Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.
методическая разработка по окружающему миру

Гринева Ирина Павловна

Организация проектной деятельности в ДОУ для  совершенствования  познавательно-исследовательской активности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_aktivnost.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Гринева Ирина Павловна, воспитатель

ГБДОУ  №75 Приморского района

 Санкт-Петербурга

Развитие познавательно-исследовательской активности у детей  в процессе проектной деятельности в ДОУ.

 «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,                  

 но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось

еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

                                                                                        Сухомлинский В. А.

   Современная педагогика значительно изменила отношение взрослых к детям.  Воспитатели ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями ребенка. Педагоги  не только уделят внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучают через совместный поиск решений, предоставляют ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Прекрасным средством  сотворчества детей и взрослых и  способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

   Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

   Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов»: «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

   Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

   Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу:

  • поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);
  • информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
  • игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
  • творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции).

   Проекты могут быть индивидуальные, парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм.    Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными.

  Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.

   Важным критерием в способе организации проектной деятельности является возраст ребенка:

  • Исполнительно-подражательный проект (дети 3,5-5 лет) – взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо подражают его действиям;
  • Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения результата
  • Творческий проект (дети 6-7 лет) – педагог создает условия для самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения. 

   Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.

    Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования в детском саду:

  • Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
  • Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
  • Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.

   Любой проект, реализуемый в дошкольном учреждении, обладает рядом характеристик:

  • Наличие общей темы.
  • Личная значимость темы и конечного продукта проекта для детей.
  • Формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта.
  • Использование в ходе проекта разных форм организации деятельности детей. Включение детей в разные виды деятельности по ходу реализации проекта.
  • Участие родителей воспитанников в реализации содержания проекта.
  • Презентация промежуточных результатов и конечного продукта проекта детьми.

Проектов, которые можно применять и использовать в детском саду, много: это и тематические проекты (информационные, творческие, игровые, исследовательские).
  В нашей подготовительной группе детского  сада, в течение года, были реализованы следующие проекты:

  • «Моя семья»
  • «Мой любимый детский сад»
  • «Деревья нашего детского сада»
  • «Животные наших лесов»
  • «Красная книга природы»
  • «Летопись славных дел»
  • «Космос далекий и близкий»
  • «Мир музеев глазами детей»

   В реализации всех этих проектов принимало участие разное количество воспитанников. Некоторые проекты готовили несколько детей, а какие-то требовали участия всей группы детей, были и индивидуальные. Все проекты были разные по объему  и требовали  разные сроки для реализации.

   Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатывала поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражала  формы работы по данному направлению в зависимости от задач проекта. Работу над проектами старалась строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

   Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении поделок, макетов, рисункрв, собирали иллюстративный  и информационный материал, выполняли творческие задания, посещали музеи.

   Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.

   В процессе  проектов были проведены тематические развлечения, выступления детей по теме, творческие гостиные, мастер-класс, праздники, КВН с родителями, оформлены тематические альбомы, газеты, выставки, которые подводили итог нашей совместной деятельности.

   Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

   Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

    Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

   Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире, и, в полной мере, развить свою познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативной и речевой компетентности в процессе проектной деятельности»

В настоящее время метод проектов всё активнее используется, а практике детских садов....

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструирование, конструирование из бумаги)деятельности.

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на Образовательная область "Познание". Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструирование,кон...

Консультация для педагогов на тему"Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности"

Дети-это исследователи. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее они развиваются....

Познавательно-исследовательский проект. В рамках всероссийского конкурса "Проектная деятельность в образовательном учреждении" Международный день без бумаги «Как мы бережем ресурсы»

Международный день без бумаги«Как мы бережем ресурсы»Презентация к проекту[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15877515","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height"...

Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи....