Наглядное моделирование, как приём развития связной речи дошкольника (обучение рассказыванию).
статья по развитию речи
В данной статье рассматриваются вопросы использования современных технологий (моделирования и скрайбинга) в речевом развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnoe_modelirovani_statya.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядное моделирование, как приём развития связной речи дошкольника
(обучение рассказыванию).
Государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться этого возможно используя различные современные технологии и методики. Одна из таких технологий – моделирование. Большую роль моделирование играет в речевом развитии детей.
Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Использование метода наглядного моделирования дает возможность:
- самостоятельного анализа ситуации или объекта;
- развития децентрации (умения менять точку отсчета);
- развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
Элементы модели
В ходе использования наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
- предметные картинки;
- силуэтные изображения;
- геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Пересказ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
- усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
- формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
- передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа "Репка”, "Колобок” и т. п.
Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Например, педагог рассказывает детям сказку "Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Рассказ по сюжетной картине
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее - то есть конец рассказа.
На практике "рассказы”, самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
- определение взаимосвязи между ними;
- объединение фрагментов в единый сюжет.
В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы - ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
Логопедическая сказка
Один из приемов обучения детей связному пересказу - работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка - это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т. п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей. Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
- логопед читает сказку ребенку;
- ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
- затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
- логопед моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
- ребенок пересказывает сказку по модели.
Сравнительное описание предметов
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы - заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- как он используется (какую пользу приносит)?
- за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Творческий рассказ
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.
Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.
Это умение противоположно навыку составления пересказов.
Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
- угадывание эпизода по демонстрации действия;
- рассказывание по демонстрации действия взрослым;
- Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
- ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;
- логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
- конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
- ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа - геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа;
- и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
Творческая сказка по силуэтным изображениям
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок. .. (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя - прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком - осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
- пересказ - слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
- творческий рассказ - составление модели рассказа - рассказ по модели.
Приём моделирования можно сделать более интересным и «продвинутым» для детей. подключив современные технические средства. Таким инструментом для педагога может стать «скрайбинг». Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным. Используя данную технологию, мы не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление. Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой. . В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками на доске или листе бумаги, т.е выступающий рассказывает что-то , и в это же время этот рассказ иллюстрирует. Мы слышим и видим одно и тоже.
У скрайбинга оказывается давние корни - он родом из опорных таблиц и схем. Просто скрайберы пошли немножко дальше: данная технология состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм, иллюстрирующих ключевые понятия выступления. И самое главное в этой технологии не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Существуют два вида скрайбинга:
- ручной - классический: взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в тоже время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ.
- компьютерный - он намного проще. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
В работе с детьми можно использовать следующие варианты скрайбинга:
- скрайбинг "рисовательный": классический вариант скрайбинга. Рука взрослого рисует на листе картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы параллельно с текстом.
- скрайбинг "аппликационный": на лист бумаги выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
- скрайбинг "магнитный": похож на аппликационный. Единственное различие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
- скрайбинг "фланелеграфный": используется старый добрый забытый фланелеграф. Хорошо подходит для "экранизации" сказок и других историй для детей.
- скрайбинг «компьютерный»: создаётся совместно с детьми и тут же можно представить его.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Представленные приемы позволят повысить эффективность работы по речевому развитию дошкольников, повысить интерес детей к данному виду деятельности и оптимизировать процесс развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...
ПЕДСОВЕТ по теме «Наглядное моделирование – средство развития связной речи дошкольника»
Опыт работы ДОУ....
Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников
В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР
Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...
Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"....