Конспект по развитию речи. Рассматривание картины "Ежи".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект по развитию речи. Рассматривание картины "Ежи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. 
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем. 
2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного
еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. 
Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
 Оборудование: учебно-наглядное пособие «Ежи», С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев. 
Ход занятия:
  1.Воспитатель созывает детей в круг. 
- Ребята, какое сейчас время года? 
- Как называется осенний месяц? 
- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето) 
- Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела… .А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

Сердитый недотрога живет в лесу глухом,

 Иголочек так много , а ниток ниодной. 

Кто это?
- Как вы догадались, что это еж? 
Дети обосновывают ответ

2.Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

- Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)

- Покажите, как ежик пыхтит.

 (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети. (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок). 

3. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки. Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).2

- Назовите пожалуйста слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

4. У меня для вас есть сюрприз - прекрасная картина. Она мне очень сильно понравилась, и я захотела показать её вам. (показ картины)

- Вам нравится картина?

-Что изображено на этой картине?

- Где они живут?

- Ежи дикие или домашние животные?

- Какое время года? Почему вы так решили?

- Какая травка на полянке?

- Какие насекомые изображены на картине?

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

- Какая мама ежиха?

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

- Почему ежонок спрятался?

- На что он стал похож?                                                   

- Каким мы можем назвать этого ежонка? 

- Как бы вы назвали эту картину?

5.Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
3

6.-А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.

Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.

Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.

Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!4

7.- Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.

Воспитатель может предлажить свое начало рассказа: «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к лесному ручью. Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат? »
Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».
Д: Один ежонок, увидел лягушку и захотел с ней поиграть. 
В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался лягушки. Потому, что ежонок какой? (смелый, храбрый) 
Д: Другой ежонок поймал божью коровку, червяка, жука и, думает, что с ними делать. 
В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный) 
Д: Третий ежонок пьет воду из ручейка, потому что очень захотел пить. 
После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа). 
ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик пьет воду из ручейка, потому что он очень устал. Другой ежик смелый и любопытный (вышел на охоту, поохотился) нашел червяка, жука, божью коровку и думает кого съесть. Третий ежик храбрый увидел лягушку, и хочет с ней поиграть. 
Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней. 
Д: ежиха поймала двух жуков, думает, что сними делать. 
Д: Ежиха смотрит на ежата. 
В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится) 
В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама. 
ОБОБЩЕНИЕЕжиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда. 
- Теперь нам осталось закончить наш рассказ. 
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу. 
«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».
8. – У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе. Чтобы не запутаться и чтоб рассказ получился интересным, я предлагаю вам подсказки. А еще мы наш рассказ запишем на диктофон. Потом послушаем. Вы помните, мы с вами слушали аудио сказки. 
Воспитатель вывешивает на доску алгоритм (план, подсказки – 4 карточки, на, которых схематически обозначены ориентиры, о чем нужно рассказывать. 
1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие. 
2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры) .
3. Потом расскажите про ежиху (ее занятие, ее характер) .
4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему) .
-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как недотрога, колючий, любопытный, внимательная., охотиться… 
Заслушивается ответ 1-2 человек. 
Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день… »
Анализ детских рассказов. 
Воспитатель включает диктофон, и дети слушают рассказы
- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья. 
  Итог
- Ребята, скажите, чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься? 
- О чем было трудно для вас рассказывать? О чем (о ком) легко? 
Внимательно слушали, поэтому удалось последовательно, точно, красочно передать в рассказе, то, что увидели на картине. 
Вы все молодцы! Хорошо потрудились, но особенно…

- В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку,   шепотом, без  

Гриб большой ежихе нужен:

Ждут ежата гриб на ужин.

  - Спасибо вам за занятие! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание игрушки. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание игрушки. Дидактическая игра «Магазин игрушек». Соответсвует требованиям написания конспекта для аттестации на соответствие занимаемой должности....

Конспект занятия по развитию речи . Рассматривание картины "Зимой на прогулке ".

Картина не только расширяет и углубляет детское представление об общественных и природных явлениях ,но и развивает связную речь детей....

Конспект по развитию речи в группе раннего развития «Рассматривание грузовика».

Конспект по развитию речи " Рассматривание грузовика"...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ по коммуникативному развитию. Развитие речи Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И. И. Левитана.

Программное содержание:Образовательные задачи- учить видению художественного образа,  единства  содержания  и  языка  пейзажной  живописи (настроение, выраженное  ср...

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...

Конспект по развитию речи (область художественно-эстетическое развитие) в первой младшей группе на тему: "Рассматривание игрушек: паровоз, корова, петух"

Конспект по развитию речи в первой младшей группе на тему: "Рассматривание игрушек: паровоз, корова, петух"...