Конспект занятия по развитию речи по мотивам стихотворения В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Витальевна Лядас

Конспект занятия по развитию речи по мотивам стихотворения  В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» подготовительная к школе группа.

Цель: расширить и обогатить словарный запас детей.

Задачи:

Обучающие:

  • Способствовать обогащению  и активизации словарного запаса  детей;
  • Формировать у детей представление о морских профессиях;
  • Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
  • Учить понимать и использовать в речи слова и выражения в их переносном значении.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
  • Способствовать формированию умения договариваться в процессе совместной деятельности.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу в процессе совместной деятельности;
  • Способствовать воспитанию доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rr.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи по мотивам стихотворения  В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» подготовительная к школе группа.

Цель: расширить и обогатить словарный запас детей.

Задачи:

Обучающие:

  • Способствовать обогащению  и активизации словарного запаса  детей;
  • Формировать у детей представление о морских профессиях;
  • Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
  • Учить понимать и использовать в речи слова и выражения в их переносном значении.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
  • Способствовать формированию умения договариваться в процессе совместной деятельности.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу в процессе совместной деятельности;
  • Способствовать воспитанию доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

Ход занятия.

  1. Орг.момент, эмоциональный настрой.

Воспитатель:

- Здравствуйте ,дети! Прислушайтесь!( Звучит шум моря)

-Что вы слышите?

Дети:

-Шум.

-Шум моря.

Воспитатель:

-Да! Действительно, это шумит море. А покажите мне, пожалуйста, как шумит море. (Дети изображают шум моря при помощи звука Ш-Ш-Ш)

- Сначала море шумит ласково, еле слышно,

Затем шум усиливается, а потом возникает настоящая буря. ( Дети эмоционально изображают шум моря в соответствии со словами воспитателя).

Воспитатель:

-Молодцы! Вы очень точно изображаете шум моря! Самое время поиграть в игру « Море волнуется раз».( Дети и воспитатель  играют в игру, дети загадывают морских обитателей, воспитатель отгадывает).

- Попробуйте отгадать то, что загадала вам я .( Воспитатель загадывает и показывает капитана, дети отгадывают)

- Да, действительно, я загадала капитана корабля. А как еще можно назвать капитана корабля?

Дети: 

-Моряк!

2. Основная часть.

 Воспитатель:

-Молодцы! А я знакома с одним очень смелым, сильным и отважным моряком. (Достает куклу моряка). Однажды он отправился в морское путешествие ,о котором и хотел вам рассказать. Кстати, на чем можно путешествовать по морю?

Дети:

- На лодке, катере, яхте, корабле, плоту, пароходе.

Воспитатель:

- Наш капитан отправился на пароходе.

(Дети становятся вокруг стол,  на котором стоит емкость с водой, один большой корабль и бумажные кораблики по количеству детей. Дети и воспитатель запускают кораблики, воспитатель от лица Моряка  начинает повествование)

Моряк:

-Разрезая носом воды,

ходят в море пароходы.

          Воспитатель:

         - Постойте, как это «разрезая носом»? Разве у парохода есть нос? Где он?

Дети: Ответы детей.

       Моряк:

-Передняя часть морского транспорта называется «Нос». Слово «нос» имеет несколько значений: Нос - часть лица человека, нос- передняя часть морского транспорта. Дети, а кто знает, у какого транспорта еще есть «нос»?

Дети:

- У самолета!

Воспитатель:

-Дети, а вы когда-нибудь слышали выражение « Зарубить на носу» ( «Праздник на носу», « повесить нос»)? Как вы думаете, что оно обозначает?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

-Молодцы!

-Что же было дальше?

Моряк:  (рассказывает эмоционально)

 Разрезая носом воды, ходят в море пароходы.

Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные.

                                  Вечером, а также к ночи, плавать в море трудно очень.

                                  Все покрыто скалами, скалами немалыми.

                                  Ближе к суше еле-еле  даже днем обходят мели.

Воспитатель:

-Дети как вы думаете, что в этот момент происходит с природой? С морем? Что происходит с морем, когда дует ветер? Почему  в такую погоду трудно плавать?

Дети:

- Стоит плохая погода.

- Море волнуется, бушует.

- На море шторм.

- В такую погоду плавать опасно, т.к. можно утонуть.

Воспитатель:

- Давайте попробуем изобразить бурю. ( Дети изображают бурю в емкости с водой при помощи трубочек, тем временем Моряк продолжает свой рассказ).

Моряк:

Капитан берет бинокль, но бинокль помочь не мог.

Капитану так обидно — даже берега не видно.

Закружит волна кружение, вот и кораблекрушение.

Воспитатель:

- Дети, а зачем капитану бинокль?

Дети: Ответы детей.

( Воспитатель, моряк и дети рассматривают бинокль)

Моряк:

- Бинокль - оптический прибор, при помощи которого можно рассмотреть предмет, который находится очень далеко. Вот попробуйте. ( Дети глядят в окно при помощи бинокля и рассказывают, что они видят)

 Моряк:  ( Моряк ведет повествование ,а в это время на экране видео работающего маяка)

                                Вдруг — обрадован моряк: загорается маяк.

В самой темени как раз показался красный глаз.

                                Поморгал —   и снова нет, и опять зажегся свет.

                                Здесь, мол, тихо — все суда заплывайте вот сюда.

Воспитатель:

- Дети, так что же такое маяк? Для чего он нужен? Каким он должен быть?

Дети:

- Маяк –большой фонарь.

- Маяк - яркий свет.

- Он должен быть большим, крепким, ярким.

Воспитатель:

- Да, вы правы. Маяк  - сооружение в виде башни. Яркий  свет маяка сообщает морякам,  что здесь есть суша. ( Видео «Фиксики. История вещей. Маяк»)

Воспитатель:

- Как мы можем сделать маяк для нашего парохода, ведь наше судно  сейчас находится в опасности и ему нужен яркий свет, чтобы найти дорогу домой?

( Выбираем  самого высокого ребенка, даем ему фонарь, ребенок изображает маяк)

 Моряк:

Бьется в стены шторм и вой.

Лестницею винтовой каждый вечер, ближе к ночи, на маяк идет рабочий.

Наверху фонарище — яркий, как пожарище.

Воспитатель:

- Дети, что это за слова такие « фонарище» и « пожарище»? Почему нельзя сказать «фонарь» или « фонарик»?

(На столе лежат три фонаря: маленький, средний и большой. Детям нужно определить какое слово  фонарик- фонарь-фонарище  больше подходит к предмету).

 Воспитатель:

-  Так вот, дети, когда в конце слова появляются буквы –ищ- ,то это слово обозначает какой-то большой предмет. Давайте поиграем , я называю вам слово, а вы при помощи букв –ищ-  делаете предмет, обозначающий это слово, большим.

Пожар- пожарище

Дом- домище

Слон- слонище

Кот- котище

Арбуз- арбузище

Комар- комарище

Воспитатель: (обращается к моряку)

-Что же произошло дальше?

 Моряк:

Всем показывает свет — здесь опасно или нет.

Пароходы, корабли — запыхтели, загребли.

Волны, как теперь ни ухайте,—

все, кто плавал,— в тихой бухте.

Нет ни волн, ни вод, ни грома,

детям сухо, дети дома.

Моряк:

- Вот так, детишки, благодаря  маяку я и мой пароход нашли дорогу домой.

3.Рефлексия.

Воспитатель:

- Дети , а что могло бы случиться с нашим моряком, если бы маяк был сломан?

Дети:

- Моряк не нашел бы дорогу домой.

-Моряк мог погибнуть.

Воспитатель:

-Значит,  маяк помог моряку?

Дети:

-Да!

Воспитатель:

- А вы часто помогаете своим друзьям или родителям? Как?

Дети : Ответы детей.

Моряк: 

Кличет сказочка моя:

— Дети,

            будьте как маяк!

Всем,

         кто ночью плыть не могут,

освещай огнем дорогу.

Воспитатель:

- Дети, о чем просит нас моряк? Что значит « будьте как маяк»?

Дети:

-Мы должны помогать друг другу.

Моряк:

-Дети, на самом деле я капитан непростого корабля, мой корабль перевозит самые вкусные в мире сладости, и я вас с удовольствием угощу. ( Моряк угощает детей сладостями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по мотивам сказки Корнея Ивановича Чуковского "Муха -Цокотуха".

Речевое занятие с элементами театрализации сказки " Муха- Цокатуха"...

Конспект занятия по развитию речи. По мотивам сказки «У солнышка в гостях» (с использованием пальчиковых игр)

Конспект занятия по развитию речи.По мотивам сказки«У солнышка в гостях»(с использованием пальчиковых игр)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Придумывание сказки по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Программное содержание:1. Формировать у детей осознанное отношение к чистоте одежды и тела, закрепить правила личной гигиены.2.Развивать связную речь, творческое воображение, упражнять детей в умении ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней логопедической группе на тему: Путешествие на море

Путешествие на  море. Цели:1.    Развитие предметно-практической деятельности, активизация произнесения первых слов.2.    Развитие...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Обитатели морей и океанов».

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов».Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятия по развитию речи «Обитатели морей и океанов» в старшей группе

Цель: закрепить знания детей об обитателях морей и океанов, на основе систематизации ранее сформированных представлений.Задачи:Образовательные:Расширять и систематизировать знания детей о предст...