Методические приёмы обучения рассказыванию
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Обучение разным видам монологической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_priemy_obucheniya_rasskazyvaniyu.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ
Составление рассказов по картине.
В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в многолетней практике следующие методические приемы.
Методический прием | Функциональная роль | Возраст |
1.0бразец рассказа - это основной прием обучения, и представляет собой краткое живое •описание предмета или изложением какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Образцом может служить ‘художественное произведение созвучное картине: короткие рассказы Л.Н. Толстого* К.Д.Ушинского и других. | Подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. - В старшем, возрасте служит в качестве сравнения с детскими монологами и их оценки. | В младшей и средней группе используется в. начади занятия. В старшей и подготовительной к школе группах используется в конце занятия или в случае однообразных рассказов детей. |
2. Частичный образец-разновидность образца рассказа и представляет собой начало или конец предполагаемого рассказа. | Облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста. Применяется для закрепления, умения рассказывать или демонстрации рации вариантов творческого выполнения задания. | В старшей и подготовительной к школе группах. |
3. Совместное рассказывание- совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает. Например:«Жила-была девочка. Однажды она... А навстречу ей... . | Планирует высказывание, задает схему, подсказывает последовательность способа связи. | В младшей группе в индивидуальной работе. В средней со всеми детьми. |
4.Анализ образца рассказа- разбор содержания и структуры образца рассказа воспитания (только что услышанного детьми). | Привлекает внимание к последовательности и структуре рассказа. Направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, и подсказывает план будущих рассказов. | В средней группе, старшей и подготовительной к школе группах. |
5. План рассказа - это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала применяется вместе с образцом /термин «план» не употребляется/. | При описании помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств. При повествовании - отбору фактов, описанию героев, развитию сюжета. | В средней группе. В старшей и подготовительной к школе группах становится ведущим. |
6. Коллективное обсуждение плана будущего рассказа: предполагает участие всех детей. | Активизирует словарь, повышает инициативу детей. Подсказывает возможное разнообразие содержания рассказов. Учит сложному процессу самостоятельного создания рассказа. | Старший дошкольный возраст. |
7. Составление рассказа подгруппами - «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картин, дети внутри группы определяют, кто будет рассказывать по каждой из картинок. | Воспитывают самостоятельность, инициативу, чувство коллективизма, ответственности. | Старший дошкольный возраст. |
8. Составление рассказа по частям — это разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста (по серии сюжетных картин). | Облегчает задачу рассказчика, уменьшает объем заданий. Удается спросить большее количество детей. Содержание рассказов полнее, глубже. | В старшем дошкольном возрасте. |
9. Моделирование - это использование схем, отражающих структурные элементы повествовательного рассказа; свойства объектов при описании. | Служит ориентиром для последовательного, логичного описания. Формирует обобщенное представления о логической последовательности текста. | В, старшем дошкольном возрасте. |
10.Оценка детских монологов –мотивированное суждение о речевом высказываний ребёнка, характеризующее качество рассказа. Подчеркивает достоинства рассказа (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). | Носит обучающий характер. | В младших и средних группах носит поощрительный характер. В старшей и подготовительной группах указывает и на недостатки. |
В процессе обучения рассказыванию используются и другие приемы:
-вспомогательные вопросы;
-указания;
-исправление ошибок;
-подсказ нужных слов;
-прослушивание магнитофонной записи детских рассказов (повышает самоконтроль).
Таким образом, приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"
Тема Мастер-класса «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...
Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге
Материал предназначен для размещения в уголке для родителей. Он позволяет повысить педагогическую граммотность родителей и вовлечь их в воспитательный процесс по формированию у дошкольников навы...
Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами
В статье рассматриваются методические приемы обучения технике оригами...
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Методические приёмы обучения дошкольников по изготовлению тряпичных кукол"
повышение профессионального мастерства и обмен опытом с педагогами ДОУ....
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ
Составление рассказов по картине. В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам ...
Мастер-класс для педагогов ДОО "Методические приёмы обучения дошкольников изготовлению тряпичной куклы".
Главной целью данного мастер-класса является повышение профессионального мастерства педагогов дошкольных организаций по изготовлению тряпичной куклы "Пасхальный зайчик"....
Приёмы обучения рассказыванию
В докладе повествуется о разнообразии приёмов рассказывания. Каждый приём выбирается в соответствии с возрастом детей....