Обобщение передового практического опыта. «РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ»
методическая разработка по развитию речи

Корабельникова Елена Алексеевна

В последнее время у детей,  приходящих в детский сад наблюдается скудный словарный запас для их возраста. Не умение выразиь свои желания хотя бы в двух словах. Стандартные методы работы недостаточны для восполнения и развития речи детей. Дети в дошкольном возрасте, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Как отмечает Н. Гавриш: " В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи и расширению и обогащению словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

                                        

Обобщение передового практического опыта.

«РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ»

                 

                   

                     

     Составитель:

           Корабельникова Е.А.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………3
  2. Особенности понимания малых фольклорных форм дошкольниками…...6
  3. Методика ознакомления с устным народным творчеством…………….….9
  1. Методика ознакомления с фольклором на занятиях……………………9
  2. Методика ознакомления с пословицами и поговорками………………10
  3. Методика ознакомления со сказками…………………………………...10
  4. Методика ознакомления с загадками…………………………………...11
  1. Предполагаемый результат…………………………………………………12
  2. Речевой материал для работы над дикцией………………………………...13

Библиография……………………………………………………………………14

Приложение…………………………………………………………………...…15

  1. Пояснительная записка

Влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей дошкольного возраста.

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по развитию речи детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим источником развития выразительности детской речи и обогащение словаря являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям, присуще излишняя торопливость, нечеткое проговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Работа над автоматизацией поставленных звуков, подчас скучна и однообразна для ребенка. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. Тексты потешек, подчас забавны, дети с удовольствием повторяют их, закрепляя тем самым правильное произношение звуков, занятия становятся интересными и разнообразными.  

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.

Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Принципы развития речи.

Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Методические принципы отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др.

Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Принцип развития языкового чутья («чувства языка»).

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Принцип обеспечения активной речевой практики.

Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка

Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий.

Рабочая программа основывается на следующие нормативно-правовые документы:

- Закон РФ «Об образовании».

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946).

- Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13. (от 15 мая 2013 г. № 26)

- Устав МБОУ «ЦО № 49».

- Годовой план работы МБОУ «ЦО № 49».

2. Особенности понимания малых фольклорных форм дошкольниками.

Известно, что старшие дошкольники испытывают большие затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могут лишь рассказывать, о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде камушки"), "Про Емелю, он медленно едет" ("Едет Емеля, да ждать его неделю"), "Про зайца и волка" ("Трусливому зайке и пенек - волк"), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

У детей возникают ассоциации, не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу.

Например, о пословице "Едет Емеля…" – "Это про Емелю, он щуку поймал"; "Емеля на печке лежит, а к царю ехать не хочет". О пословице "Трусливому зайке…" – "Волк – значит пенек, а зайчик на него сел"; "Волк на пеньке сидит". О пословице " Хочешь, есть калачи, не лежи на печи" –

"Не нужно есть лежа, а то крошки в постель попадут …".

Тем не менее, при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и учатся на их основе делать логические выводы.

Если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Работа по использованию малых форм фольклора с дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

Мы постарались восполнить этот пробел. На занятиях по развитию связной речи, старались подбирать такие художественные произведения (сказки, рассказы), на примере которых можно ярко продемонстрировать детям значение той или иной пословицы, поговорки. Затем просили детей проиллюстрировать основную мысль сказки, рассказа, которая комментировалась поговоркой или пословицей.

Для этого мы завели альбом и записывали туда известные детям пословицы и поговорки.

Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом. Мы попросили родителей и детей припомнить забавные случаи, которые произошли с ними самими или с их знакомыми. Записать эту историю и подобрать к ней подходящую пословицу или поговорку.

На следующем этапе работы, мы попросили родителей помочь детям подобрать фотоматериалы к поговорке или пословице, которая особенно запомнилась или понравилась их ребенку.

Используя подобранные материалы, мы с детьми выпустили групповую стенгазету, которую так назвали: «Поговорки – цветочки, пословицы - ягодки»

Пословицы и поговорки использовались на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Воспитатель предварял чтение художественных произведений, пословицей или поговоркой, подводя детей к осознанию идеи произведения;

Например, перед чтением сказки «Лиса и журавль» мы выясняли, как понимают дети выражение "Как аукнется, так и откликнется". Затем предложили объяснить значение слова "аукнуть", подбирали синонимы к этому слову. Обсудили значение выражения «не солоно хлебавши». Дети говорили, как они понимают пословицу "Как аукнется, так и откликнется". (Пословица о том, что к другим людям надо относиться так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе). Подобрали пословицу со схожим значением: «Не рой другому яму, сам в неё попадешь». После обобщения ответов, предложили внимательно прослушать сказку и решить, почему герои сказки так поступили. (Варианты ответов детей: «… из-за жадности…», «…хотели обхитрить друг друга…»). В свободное время предлагали детям проиллюстрировать пословицу.

Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.

Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Таким образом, они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.

Важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

В процессе работы были замечены такие изменения:

  • у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх, играх - забавах, выбирая ведущего с помощью считалок.
  • родители с большим интересом отнеслись к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми и подбирали пословицы и поговорки, объясняя детям их смысл.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей развивает словесно-логическое мышление. Учит детей устанавливать причинно-следственные связи между происходящими событиями. Развивает творческие способности детей, а в совокупности помогает в личностном становлении ребенка.

Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

3. Методика ознакомления с устным народным творчеством.

Традиционно принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду:

1. Чтение и рассказывание на занятиях:

- одного произведения;

- нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);

- объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;

- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);

- чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.

2. Использование вне занятий, в разных видах деятельности (рассказывание вне занятий, уголок книги, вечера сказок, фольклорные праздники, мини-музеи сказок и т.д.).

 

3.1. Методика ознакомления с фольклором на занятиях.

Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:

1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.

2. Использование потешек, поговорок и т.д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т.д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.

3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка» - приводят в движение именно эту часть игрушки и т.п.).

4. В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т.д.

5. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.

6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.

7. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.

8.Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.

3.2. Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:

1. Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.

2. Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей накопиться некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие содержанию и идее определенной сказки.

3.3. Методика ознакомления со сказками:

1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

2. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной.

3. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

5. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения.

6. Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация.

3.4. Методика ознакомления с загадками:

1. На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.

2. Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям для сравнения две загадки, спросить какая из них двух им больше понравилась и почему. Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку.

3. Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метафорических загадок, педагог предлагает им самим придумывать загадки о предметах, явлениях действительности.

 

4.        Предполагаемый результат

После проведенной работы дошкольники чаще рассматривают книги с произведениями устного народного творчества, общаться друг с другом по их поводу. Они самостоятельно используют образно-игровые этюды, ролевые диалоги по иллюстрациям, задания-загадки с карточками пиктограммами эмоциональных состояний. Наблюдается активное использование фольклорных поэтических текстов в самостоятельной игровой деятельности (на прогулке водить хороводы, «пчелки-пчелки»).  Оборудование театрально-игрового модуля позволяет детям самостоятельно организовывать игры драматизации по мотивам русских народных сказок и потешек.

У детей появляется устойчивый интерес к произведениям устного народного творчества (потешкам, прибауткам и сказкам) и самостоятельной деятельности на их основе.

Дети проявляют положительное отношение и к слушанию и к самостоятельному рассказыванию фольклорных произведений. Дети отмечают, что их привлекает художественно-речевая и игровая деятельности.

Таким образом, устное народное творчество применяться детьми в качестве привлекательного содержания самостоятельности художественно-речевой и игровой деятельности, что способствует развитию выразительности детской речи в единстве ее вербальных (интонационных и лексических) и невербальных компонентов.

В работе доказана возможность использования произведений устного народного творчества как эффективного средства развития у дошкольников разных компонентов речи в единстве.

5. Речевой материал для работы над дикцией.

Пословицы, поговорки.

Как постелешь, так и поспишь.

Руки не протянешь, с полки не достанешь.

Ешь – не кроши, съешь – не проси.

Не поднимай нос: споткнешься.

Кашу маслом не испортишь.

Не спеши судить – спеши выслушать.

Задумал бежать, так не надо лежать.

Знайка бежит, а незнайка на печке лежит.

Железом золото добывается.

Жизнь жизни рознь.

Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.

Заварил кашу – не жалей масла.

Не тот друг, который мажет, а тот, который правду скажет.

Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами.

Береги нос в сильный мороз.

Всему свое время.

Где снег, там и след.

Есть совесть — есть и стыд.

И сила уму уступает.

Как ни тесно, а все есть место.

Готовь сани с весны, а колеса с осени.

Всякое семя сеют в свое время.

Конец — делу венец.

Как аукнется, так и откликнется.

Не плюй в колодец — пригодится водицы напиться.

Библиография.

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
  2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
  4. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
  5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
  6. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
  7. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.
  8. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967. –С.46-60.
  9. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО  "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
  10.  Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
  11. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

Приложение 1

Тематический план

Младшая группа

Время

проведения

Содержание

Программные задачи

Сентябрь

1 неделя

Потешки:

«Водичка-водичка…»

«Большие ноги идут по дороге»

Познакомить с жанром потешки. Обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность потешек. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «У нашей бабушки десять внучат»

Вырабатывать умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Развивать способность воспроизводить интонационные особенности речи, выдерживать паузу.

3-4 неделя

Развлечение «Приходите в гости к нам»

Отрабатывать произношение гласных звуков: [а],[у],[о],[и]. Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.

Октябрь

1 неделя

Театр на фланелеграфе «Тень-тень-потетень»

Развивать способность к произвольному запоминанию текста. Помочь ребенку понять содержание потешек и желание повторять и использовать их самостоятельной повседневной жизни

2 неделя

Подвижные игры «Любимые народные игры»

Работа над словопроизношением и ударением. Показать ритмическое звучание, напевность и мелодичность песенок и потешек.

3-4 неделя

Развлечение «Дрема в гостях у детей»

Познакомить детей со смыслом и значением содержания потешек и песенок. Упражнять детей в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

Ноябрь

1 неделя

Игра-инсценировка «Еду-еду к бабе, к деду»

Побуждать детей соблюдать интонационную выразительность при чтении малых форм фольклора. Развивать правильное речевое дыхание.

2 неделя

Потешка «Огуречик, огуречик», песенка «На улице три курицы». Заучивание.

Способствовать развитию произвольной памяти, развивать активный словарь, способность к произвольному запоминанию текста.

3 неделя

Загадки про животных:

Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет (кошка).

Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь).

Голодна – мычит. Сыта – жует. Маленьким ребяткам молоко дает (корова).

Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки, находить слова для обозначения увиденного, развивать чуткость к слову.

4 неделя

Чтение по ролям потешки «Кисонька-мурысонька»

Побуждать детей интонационно воспроизводить выразительность отдельных фраз потешек. Активизировать речь детей. Обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность потешек.

Декабрь

1 неделя

Потешка «Петушок, петушок», «Как у нашего кота». Заучивание.

Формировать качество голоса: силу, высоту. Закреплять четкое произношение звуков [п],[к].

2 неделя

Игра-инсценировка «Уложим куклу Аленку спать»

Развивать умение различать громкость, ускорение и замедление темпа речи. Использование колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх. Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен (нежно, ласково), исполнять вместе.

3 неделя

Загадки про животных:

Зимой беленький, а летом серенький, никого не обжает, а сам всех боится (заяц).

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком (собака)

Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки. Активизировать словарный запас, развивать слуховое внимание.

4 неделя

Закличка «Солнышко-солнышко»

Развивать интонационную выразительность, передавать в речи радость. Побуждать детей говорить громко – закликать. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

Январь

1 неделя

Хороводная игра «Жили у бабуси два веселых гуся»

Учить детей четко артикулировать звук «у». Воспитывать Интонационную выразительность речи.

2 неделя

Игра-забава «Узнай потешку по картинке»

Активизировать в речи детей русские потешки. Учить использовать слова, помогающие уточнить передаваемую мысль.

3 неделя

Дразнилка «Андрей – воробей»

Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи. Познакомить детей с дразнилками, их назначением. Воспитывать умение правильно реагировать на дразнилку.

4 неделя

«Пришла коляда – отворяй ворота». Фольклорный праздник.

Закрепление и уточнение словаря, углубления понимания уже известных слов. Учить выразительному исполнению фольклорных произведений.

Февраль

1 неделя

Колыбельная «Баю-бай за рекой»

Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать правильное речевое дыхание. Закреплять произношение гласных звуков.

2 неделя

Поговорки о доме:

Домом жить – не лукошком шить.

Домом жить – не развесе уши ходить.

Домом жить – обо всем тужить.

Упражнять в четком поизношении звуков [д],[ж]. Развивать активный словарь детей, способствовать избирательности при подборе поговорок к определенным жизненным ситуациям.

3 неделя

Проговаривание чистоговорок:

Жи-жи-жи-живут в лесу ежи.

Жа-жа-жа – я нашла в лесу ежа.

Жу-жу-жу – молоко даю ежу.

Упражнять в четком произношении звука «Ж» в словах и фразовой речи. Работа над дикцией, выработка внятного произношения слов и словосочетаний.

4 неделя

Разучивание поговорок:

Маленький, да удаленький.

Идет, словно павушка плывет.

Сядем рядком да потолкуем ладком.

Ау, подай голосок через темный лесок.

Ты моя баловушка.

Права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку.

Познакомить детей с поговорками. Активизировать в речи детей прилагательные, учить правильно передавать интонацию. Использовать в повседневной жизни в качестве ласки и шутки.

Март

1 неделя

Разучивание скороговорки: У ежа ежата, у ужа ужата.

Учить повторять чистоговорку хором, с изменением темпа. Развивать артикуляционный аппарат. Упражнять детей в четком произношении звука «Ж».

2 неделя

Разучивание весенней заклички «Весна, весна красная»

Познакомить детей с жанровым разнообразием малых фольклорных форм – закличкой. Развивать речевой слух, развивать правильное речевое дыхание.

3-4 неделя

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Фольклорный праздник.

Учить выразительному исполнению фольклорных произведений. Формировать словарный запас. Учить передавать содержание небольших по объему произведений.

Апрель

1 неделя

Разучивание пословиц и поговорок:

За правое дело стой смело.

Для друга все не туго.

Поспешишь – друзей насмешишь.

Умел потерять, умей и найти.

Умей сказать, умей и промолчать.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Познакомить детей с пословицами и поговорками. Способствовать четкому и внятному произношению слов и словосочетаний. Развивать правильное речевое дыхание. Использовать в повседневной жизни в качестве поучения и наставления.

2 неделя

Народная игра «У медведя во бору»

Упражнять в ритмичном и выразительном произведении текста в игре. Формировать качество голоса – силу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

3-4 неделя

Инсценировка сказки «репка»

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью действий; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.

1 неделя

Разучивание пословиц и поговорок:

Много шуму – мало толк.

Шумят, как воробьи на дождь.

Весь дом вверх дном.

Без проказ ни на час.

Кто весел, а кто нос повесил.

Наш пострел везде поспел.

Познакомить детей с пословицами и поговорками. Отработка произношения свистящих и шипящих. Обогатить речь ребенка. Использовать в повседневной жизни в качестве порицания.

Май

2 неделя

Хороводная игра «Сидит, сидит зайка»

Упражнять в ритмичноми выразительном произведении текста в игре. Учить ускорять и замедлять темп речи. Воспитывать интерес к народному творчеству.

3-4 неделя

Драматизация сказки «Теремок»

Помочь детям усвоить последовательностьдействий персонажей сказки с помощью действий; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; развивать диалогическую речь, учить пересказыванию хорошо знакомой сказки.

Приложение 2

Тематический план

Средняя группа

                                         

Сентябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Во саду ли, в огороде»

Дид.игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел» (стр.47)

2.

«Чудесный мешочек»

Повторение песенки–потешки «Наш козел». Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (стр.48)

3.

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными –коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка. (стр.49)

4.

«Бычок - черный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца» (стр.49)

                                                 

Октябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Приглашаем в гости к нам»

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. (стр.49)

2.

«Гуси-лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». (стр.49)

3.

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари» (стр.50)

4.

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» (стр.50)

                                                     

Ноябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья) (стр.51)

2.

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» (стр.51)

3.

«Петушок–золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» (стр.51)

4.

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешки и попевок о домашних животных. (стр.52)

Декабрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Здравствуй, зимушка – зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «как на тоненький ледок» (стр.52)

2.

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «как на тоненький ледок» (стр.54)

3.

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» (стр.54)

4.

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» (стр.54)

                                                       

Январь

Тема занятия

Содержание

1.

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» (стр.55)

2.

«Лиса и козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел» (стр.55)

3.

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных (стр.56)

4.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «заюшкина избушка» (стр.56)

                                                       

Февраль

Тема занятия

Содержание

1.

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» (стр.57)

2.

«Русская балалайка»

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. (стр.58)

3.

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» (стр.58)

4.

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» (стр.59)

Март

Тема занятия

Содержание

1.

«При солнышке- тепло, при матушке – добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. (стр.59)

2.

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство со сказкой «Крошечка –Хаврошечка» (стр.60)

3.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. (стр.60)

4.

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна». (стр.61)

           

Апрель

Тема занятия

Содержание

1.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором –дразнилками, скороговорками. (стр.62)

2.

«Небылица–небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. (стр.63)

3.

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки. (стр.63)

4.

«Чудесный мешочек»

Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. (стр.64)

                                               

Май

Тема занятия

Содержание

1.

«Времена года»

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. (стр.64)

2.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам (стр.65)

3.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное   творческое развитие сюжета сказки «Колобок» (стр.65)

4.

«Посиделки»

Загадывание загадок о домашних животных. Игры на народных музыкальных инструментах.

Приложение 3

Старшая группа

Сентябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Что летом родиться, - зимой пригодиться»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. (стр.66)

2.

«Гуляй, да присматривай»

Рассказ о первом осеннее  месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого  дерева детки?»(плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень».(стр.67)

3.

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая  игра «вершки и корешки» Загадывание детьми загадок.(стр.68)

4.

«Хлеб – всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда –цепком и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.(стр.68)

Октябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода –деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка – осень» (стр.69)

2.

«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» (стр.70)

3.

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страза глаза велики» (стр.70)

4.

«Друг за дружку держаться–ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке» (стр.70)

Ноябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам «Заяц –хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый» (стр.71)

2.

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» (стр.71)

3.

«Дикие животные»

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них. (стр.72)

4.

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. (стр.73)

                               

Декабрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».(стр.73)

2.

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» (стр.74)

3.

«Лиса-обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (стр.74)

4.

«С Новым годом со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. (стр.75)

                             

Январь

Тема занятия

Содержание

1.

«Пришла коляда-отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. (стр.75)

2.

«Гуляй,

да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» (стр.76)

3.

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. (стр.76)

4.

«Городецкая роспись»

Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. (стр.77)

Февраль

Тема занятия

Содержание

1.

««Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза» (стр.77)

2.

«Сказка для Кузи»

Самостоятельное рассказывание  детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» (стр.78)

3.

«Письмо Нафане»

Составление детьми письма Нафане –другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. (стр.78)

4.

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.(стр.79)

                     

Март

Тема занятия

Содержание

1.

«Нет милее  дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. (стр.79)

2.

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. (стр.80)

3.

«Гуляй,

да присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите» (стр.80)

4.

«Весна, весна, поди сюда!»

Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» (стр.81)

Апрель

Тема занятия

Содержание

1.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях. (стр.82)

2.

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. (стр.83)

3.

«Красная горка»

Знакомство с  традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. (стр.84)

4.

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. (стр.84)

 

Май

Тема занятия

Содержание

1.

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлова «Под кустом» (стр.85)

2.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «каша из топора» (стр.85)

3.

«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. (стр.86)

4.

«Кошкин дом »

Инсценировка знакомых сказок, слушание русских народных песен.

Приложение 4

Подготовительная группа

Сентябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Что летом родиться, -зимой пригодиться»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. (стр.88)

2.

«Восенушка – осень - сноп последний косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» (стр.88)

3.

«Хлеб всему голова»

Беседа  о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.(стр.89)

4.

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство с о сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля» (стр.89)

Октябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Рассматривание русского народного костюма»

Рассказ об истории возникновения русского костюма, обратить внимание на  узорчатое украшение сарафана, сорочки, кокошника. Познакомить с названиями других национальностей.

2.

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. (стр.90)

3.

«В тереме расписном я живу, к себе в избу всех приглашу»

Рассказ о строительстве изб на Руси.. Знакомство с русской народной игрой «Заря –зарница»

4.

«Моя малая Родина»

Рассказ об освоении Кубанских земель казаками, рассматривание иллюстраций

Ноябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Город, в котором я живу»

Рассказ об истории Славянска-на-Кубани, чтение стихов Т.Голуб

2.

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и  Кузьминки (стр.92)

3.

«Где живет перо Жар-птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью. (стр.92)

4.

«Чудо - чудное, диво -дивное – Золотая Хохлома»

Рассказ  о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т.п.) (стр.92)

Декабрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Зима -  не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок» (стр.93)

2.

«Светит, да не греет»

Беседа о различных источниках освещения. Показ теневого театра.(стр.93)

3.

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» (стр.94)

4.

«Снегурочка –внучка Деда Мороза»

Знакомство со сказкой «снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи) (стр.95)

Январь

Тема занятия

Содержание

1.

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. (стр.95)

2.

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц (стр.95)

3.

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом. (стр.96)

4.

«Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. (стр.96)

Февраль

Тема занятия

Содержание

1.

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой  «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. (стр.96)

2.

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, встала я ранешенько» (стр.97)

3.

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях (стр.97)

4.

«Масленица Прасковейка, встречаем

тебя хорошенько»

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек(стр.97)

Март

Тема занятия

Содержание

1.

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. (стр.98)

2.

«Русская матрешка»

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек (стр.98)

3.

«Поэзия народного костюма»

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в записи) (стр.99)

4.

«Грач во дворе –весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. (стр.99)

Апрель

Тема занятия

Содержание

1.

«Шутку шутить –людей смешить»

Беседа о народном  юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница» (стр.100)

2.

«Наши земляки»

Беседа о  поэтах Кубани, чтение их произведений (Т.Голуб, Е.Бакалдин)

3.

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» (стр.100)

4.

«Путешествие на златогривой тройке»

Знакомство детей  с  образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в записи) (стр.101)

Май

Тема занятия

Содержание

1.

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. Просмотр иллюстраций

2.

«Литературная викторина»

Литературная викторина. Игра-драматизация (стр.101)

3.

«Край родной, навек любимый»

Русские народные подвижные игры на  открытом воздухе.

4.

«Мой родной край»

Беседа о крае в котором ты живешь, чтение стихов о Кубани, рассматривание иллюстраций.

Приложение 5

Перспективный план.

Сентябрь

«Что летом родится — зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

Обогащать детей знаниями о природе. Воспитание у детей любви к природе.

«Восенушка— осень»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Народные приметы, пословицы, поговорки об осени. Разучивание песенки - попевки «Восенушка— осень».

Развлечение на основе фольклора с родителями «Осенины». Воспитание любви к природе, чувства прекрасного.

«Во саду ли, в огороде»

Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Сказка «Репка» и другие сказки об овощах и фруктах.

Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

Инсценировка сказки на основе фольклора «Репка» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей.

«Хлеб всему голова»

Беседа «Откуда хлеб пришел?», Знакомство со старинными орудиями труда— плугом, цепом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси».

Фольклорный праздник «В гости к бабушке» (с участием родителей). Способствовать объединению родителей и детей. Воспитание бережного отношения к хлебу.

«Игрушки»

Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были и из чего их делали). Знакомство с русскими народными игрушками — дымковскими, филимоновскими, богородскими, матрешками. Рассматривание иллюстраций, игрушек. Рисование дымковских игрушек, матрешек. Рисование «Моя любимая игрушка».

Вечер загадок «Игрушек много у меня». Воспитывать чувство прекрасного, интерес к народным промыслам. Учить отгадывать загадки.

Октябрь

«Одежда». «Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой: сарафаном, рубахой, фартуком (передником). Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.). Рисование «Русский сарафан». Аппликация «Русский сарафан».

Мастерская «Сошью Маше сарафан» (изготовление одежды для куклы в русском стиле вместе с родителями).

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода — прялкой, веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами, крючком и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

Посещение городского музея.

«Головные уборы»

Знакомство с русскими головными уборами. Рассматривание иллюстраций, куклы в русском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника». Рисование «Дымковская барышня в кокошнике».

«Обувь»

Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви, лаптей, валенок. Рисование «Роспись сапожка».

Ноябрь

«Посуда»

Знакомство с предметами обихода посудой (из чего делали, как использовали). Рассматривание иллюстраций. Рассматривание деревянной посуды' глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Гжели, Жостова. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Три медведя», «Жихарка». Рисование «Роспись гжельской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника» и др.

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками (из чего делали и как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки».

«Русский самовар»

Знакомство с историей возникновения самовара (как использовали). Рассматривание иллюстраций, самовара. Чтение «Иван Иваныч самовар», «Самоварец, самовар -  самоварище» (Добрынин).

«Деревья».

«Русская березонька»

Знакомство детей с символом Руси — березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе. Стихотворение «Белая береза» С. Есенина. Рисование «Березка белоствольная», «Золотая осень» (березы).

Декабрь

«Домашние животные»

Знакомство детей с домашними животными (детеныши, где живут и др.). Отгадывание загадок о домашних "животных. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и петух», «Зимовье зверей», «Бычок — смоляной бочок» и др. Рисование домашних животных и птиц.

Инсценировка сказки на основе фольклора «Про козлика» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей.

«Дикие животные»

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. Чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных. 

Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

Викторина «Из какой сказки животное»

По отрывку из сказки или по иллюстрации нужно догадаться, из какой сказки герой. Настольно-печатная игра «Домики-сказки».

«В тереме расписном я живу. К себе в избу  всех-гостей приглашу»

Знакомство с избой и предметами русского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, русским народным бытом и гостеприимством. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла».

«Здравствуй, зимушка- зима»

Беседа о характерных особенностях декабря и использование соответствующих пословиц, поговорок. Загадывание загадок о зиме. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги).

Январь

«С Новым годом поздравляем!»

Беседа о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах; почему елочку на Новый год украшают? Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка- внучка Деда Мороза! Подарки Дедушки Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бумаги. Аппликация: поздравительная Открытка. Подготовка к Новому году, украшение комнаты группы и елки.

Праздник «Рождество».

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (на времена года). Пословицы и поговорки о январе. Приметы января. Чтение сказки «Морозко». Рисование «Все деревья в серебру». Аппликации «Снегири на ветке».

Февраль

«Февраль  -  кривые дороги»

Беседа о характерных особенностях - февраля. Пословицы, поговорки о феврале. Приметы. Загадки о зиме. Чтение сказки «Два Мороза». Рисование «Два мороза».

23 февраля. «На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях: Илье - Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстрации картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович,», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (на выбор).

«Масленица Проско- вейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице — знакомство с календарно-обрядовым праздником. Пение закличек, песен о Масленице, о весне, о зиме. Народные игры: «Путаница» и др. Досуг «Празднование Масленицы». Чаепитие (из самовара) с блинами.

Март

8 Марта. «Сердце матери лучше солнца греет»

Беседа о маме с использованием народных пословиц и поговорок. Пение песен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование «Букет для мамы».

«Грач на горе — весна на дворе»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее приметы. Чтение рассказов о весне. Рисование «Подснежник», аппликация «Мимоза».

Апрель

«Апрель, апрель — звенит капель»

Беседа о месяце апреле. Приметы апреля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и зайцы», «Ледоход», «Половодье», «На шесте дворец, во дворце певец».

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень», «Сады цветут».

«Пасха»

Беседа о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия. Рисование «Роспись яиц».

Развлечение  «Пасха в гости к нам пришла» - совместно с родителями.

«Прощание с избой»

 Словесные народные игры. Пение частушек. Прощальное чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная...

Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зав...

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

laquo;Развитие активной речи детей раннего возрастасредствами малых фольклорных жанров»...

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров

План самообразования воспитателя первой младшей группы на 2019-2020г.г....

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

Актуальность.Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём...