед педагогами стоит задача сформировать познавательную функцию речи, которая связана со смысловой и грамматической сторонами её развития.

Познавательная функция речи весьма сложна и многогранна. Она так же, как и функция общения, формируется в процессе жизни детей, во всех видах деятельности и во всех видах НОД, которые проводятся в дошкольном учреждении. С другой стороны, целенаправленная коррекционная работа должна проводиться комбинируя разные методы, техники и приёмы, как традиционные, так и нетрадиционные, а так же разрабатываться  организованная образовательная деятельность, где будет происходить уточнение и упорядочение, обобщение речевого материала.

Конечно на первом этапе необходимо соединить слово с образом каждого предмета, действия, качества, свойства или отношения, с которыми знакомятся дети. Слово названное взрослым, а затем и самим ребёнком, должно вызвать в его памяти соответствующее свойство, предмет, действие или отношение. Естественно, чтобы слово вызвало в памяти определённый образ, ребёнок должен достаточно чётко воспринимать тот предмет, действие, свойство или отношение, которое это слово обозначает. Такая конкретизация, как правило, приводит к тому, что слово вызывает в памяти ребёнка один или несколько определённых предметов, знакомых из личного опыта, но необходимо продолжать работу над усвоением обобщённого значения слов.

Тот же этап должен быть пройден и при усвоении обозначений действий – глаголов. Важно, что за глаголом также должен стоять образ действия, как за существительным образ предмета, а за прилагательным – свойства. При ограниченном необобщённом понимании значения слова мы сталкиваемся с его ситуативным пониманием и употреблением в речи. Педагогу надо стремиться, чтобы речь ребёнка носила более обобщённый характер.

Развивая восприятие, важно соединить восприятие со словом для того, чтобы сформировать представление, которое может быть вызвано, актуализировано по слову. Не менее важно оно и для развития речи, для освоения значений существительных, обозначающих предметы, и прилагательных, обозначающих качества и свойства. Смешение значений разных слов имеется и здесь, так как названия предметов, цветов, форм, определение величин часто даются детям без наглядности и достаточной уверенности в различении и восприятии называемых предметов и их свойств.

 Столь же важно учить детей правильно воспринимать, хорошо представлять себе действия реальные и изображённые на картинках. Если каждое действие правильно воспринимается ребёнком, хорошо отличается от другого, то будут правильно усваиваться и обозначающие их глаголы.

Особое внимание следует уделить словесным обозначениям пространственных отношений. Эти отношения с одной стороны трудны для восприятия, с другой – чрезвычайно важны для усвоения детьми предлогов и их значений, во многом определяющих грамматическую структуру фразы и понимание её смысла в целом.

Усвоение значений слов, как конкретного, так и обобщённого, происходит во всех видах деятельности, каждая из них играет и свою специфическую роль в речевом развитии ребёнка. Нужно помнить, что при правильном планировании, целенаправленном формировании разнообразной деятельности, речь ребёнка будет развиваться значительно полноценнее.

Очень часто педагоги и воспитатели пользуются привычными, стандартными словами, выражениями и вопросами, постоянно повторяют их в определённых ситуациях. В результате у них создаётся иллюзия  понимания речи детьми, усвоения ими определённого речевого материала. Чтобы избежать такого самообмана, связанного с ситуативным употреблением и пониманием речи, педагогам абсолютно необходимо, с одной стороны, менять слова и выражения, употребляемые в одной и той же ситуации, а с другой – менять ситуации, в которых употребляются знакомые слова и выражения. Можно создавать проблемные ситуации, в которых дети поставлены в условия, принуждающие их понимать и использовать речь вне привычной ситуации.

Таким образом познавательная функция речи формируется постепенно, по мере развития различных  сторон деятельности ребёнка, так и самой речи. Однако это не обозначает, что в обучении детей речь может включаться лишь тогда, когда она сможет полностью принимать на себя передачу знаний ребёнку. Напротив, речь в её познавательной функции используется с самого начала обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-дефектолога в формировании звуковой культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены основные методы и приемы работы учителя-дефектолога по развитию звуковой культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Формирование связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Связная речь это самая сложная единица речи. Основная роль в развитии связной речи отводится мотивации. Но традиционные методы не не ведут к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов....

Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Совершенствование когнитивных функций речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом принципа интеграции образовательных областей

При создании условий для детей необходимо развивать все стороны личности в разных видах деятельности. Отображены цели, структура, типы интегрированного занятия. Показана практическая работа с детьми с...

Использование дидактической игры "Вспоминай-ка" для развития и коррекции познавательных процессов и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование дидактической игры "Вспоминай-ка" для развития и коррекции познавательных процессав и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Консультация для педагогов «Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация для педагогов  «Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»...