Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение внимательно слушать сказку;

- формировать умение понимать содержание сказки;

- отвечать на вопросы полным ответом.

- Закреплять умение обыгрывать сказку.

- Закреплять правильное звукопроизношение.

Развивающие:

-Развивать диалогическую форму речи.

- Расширять и активизировать словарный запас.

- Развивать память, слуховое и зрительное – внимание.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русским народным сказкам;

- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx13.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект по развитию речи в средней группе

Тема: Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"

Цель. Познакомить детей с русской народной сказкой "Лисичка-сестричка и волк" (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Задачи:

Образовательные: 

- закреплять умение внимательно слушать сказку;

 - формировать умение понимать содержание сказки;

- отвечать на вопросы полным ответом.

- Закреплять умение обыгрывать сказку.

- Закреплять правильное звукопроизношение.

Развивающие:

-Развивать диалогическую форму речи.

- Расширять и активизировать словарный запас.

- Развивать память, слуховое и зрительное – внимание.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к русским народным сказкам;

- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.

Предварительная работа. Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание сказки. Если возникнет необходимость, обратить на нее внимание детей, попросить рассмотреть рисунки, догадаться, о ком эта сказка.

Ход занятия:

Дети встают в круг.

Воспитатель:

Ребята повторяйте вместе со мной.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня мы с вами  пойдем в гости к сказкам. Ребята, посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: о сказках.

Воспитатель:

-Правильно, о русских народных сказках.

-Кто сочинил эти сказки? ( народ, простые люди)

А сейчас я загадаю вам загадки.

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

Дети: Курочка Ряба

Воспитатель: Молодцы, правильно!

Что за домик на опушке

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик — ...

Дети: Теремок.

Воспитатель: Молодцы!

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел?

Дети: Волк и козлята.

Воспитатель: Умницы.

Воспитатель:

 Ребята, а  сейчас мы с  вами поиграем в игру « Угадай» я буду  читать  отрывки из произведений, а вы по первым словам  должны определить, что это сказка, стихотворение или рассказ.

- Жили - были дед и баба, И была у них курочка Ряба.

Дети: Сказка.

Воспитатель: Молодцы правильно.

- Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик.

Дети: Стихотворение.

Воспитатель: Правильно.

- Наступила зима. Выпал первый снег.

Дети: Рассказ.

Воспитатель: Умницы.

 Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель:

 Ребята садитесь на стульчики.

Сегодня я познакомлю вас с  русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк».

-Проблемная ситуация: Как вы думаете, что нужно сделать чтобы с этой сказкой познакомиться?

Дети: прочитать.

Воспитатель: правильно.

-Вы услышите несколько незнакомых слов.

Словарная (лексическая)  работа:

Воз - повозка, сани.

Погоревал - испытал чувство горечи.

Прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки, озера.

Плутовка - тот, кто хитрит, обманывает.

Коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече.

Стянуть - украсть.

Плетусь - медленно иду.

Битый - тот, которого побили.

- „Лисичка-сестричка и волк“ - русская народная сказка о диких животных. Итак, слушайте внимательно.

Чтение сказки.

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

–Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая.

– Будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама спрыгнула.

– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу!

– Где?

– Там, на возу – и рыба и воротник.

Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа:

– Где воротник?? Где рыба?! Ах ты!.. Такой-сякой!!

Тут дед смекнул, что лисичка - то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:

– Здравствуй, лисонька!

– Здравствуй, волчок!

– Дай мне рыбки!

– Налови сам, да и ешь.

– А я не умею.

– Эка, ведь я же наловила. Ты, волчок, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было.

"Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!" – думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

– Волк, волк! Бейте его! Бейте его! Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало.

Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

"Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, лисонька!" А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где баба пекла блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу:

– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

– Эх, волчок, – говорит лисичка-сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.

– И то правда, – говорит волк, – где тебе, лисонька, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

– Битый небитого везет, битый небитого везёт.

– Что ты, лисонька, говоришь?

– Я, волчок, говорю: битый битого везёт.

– Так, лисонька, так!..

Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком смеется-посмеивается.

Физминутка «Мороз»

Воспитатель:

- Ребята в какое время года происходит действие в сказке? Как вы это поняли? По каким словам? Дети: Холодно и морозно.

- А вы боитесь морозов?

-Тогда давайте с вами поиграем.

Я мороза не боюсь, - Шагаем на месте

С ним я крепко подружусь. - Хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, - Присели

Тронет руку, тронет нос - Показали руку, нос

Значит, надо не зевать, - Хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и играть. - Прыжки на месте

Беседа по содержанию сказки:

Воспитатель задает вопросы:

-Понравилась ли вам сказка?

-Кто запомнил, как она называется? («Лисичка - сестричка и серый волк»)

- Кто главные герои сказки?

-Какая по характеру лиса в сказке? (хитрая, жадная, плутовка, обманщица)

-Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)

-Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?

-Почему лиса обманула волка?

- После того, как волк убежал от людей? Какой он тогда был? (Злой, сердитый).

- Лиса ему навстречу шла какая? (грустная, обиженная).

- А потом какая она ехала на волке? (Довольная, веселая, что перехитрила волка).

-Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по - доброму, тем более лиса и волк были приятелями).

Воспитатель:

 Давайте разыграем сценку - беседу лисы с волком.

Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли, одевает маски)

Воспитатель: Едет лиса на волке (один ребенок держится за другого) да потихоньку и приговаривает…

Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!

Волк. Что ты, лисонька, говоришь?

Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.

Волк. Так, лисонька, так.

Воспитатель: Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком…

Дети: посмеивается.

Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.

Рефлексия:

-  Что мы сегодня делали?

-  Какую сказку слушали?

-  Что понравилось?

На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие… Вы молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Фрукты»

Цель:  - формирование умения отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ,  образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.   - закре...

Конспект по развитию речи в средней группе Тема: Части тела

Помочь понять детям для чего нам нужны руки,ного...

Конспект по развитию речи в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

           Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: «Зимующие птицы».Цели:1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птиц...

Конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Дикие и домашние животные»

Конспект по развитию речи в средней группеТема: «Дикие и домашние животные»Воспитатель Козлова С.НЦель: Обобщать понятие и знание о домашних и диких животныхЗадачи:Образовательные:Закрепля...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: Театрализованное представление по русской народной сказки "Теремок"

Конспект НОДпо развитию речи в средней группе  Тема: Театрализованное представление по русской народной сказки "Теремок"...

Конспект НОД развитию речи в средней группе Тема: Творческое рассказывание по картине «Заяц и морковь.»

Конспект НОД развитию речи в средней группеТема: Творческое рассказывание по картине «Заяц и морковь.»Программное содержание Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной ка...

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...