Конспект занятия по развитию речи по мотивам стихотворения В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи по мотивам стихотворения В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» подготовительная к школе группа.
Цель: расширить и обогатить словарный запас детей.
Задачи:
Обучающие:
- Способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей;
- Формировать у детей представление о морских профессиях;
- Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
- Учить понимать и использовать в речи слова и выражения в их переносном значении.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
- Способствовать формированию умения договариваться в процессе совместной деятельности.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу в процессе совместной деятельности;
- Способствовать воспитанию доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_rr.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи по мотивам стихотворения В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» подготовительная к школе группа.
Цель: расширить и обогатить словарный запас детей.
Задачи:
Обучающие:
- Способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей;
- Формировать у детей представление о морских профессиях;
- Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
- Учить понимать и использовать в речи слова и выражения в их переносном значении.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
- Способствовать формированию умения договариваться в процессе совместной деятельности.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу в процессе совместной деятельности;
- Способствовать воспитанию доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
Ход занятия.
- Орг.момент, эмоциональный настрой.
Воспитатель:
- Здравствуйте ,дети! Прислушайтесь!( Звучит шум моря)
-Что вы слышите?
Дети:
-Шум.
-Шум моря.
Воспитатель:
-Да! Действительно, это шумит море. А покажите мне, пожалуйста, как шумит море. (Дети изображают шум моря при помощи звука Ш-Ш-Ш)
- Сначала море шумит ласково, еле слышно,
Затем шум усиливается, а потом возникает настоящая буря. ( Дети эмоционально изображают шум моря в соответствии со словами воспитателя).
Воспитатель:
-Молодцы! Вы очень точно изображаете шум моря! Самое время поиграть в игру « Море волнуется раз».( Дети и воспитатель играют в игру, дети загадывают морских обитателей, воспитатель отгадывает).
- Попробуйте отгадать то, что загадала вам я .( Воспитатель загадывает и показывает капитана, дети отгадывают)
- Да, действительно, я загадала капитана корабля. А как еще можно назвать капитана корабля?
Дети:
-Моряк!
2. Основная часть.
Воспитатель:
-Молодцы! А я знакома с одним очень смелым, сильным и отважным моряком. (Достает куклу моряка). Однажды он отправился в морское путешествие ,о котором и хотел вам рассказать. Кстати, на чем можно путешествовать по морю?
Дети:
- На лодке, катере, яхте, корабле, плоту, пароходе.
Воспитатель:
- Наш капитан отправился на пароходе.
(Дети становятся вокруг стол, на котором стоит емкость с водой, один большой корабль и бумажные кораблики по количеству детей. Дети и воспитатель запускают кораблики, воспитатель от лица Моряка начинает повествование)
Моряк:
-Разрезая носом воды,
ходят в море пароходы.
Воспитатель:
- Постойте, как это «разрезая носом»? Разве у парохода есть нос? Где он?
Дети: Ответы детей.
Моряк:
-Передняя часть морского транспорта называется «Нос». Слово «нос» имеет несколько значений: Нос - часть лица человека, нос- передняя часть морского транспорта. Дети, а кто знает, у какого транспорта еще есть «нос»?
Дети:
- У самолета!
Воспитатель:
-Дети, а вы когда-нибудь слышали выражение « Зарубить на носу» ( «Праздник на носу», « повесить нос»)? Как вы думаете, что оно обозначает?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
-Молодцы!
-Что же было дальше?
Моряк: (рассказывает эмоционально)
Разрезая носом воды, ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные.
Вечером, а также к ночи, плавать в море трудно очень.
Все покрыто скалами, скалами немалыми.
Ближе к суше еле-еле даже днем обходят мели.
Воспитатель:
-Дети как вы думаете, что в этот момент происходит с природой? С морем? Что происходит с морем, когда дует ветер? Почему в такую погоду трудно плавать?
Дети:
- Стоит плохая погода.
- Море волнуется, бушует.
- На море шторм.
- В такую погоду плавать опасно, т.к. можно утонуть.
Воспитатель:
- Давайте попробуем изобразить бурю. ( Дети изображают бурю в емкости с водой при помощи трубочек, тем временем Моряк продолжает свой рассказ).
Моряк:
Капитан берет бинокль, но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно — даже берега не видно.
Закружит волна кружение, вот и кораблекрушение.
Воспитатель:
- Дети, а зачем капитану бинокль?
Дети: Ответы детей.
( Воспитатель, моряк и дети рассматривают бинокль)
Моряк:
- Бинокль - оптический прибор, при помощи которого можно рассмотреть предмет, который находится очень далеко. Вот попробуйте. ( Дети глядят в окно при помощи бинокля и рассказывают, что они видят)
Моряк: ( Моряк ведет повествование ,а в это время на экране видео работающего маяка)
Вдруг — обрадован моряк: загорается маяк.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал — и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо — все суда заплывайте вот сюда.
Воспитатель:
- Дети, так что же такое маяк? Для чего он нужен? Каким он должен быть?
Дети:
- Маяк –большой фонарь.
- Маяк - яркий свет.
- Он должен быть большим, крепким, ярким.
Воспитатель:
- Да, вы правы. Маяк - сооружение в виде башни. Яркий свет маяка сообщает морякам, что здесь есть суша. ( Видео «Фиксики. История вещей. Маяк»)
Воспитатель:
- Как мы можем сделать маяк для нашего парохода, ведь наше судно сейчас находится в опасности и ему нужен яркий свет, чтобы найти дорогу домой?
( Выбираем самого высокого ребенка, даем ему фонарь, ребенок изображает маяк)
Моряк:
Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой каждый вечер, ближе к ночи, на маяк идет рабочий.
Наверху фонарище — яркий, как пожарище.
Воспитатель:
- Дети, что это за слова такие « фонарище» и « пожарище»? Почему нельзя сказать «фонарь» или « фонарик»?
(На столе лежат три фонаря: маленький, средний и большой. Детям нужно определить какое слово фонарик- фонарь-фонарище больше подходит к предмету).
Воспитатель:
- Так вот, дети, когда в конце слова появляются буквы –ищ- ,то это слово обозначает какой-то большой предмет. Давайте поиграем , я называю вам слово, а вы при помощи букв –ищ- делаете предмет, обозначающий это слово, большим.
Пожар- пожарище
Дом- домище
Слон- слонище
Кот- котище
Арбуз- арбузище
Комар- комарище
Воспитатель: (обращается к моряку)
-Что же произошло дальше?
Моряк:
Всем показывает свет — здесь опасно или нет.
Пароходы, корабли — запыхтели, загребли.
Волны, как теперь ни ухайте,—
все, кто плавал,— в тихой бухте.
Нет ни волн, ни вод, ни грома,
детям сухо, дети дома.
Моряк:
- Вот так, детишки, благодаря маяку я и мой пароход нашли дорогу домой.
3.Рефлексия.
Воспитатель:
- Дети , а что могло бы случиться с нашим моряком, если бы маяк был сломан?
Дети:
- Моряк не нашел бы дорогу домой.
-Моряк мог погибнуть.
Воспитатель:
-Значит, маяк помог моряку?
Дети:
-Да!
Воспитатель:
- А вы часто помогаете своим друзьям или родителям? Как?
Дети : Ответы детей.
Моряк:
Кличет сказочка моя:
— Дети,
будьте как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу.
Воспитатель:
- Дети, о чем просит нас моряк? Что значит « будьте как маяк»?
Дети:
-Мы должны помогать друг другу.
Моряк:
-Дети, на самом деле я капитан непростого корабля, мой корабль перевозит самые вкусные в мире сладости, и я вас с удовольствием угощу. ( Моряк угощает детей сладостями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи по мотивам сказки Корнея Ивановича Чуковского "Муха -Цокотуха".
Речевое занятие с элементами театрализации сказки " Муха- Цокатуха"...
Конспект занятия по развитию речи. По мотивам сказки «У солнышка в гостях» (с использованием пальчиковых игр)
Конспект занятия по развитию речи.По мотивам сказки«У солнышка в гостях»(с использованием пальчиковых игр)...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Придумывание сказки по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Программное содержание:1. Формировать у детей осознанное отношение к чистоте одежды и тела, закрепить правила личной гигиены.2.Развивать связную речь, творческое воображение, упражнять детей в умении ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней логопедической группе на тему: Путешествие на море
Путешествие на море. Цели:1. Развитие предметно-практической деятельности, активизация произнесения первых слов.2. Развитие...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Обитатели морей и океанов».
Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов».Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....
Конспект занятия по развитию речи «Обитатели морей и океанов» в старшей группе
Цель: закрепить знания детей об обитателях морей и океанов, на основе систематизации ранее сформированных представлений.Задачи:Образовательные:Расширять и систематизировать знания детей о предст...
Конспект занятия по развитию речи "Мои любимые стихотворения А.Барто"
Занятие для 2 младшей группы...
- Мне нравится (1)