Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.
методическая разработка по окружающему миру
Организация проектной деятельности в ДОУ для совершенствования познавательно-исследовательской активности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_aktivnost.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Гринева Ирина Павловна, воспитатель
ГБДОУ №75 Приморского района
Санкт-Петербурга
Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский В. А.
Современная педагогика значительно изменила отношение взрослых к детям. Воспитатели ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями ребенка. Педагоги не только уделят внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучают через совместный поиск решений, предоставляют ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Прекрасным средством сотворчества детей и взрослых и способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов»: «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу:
- поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);
- информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
- игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
- творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции).
Проекты могут быть индивидуальные, парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными.
Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.
Важным критерием в способе организации проектной деятельности является возраст ребенка:
- Исполнительно-подражательный проект (дети 3,5-5 лет) – взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо подражают его действиям;
- Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения результата
- Творческий проект (дети 6-7 лет) – педагог создает условия для самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения.
Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.
Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования в детском саду:
- Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
- Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
- Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
Любой проект, реализуемый в дошкольном учреждении, обладает рядом характеристик:
- Наличие общей темы.
- Личная значимость темы и конечного продукта проекта для детей.
- Формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта.
- Использование в ходе проекта разных форм организации деятельности детей. Включение детей в разные виды деятельности по ходу реализации проекта.
- Участие родителей воспитанников в реализации содержания проекта.
- Презентация промежуточных результатов и конечного продукта проекта детьми.
Проектов, которые можно применять и использовать в детском саду, много: это и тематические проекты (информационные, творческие, игровые, исследовательские).
В нашей подготовительной группе детского сада, в течение года, были реализованы следующие проекты:
- «Моя семья»
- «Мой любимый детский сад»
- «Деревья нашего детского сада»
- «Животные наших лесов»
- «Красная книга природы»
- «Летопись славных дел»
- «Космос далекий и близкий»
- «Мир музеев глазами детей»
В реализации всех этих проектов принимало участие разное количество воспитанников. Некоторые проекты готовили несколько детей, а какие-то требовали участия всей группы детей, были и индивидуальные. Все проекты были разные по объему и требовали разные сроки для реализации.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатывала поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражала формы работы по данному направлению в зависимости от задач проекта. Работу над проектами старалась строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении поделок, макетов, рисункрв, собирали иллюстративный и информационный материал, выполняли творческие задания, посещали музеи.
Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.
В процессе проектов были проведены тематические развлечения, выступления детей по теме, творческие гостиные, мастер-класс, праздники, КВН с родителями, оформлены тематические альбомы, газеты, выставки, которые подводили итог нашей совместной деятельности.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире, и, в полной мере, развить свою познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Развитие коммуникативной и речевой компетентности в процессе проектной деятельности»
В настоящее время метод проектов всё активнее используется, а практике детских садов....
Презентация опыта работы на тему "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной деятельности"
Метод проекта как средство развития познавательной активности дошкольников...
Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструирование, конструирование из бумаги)деятельности.
Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на Образовательная область "Познание". Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструирование,кон...
Консультация для педагогов на тему"Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности"
Дети-это исследователи. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее они развиваются....
Познавательно-исследовательский проект. В рамках всероссийского конкурса "Проектная деятельность в образовательном учреждении" Международный день без бумаги «Как мы бережем ресурсы»
Международный день без бумаги«Как мы бережем ресурсы»Презентация к проекту[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15877515","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height"...
Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи....
5. Познавательно-исследовательский проект в рамках всероссийского конкурса «Проектная деятельность в образовательном учреждении»" «Международный день без бумаги» «Как мы бережем ресурсы»
Познавательно-исследовательский проект «Международный день без бумаги» «Как мы бережем ресурсы»...