Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Казакова Елена Николаевна

По итогам логопедического обследования в сентябре года воспитанник показал низкие результаты по развитию всех компонентов речи: полиморфное нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, грубые нарушения слоговой структуры слов, бедность лексического запаса, недоразвитие грамматических категорий, однотипность связных высказываний.

Цель: создание специальных педагогических условий для развития речи воспитанника. Проведение коррекционно-развивающей работы по развитию всех компонентов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_rechevogo_razvitiya.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут

коррекции речевого развития

Фамилия, имя ребенка

______________________________________________________________

Год рождения

______________________________________________________________

Заключение

ОНР III уровня___________________________________________________

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие речевой моторики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие мотивации к речевому общению.
  • Обогащение активного и пассивного словаря.
  • Формирование навыка согласования слов.
  • Развитие связной речи.

Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий 15 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Развитие речевой моторики.

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мелкой моторики

- совершенствование статической организации движений;

- совершенствование динамической организации движений;

- совершенствование динамической и статической организации движений.

Коррекция звукопроизношения.

Постановка звуков   [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х'], [Ш'], [Ж], [Л], [Р], [Р'],Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.

Формирование слоговой структуры.

Обучение передаче ритмического рисунка.

 Работа с классами слов по классификации Марковой.

Развитие фонематического восприятия.

Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; определению места звука в словах. Деление слов на слоги.

Развитие мотивации к речевому общению.

Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением словарного запаса; формирование способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и месяцев; подбор прилагательных по лексическим темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов.  Часть-целое.

 Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи.

 Формировать умение отвечать полным предложением.  Развитие диалогической речи. Обучение составлению предложений по серии сюжетных  картин.

Планирование коррекционной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы

«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Перелётные птицы», «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Артикуляционная гимнастика

«Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится»

Дыхательная гимнастика

«Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Шарик лопнул».

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием су-джок-шарика), «Капуста», игры со шнуровками.

Слоговая структура слова

- учить различать на слух длинные и короткие слова;

- учить передавать простой ритм;

- работа со словами I и III класса.

Фонематические процессы

-дифференциация неречевых звуков;

-воспроизведение слоговых рядов;

-выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов;

Грамматический строй речи

-образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде;

-образование относительных прилагательных;

- составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы.

Связная речь

- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

-составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам;

- пересказы с опорой на картинку;

- заучивание стихов.

Звукопроизношение

Постановка звуков [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х'].Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; Дифференциация с заменяемыми звуками: [К]- [Т], [Г]- [Д], [Х]- [Ф].

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы:

 «Зима», « Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»

«Дикие животные», «Праздник 23 февраля»

Артикуляционная гимнастика

 «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка».

Дыхательная гимнастика

«Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки - «Толстячок - худышка», «Сдуй снежинку»

Пальчиковая гимнастика

 «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять», шнуровки.

Слоговая структура слова.

-упражнять в передаче ритмического рисунка;

- работа со словами II,V,VI, XI классов.

Фонематические процессы

- формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

- формировать умения различать слоги со сходными звуками;

- формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

- закреплять навык выделения первого звука в слове;

- закреплять навык определения последнего звука в слове;

Грамматический строй речи

- образование множественного числа существительных;

- согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;

- согласование числительных с существительными;

- согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными;

- составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему.

Связная речь

- ответы на вопросы полным предложением

- закреплять навык построения предложений из 3 слов;

- обучение составлению короткого рассказа по картине.

Звукопроизношение

Постановка звуков [Ш], [Ж]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Дифференциация [Ш]-[С], [Ж]-[З].    Постановка [Ч], [Щ]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Дифференциация [С']-[Щ], [Ц]-[С], [Ч]-[Т'].

III период (март, апрель, май)

Лексические темы:

«Весна», «Праздник 8 марта», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые»

Артикуляционная гимнастика

 «Чашечка», «Лошадка», «Индюк»,

«Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел».

Дыхательная гимнастика

«Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок»

Пальчиковая гимнастика

игры с су - джок-шариком, игры со шнуровкой.

Слоговая структура слова

- упражнять в передаче ритмического рисунка.

-работа со словами VII,VIII, X классов.

Фонематические процессы

- закреплять навык определения позиции звука в слове;

- закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове;

- формировать умения выделять слова из предложения.

Грамматический строй речи

- образование множественного числа существительных;

- согласование числительных с существительными;

- употребление существительных в косвенных падежах;

-согласование прилагательных с существительными;

Связная речь

- ответы на вопросы полным предложением;

-закрепление навыка составления короткого рассказа по картине.

Звукопроизношение

Постановка звуков [Л], [Р],[Р']. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

Список литературы:

  1. Гомзяк О.С.  Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. -  М.: изд-во ГНОМ, 2013
  2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
  3. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.
  4. Т.Ю. Бардышева. Игры с пальчиками.
  5. Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
  6. Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
  7. Л.А. Комарова. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
  8. Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
  9. Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
  10.  Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...