"В гостях у сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Непрерывная образовательная деятельность в форме занятия. Образовательная область «Речевое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38»
141300 г. Сергиев Посад, ул. 2-ой Кирпичный завод, д.22Б
Тел./факс 8(496)54-9-18-92
Непосредственно образовательная область в форме занятия
Образовательная область «Речевое развитие»
на тему:
«В гостях у сказки»
Воспитатель
первой квалификационной категории
Палицына Екатерина Александровна
старшая группа №7
2015 учебный год
Цель: развитие речи у детей дошкольного возраста посредством восприятия художественных произведений.
Задачи:
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
- Развивать связную речь дошкольников.
- Развивать внимание, память, мышление, слуховое восприятие, общую моторику.
- Развивать умение отгадывать загадки, умение узнавать сказки и их героев.
- Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах загадок.
- Закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров.
- Закреплять и обобщать знания детей о прочитанных сказках.
- Закреплять умение работы детей на интерактивной доске.
Материал:
- Сказочная яблоня с яблоками.
- Мешок Бабы Яги.
- Домик Бабы Яги.
- Сундук.
- Золотой ключик.
- «Река» и мостик.
- Предметные картинки (с изображением сказочных героев).
- Карта группы.
- Макет книги с загадками.
- Звукозаписи (сказочная музыка, голосовое письмо Василисы Премудрой).
- Презентация на тему «Сказочные подсказки».
- Интерактивная доска.
- Планшет.
Предварительная работа:
- Прослушивание пьес и музыкальных произведений о сказочных героях.
- Знакомство со сказками – чтение сказок, рассказывание, слушание в записи, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, драматизации, рассматривание иллюстраций и книг.
- Обыгрывание сказок (пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр)
- Драматизация сказок.
- Рассказывание по мнемотаблицам стихов, сказок.
- Чтение художественной литературы.
Ход НОД:
Воспитатель и дети стоят перед книжной полкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте будем вежливы …. и покажем, как мы приветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Воспитатель: Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. А сейчас послушайте и отгадайте загадку.
Воспитатель: Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят.
Дети: Книжная полка, книжный шкаф, библиотека.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Я считаю. (я думаю., мне кажется., по-моему) что это - библиотека, потому что, во-первых, там книги стоят в ряд, во-вторых, игрушек там нет, в-третьих, туда ходят те, кто умеет читать. Поэтому, это - библиотека.
Воспитатель: Правильно, библиотека.
Воспитатель: У нас в группе тоже есть библиотека (подводит детей, дети рассаживаются на коврике). В ней находятся разные книги. С какими вы знакомы?
Дети вспоминают, какие книги есть в их библиотеке.
Воспитатель: Книг в нашей библиотеке очень много, разных по оформлению и содержанию, разных жанров. Догадайтесь, к какому жанру относятся следующие отрывки (воспитатель берет одну из книг и зачитывает отрывок, дети определяют жанр).
Голос воспитателя выражает специфику жанра.
1. Жил-был маленький Паучок. И была у него страшная Паучиха-мамаша и множество братишек и сестренок. Паучиха разговаривала строгим страшным голосом. И вот в один прекрасный осенний день наш Паучок потихоньку убежал от Паучихи.
(Сказка).
Воспитатель: Почему ты так думаешь?
2. Полина Б.: Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.
(Стихотворение).
Воспитатель: Докажи, пожалуйста, свой ответ.
3. Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка. Красивая. Виталик был рад, что у него есть карасик.
(Рассказ).
Воспитатель: Объясни своим друзьям, почему ты так решил?
4. Лера: В зелёной палатке колобки спят сладко.
Много круглых крошек! Что это? (Горошек)
(загадка).
Дети называют жанр произведения, доказывают ответ.
На экране звучит музыка, появляется письмо. Воспитатель обращает внимание детей и подводит к экрану.
Воспитатель: Письмо какое-то!
«Низкий поклон вам, добры молодцы и красны девицы!
Была у нас книга. Непростая, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели ветры буйные, унесли нашу книгу за тридевять земель, в тридесятое царство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи нам не обойтись!
Оставляю вам подсказки.
С низким поклоном, Василиса Премудрая.»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, справимся с заданием Василисы Премудрой?
Давайте посмотрим, что за подсказки приготовила она для нас.
Воспитатель: А вот и река, кисельные берега
На экране изображение реки. Воспитатель указывает на нее.
Воспитатель: Тот кто сказку назовет
Реку смело перейдет,
Сразу в сказку попадет
И подсказки там найдет.
Воспитатель подводит детей к «воде» и указывает на камушки с загадками. Воспитатель читает загадки.
Воспитатель: И зайчонок, и волчица –
Все бегут к нему лечиться. (доктор Айболит)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (красная шапочка)
Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он ... (катился).
Был он весел, был он смел
И в пути он песню ... (пел),
Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый ... (Мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ... (Лису),
От неё уйти не смог.
Что за сказка?
"..............."! («Колобок»)
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом).
Рада мышка-поскребушка
И зелёная … (лягушка).
Рад и побегайчик,
Длинноухий … (зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко, –
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка).
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный … (дом).
Дзинь-ля-ля – поёт синичка!
Это сказка «…» ("Рукавичка")
Жили-были семь ребят –
Белых маленьких ... (козлят).
Мама их любила,
Молочком ... (поила).
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый ... (волк).
Шкуру белую надел,
Нежным голосом ... (запел).
Как коза запел тот зверь:
– Отоприте, детки, ... (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам ... (принесла).
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
"... и ........... ........". ("Волк и семеро козлят")
Дети называют сказки и переходят по мостику через «реку». Звучит сказочная музыка.
Воспитатель: Василиса Премудрая нам говорила про подсказки. Где же они?
На экране появляется подсказка. Воспитатель зачитывает задание.
Воспитатель: Вероятно, это первая подсказка - сказочная загадка.
Воспитатель: Отгадайте, о чем я говорю.
- Дерево волшебное
С яблоками спелыми.
Если съешь его плоды-
От врага упрятан ты.
Дети отгадывают загадку, доказывают ответ.
Воспитатель: Мы разгадали загадку.
Воспитатель: А вот и яблоня… (подводит детей к ней)
Воспитатель: Яблонька непростая, сказочная. И плоды ее - сказочные. Яблоня подскажет нам, куда идти, если мы угадаем из каких сказок эти герои.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Замечательно справились с заданием яблони.
Воспитатель: Ребята, напомните мне, с какой целью мы отправились путешествовать по сказке? (ищем волшебную книгу) Может быть, Василиса Премудрая оставила нам еще подсказку?
Дети видят очередную подсказку.
Воспитатель: У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди)
Воспитатель: Я думаю, чтобы добраться до следующей подсказки нам нужно превратиться в гусей-лебедей. Согласны?
Вокруг себя повернитесь, в Гусей-лебедей превратитесь!
(Звучит музыка под которую дети, изображая лебедей двигаются).
Воспитатель повторяет заклинание, чтобы снова превратиться в детей, обращает внимание детей на мешок, лежащий около домика. Достает оттуда листок с заданием.
Воспитатель: Прочтем, что написано.
Сколько лет - никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос - крючком, горбом спина,
С нечистью лесной дружна.
Дом её - на курьих ножках,
Ну, и вредная немножко.
Воспитатель: О ком загадка? (Баба-Яга). Я сомневаюсь, объясни, почему ты так считаешь?
Дети: Я думаю..., Я считаю..., Мне кажется, что это Баба-Яга, потому что, во-первых, она очень старая. Во-вторых, летает в ступе. В-третьих, она горбатая, нос ее крючком. В-четвертых, живет в избушке на курьих ножках. Значит, это - Баба-Яга.
Воспитатель: Прочитаем, что еще написано (воспитатель делает интонацией нужные акценты)
Ребята, здесь написано, что баба Яга украла у сказочных героев их предметы… (предметы на доске). А наша задача угадать какому герою, какой предмет принадлежит.
Дети подходят к доске.
Ведущий: Давайте попробуем отгадать, у каких же героев баба Яга забрала вещи.
Игра «Чей предмет»
Дети отгадывают сказочного персонажа, под ней герой сказки.
Дети должны угадать, какому герою принадлежит предмет из какой сказки и кто автор.
- Золотой ключик - Буратино
- Стрела – Царевна лягушка
- Горшочек меда – Винни-Пух
- Хрустальная туфелька – Золушка
- Самовар – Муха Цокотуха
Воспитатель: Мы с вами с успехом выполнили задание. Пора бы и книгу волшебную найти.
На экране появляется следующее задание.
Воспитатель: Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги.
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
(Ступа)
Воспитатель: Чтобы быстрее добраться до следующего испытания, я предлагаю воспользоваться ступой и метлами.
Дети садятся в воображаемую ступу, делают имитационные движения руками, звучит музыка.
Музыка затихает. Воспитатель предлагает детям подойти к сундуку.
Воспитатель: Я уверена, книга волшебная в сундуке…
Воспитатель достает листок с заданиями, читает:
Он - богатый, всемогущий.
Очень стройный, страшно злющий.
Смерть его в конце иглы.
Воспитатель: Чье это послание?
Дети: Это от Кощея Бессмертного.
Воспитатель: Путь подскажет, если вы,
Взяв с собой смекалку в дело,
Здесь составите умело,
Сказочные выражения с рифмою в конце.
Какое задание нужно выполнить?
Воспитатель: Я даю ключ, передавайте его друг другу по очереди, у кого ключ тот и продолжает фразу.
Дидактическая игра «Рифмы»
Вспомните известные рифмованные сказочные выражения (прочитать 4-5).
Лисичка - … (сестричка)
Волк - … (зубами щелк)
Ежик - … (не головы, не ножек)
Мышка - … (норушка)
Волчок - … (серый бочок)…
Воспитатель: Долго ли, коротко ли, добрались вы, ребята, до последнего, испытания.
Воспитатель: Где-то затерялась последняя подсказка. Поищем ее вместе.
Воспитатель достает из сундука карту. Получается карта группы.
Воспитатель: Эта карта мне что-то напоминает.
Дети: Да это же карта нашей группы!
Воспитатель: Тут красный крестик. Наверное, это то место, куда нам нужно прийти.
Дети находят свое положение на карте и отыскивают место, отмеченное на карте крестиком. На этом месте обнаруживают книгу - заготовку. На страницах книга - рисунки - пометки по темам (Животные, растения, предметы быта).
Звучит звукозапись: Добры молодцы и красны девицы! Отыскали вы книгу волшебную. Спасибо вам за это и низкий поклон! Только все загадки со страниц ее пропали!
Воспитатель: Ребята, поможем Василисе Премудрой и сказочным персонажам - заполним страницы книги загадками?
Дети соглашаются.
Воспитатель: Но не будем спешить. Ведь как говорится «Поспешишь…»
Дети: Людей насмешишь.
Воспитатель: Загадки будем придумывать и дома и на занятиях. А потом лучшие из них поместим в книгу. Согласны?
Звучит сказочная музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Гость группы "В гостях у сказки"
Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...