Приёмы обучения рассказыванию
материал по развитию речи (старшая группа)
В докладе повествуется о разнообразии приёмов рассказывания. Каждый приём выбирается в соответствии с возрастом детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.58 КБ |
obuchenie_rasskazyvaniyu.pdf | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы обучения рассказыванию
1 слайд Название
2 слайд
Средством обучения связной монологической речи является рассказывание детей. Приемы обучения рассказывания в общей педагогике выделены в трудах Е. И. Тихеевои, Е. А. Флериной, А. И. Соловьевой, Μ. М. Кониной, А. М. Бородич, Е. П. Коротковой, А. С. Ушаковой, Е. М. Лещенко, Н. А. Орланова, А. М. Богуш, А. П. Иваненко и других, и апробированы в многолетней практике. В специальной педагогике своеобразие использования приемов обучения различным видам монологической речи раскрыто в работах В. П. Глухова, С. А. Мироновой, А. М. Курицын, К. В. Аниканова, И. С. Марченко и других.
3 слайд
Основные приемы обучения рассказыванию.
4 слайд
Совместное рассказывание. Этот прием предполагает совместную работу, построение коротких высказываний, когда педагог начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он используется на начальных этапах работы с детьми со II уровнем речевого развития, сначала на индивидуальных занятиях, а потом со всеми детьми. Педагог выполняет сложную функцию - планирует высказывания, задает его схему, называет начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи ( "Жили были дед и баба. И была у них ... Однажды ... И было то яичко ... »). На следующих этапах обучения такое рассказывания сочетается с драматизацией различных сюжетов.
5 слайд
Образец рассказа - это короткое описание предмета или изложение любого события, которые доступны детям для подражания и заимствования. Он также используется на первых этапах обучения монологической речи. Образец подсказывает ребенку ориентировочное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовых связей. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. А значит, высказывание педагога должно быть простым, доступным для понимания его детьми, интересным по содержанию и форме. Прежде всего необходимо, чтобы в речи педагога присутствовали слова, которые подлежат усвоению на данном занятии. Обязательно включать слова и словосочетания, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, то есть она их понимает (пассивное речи), но не использует при построении высказываний. Образец говорят четко, в умеренном темпе, достаточно громко и отчетливо.
Образец относится к прямым формам обучения и используется в начале занятия и за его ходом для коррекции детских рассказов. Педагог поощряет элементы самостоятельной речи детей и на первых этапах допускает буквальное подражание образца.
Как разновидность образца рассказа, используют частичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста. Используется он при закреплении умений рассказывать или для демонстрации детям образцов творческого решения задачи.
Анализ образца рассказа педагога обращает внимание детей на его последовательность и структуру. Педагог объясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом, и какая концовка. Постепенно к этому привлекаются дети. Этот прием подсказывает детям план будущих рассказов.
6 слайд
План рассказа - это 2-3 вопроса, которые определяют его содержание и последовательность. Сначала он используется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. На начальных этапах проводится коллективное, вместе с педагогом, составление плана предстоящего рассказа. Детям предоставляются вспомогательные вопросы: "О чем будем говорить сначала?", "О чем нужно говорить дальше?", "Чем мы закончим рассказ?" и т.д. с четким указанием на соответствующие фрагменты картины, или художественного произведения. Затем педагог на основе высказываний детей составляет единый план. В дальнейшем составлении плана дети участвуют поочередно под руководством педагога. При этом учитываются их индивидуальные речевые возможности.
Коллективное обсуждение плана крайне необходимо в творческом рассказывании. Оно помогает разнообразить и обобщить содержание монологов, закрепить представление об их структуре, выбрать наиболее удачные языковые средства.
7 слайд
Коллективное составление рассказа в основном используется на начальных этапах работы над связной монологической речью. Дети продолжают предложение, начатые педагогом, или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с педагогом отбирают наиболее содержательные и грамматически правильно оформленные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Сначала педагог может повторить рассказ, добавляя что-то свое, затем повторяют дети. Ценность этого приема заключается в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм складывания связного текста, активизировать речь всех детей.
Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.
Составление рассказа по частям является разновидностью коллективного рассказывания. Каждый из рассказчиков образует часть текста, а затем различные части с помощью логопеда объединяются в единое целое. Этот прием уместно использовать при составлении рассказа по много эпизодной картине, по серии сюжетных картинок, в рассказывании по коллективному опыту, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.
8 слайд
Моделирование (схематическое, или предметное обозначение) используют как дополнительный наглядный прием планирования рассказа.
Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание ( то есть , свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в рассказывании), средства внутритекстовых связей.
Используют различные виды моделей. Так, для обозначения начала, середины, конца рассказа используют различные геометрические формы.
Ориентиром для последовательного, логического описания предметов, игрушек, времен года используют схемы, отражающие с помощью определенной символики - основные микротемы описания.
(Так, педагог может разделить лист бумаги по количеству признаков предмета, о которых нужно будет рассказать, или использовать отдельные карточки. На каждой изображены символы, которые подсказывают детям постепенность изложения повествования, например: 1) цвет; 2) форма; 3) величина, размер; 4) дополнительные свойства в зависимости от предмета; 5) части; 6) действия с предметом; 7) классовая принадлежность; 8) отношение ребенка к предмету, явления).
Сначала модель используют как изображение структуры текста, который воспринимается, а затем в качестве ориентира для самостоятельного составления рассказа.
Широко известны работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Этот прием активно используется и в логопедии. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и действий, которые они выполняют. Сначала образуется картинно-схематический план смысловой последовательности частей текста художественного произведения. Далее осуществляется обучение умению строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые связаны между собой стрелочками. Дети составляют рассказы, придумывают сказки по предложенной модели. Постепенно у детей формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которую они ориентируются при самостоятельной речевой деятельности.
9 слайд
Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, ее последовательности, связности, выразительности. Оценка имеет обучающий характер. Сначала педагог подчеркивает все положительное в рассказе, чтобы дети могли на этих образцах учиться, показывает речевые достижения ребенка. Оценка должна иметь, прежде всего, поощрительную цель. Но дальше нужно тактично указать и на недостатки, чтобы ребенок знал, чему он должен еще научиться. К анализу ответов в старших группах привлекаются и дети.
10 слайд Заключение
В процессе обучения связной монологической речи используют и другие приемы обучения: такие как - вспомогательные вопросы, указания, объяснения, исправления ошибок, подсказка необходимых слов, многократное повторение речевого материала, прослушивания рассказов детей, записанных на магнитофон, и тому подобное.
Большое значение в работе приобретает обогащение мотивов речевой деятельности. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, повышают активность детей, их желание рассказывать, улучшают качество рассказов. Мотивационная деятельность обеспечивается созданием проблемных ситуаций, особым подбором речевого материала. Детям среднего возраста предлагают в основном игровые мотивы, для детей старшего возраста используют и социальные мотивы (например, составим сказку для младшей сестренки, братика; расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятам; Незнайка просит научить рассказывать сказку про…
Таким образом, хотелось бы отметить, что: приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны. Они используются в зависимости от этапа обучения, вида рассказа и задач, уровня речевых умений и навыков детей, их активности и самостоятельности.
11 слайд
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приёмы обучения рассказыванию
Обучение разным видам монологической речи....
Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития приёмами наглядного моделирования.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения для детей дошкольного возраста с ОДА и ЗПР является использование наглядного моделирования. Наглядн...
Нетрадиционные приёмы обучения творческому рассказыванию в дошкольном возрасте
Систематическая работа по формированию связной речи и рассказывания у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособ...
Наглядное моделирование, как приём развития связной речи дошкольника (обучение рассказыванию).
В данной статье рассматриваются вопросы использования современных технологий (моделирования и скрайбинга) в речевом развитии детей....
«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ»
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самост...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Приёмы обучения детей рассказыванию
Одним из средств обучения связной речи детей является рассказывание....